Лекции по "Деталям машин"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:37, курс лекций

Краткое описание

Курс «Детали машин» дает основы расчета на прочность и жесткость деталей машин общего назначения, учит выбирать материалы, дает правила конструирования с учетом технологии изготовления и эксплуатации машин.
· Изучаемые детали и узлы общего назначения делятся на три основные группы (на три основных модуля ):
1) механические передачи (фрикционные, зубчатые, червячные, винт-гайки, ременные, цепные);
2) детали и узлы, обслуживающие передачи (валы, подшипники, муфты и др.);

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ лекций ДЕТАЛИ МАШИН.doc

— 2.55 Мб (Скачать)

Из перечисленных выше зубчатых передач наибольшее распространение получили цилиндрические прямозубые и косозубые передачи, как наиболее простые в изготовлении и эксплуатации. Конические передачи применяют только в тех случаях, когда это необходимо по условиям компоновки машины; винтовые — лишь в специальных случаях.



                               рис.1.13          рис.1.14

 · Способы изготовления зубчатых колес:

- литье (без последующей механической обработки зубьев), для современных машин этот способ применяют редко;

- накатка зубьев на заготовке (также без последующей их обработки);

- нарезание зубьев (т. е. зубья получаются в процессе механической обработки заготовки).

Способ изготовления зубчатых колес выбирают в зависимости от их назначения и по технологическим соображениям.Для отдельных конструкций машин в массовом производстве применяют способ накатки зубьев. Возможны также штамповка, протягивание и т. д. В этом случае форма инструмента повторяет очертания впадины (или зубьев). В большинстве же случаев зубчатые колеса изготовляют нарезанием. Зубья нарезают, как правило, методами копирования и  обкатки.   Копирование заключается   в   прорезании   впадин между зубьями с помощью дисковой (рис. 1.15) или пальцевой (рис. 1.16) фрезы. Обработка зубьев по методу обкатки производится инструментами с очертаниями, отличными от очертаний нарезаемых зубьев, - долбяком (рис.1.17), червячной фрезой (рис. 1.18) или инструментальной рейкой- гребенкой (рис. 1.19). Достоинством метода обкатки (огибания) является то, что он позволяет одним и тем же инструментом изготовлять колеса с зубьями различной формы. Изменяя относительное расположение инструмента и заготовки на станке, можно получать зубья различной формы и толщины (передачи со смещением). Обкатка по сравнению со способом копирования обеспечивает большую точность и производительность.

                       рис. 1.15                 рис. 1.16                                                                рис. 1.17                                            



 

                                           рис. 1.18                                                                              рис. 1.19                                                                        

 

 

 

· Отделка производится после нарезания для достижения высокой точности и малой шероховатости поверхности зубьев. Способы отделки зубьев:

- шлифование — производится методом копирования или обкатки шлифовальным кругом;

- шевингование — выполняется специальным инструментом шевер-шестерней или шевер-рейкой (обкатывая обрабатываемое колесо, шевер отделывает зубья До требуемых точности и шероховатости поверхности);

-притирка — производится с помощью специального чугунного колеса (притира), находящегося в зацеплении с обрабатываемым колесом.

   · Заготовки зубчатых  колес в зависимости от получения подразделяют на литые, кованые или штампованные, изготовленные механической обработкой, сварные.

Зубчатые колеса, у которых диаметр  впадин незначительно превышает  диаметр вала в месте посадки  зубчатого колеса, изготовляют за одно целое с валом. Такую конструкцию   называют  валом-шестерней.  В  осталь ных случаях зубчатое колесо выполняется отдельно, после чего насаживается на вал.


Колеса диаметром меньше 400 мм имеют форму диска с выточками  или без выточек . Чаще всего эти колеса изготовляют из поковок. Колеса диаметром более 400…500 мм изготовляют со спицами различного сечения.

 Для экономии высокопрочных дорогостоящих материалов изготовляют сборные конструкции - бандажированные колеса. В этом случае зубчатый венец колеса изготовляют из качественной стали, а центральную часть делают из менее дорогого материала (например, чугуна).

   · Материалы, применяемые для изготовления зубчатых колес:

- сталь углеродистую обыкновенного качества марок Ст5, Ст6;

- качественную сталь марок 35, 40, 45, 50, 55;

- легированную сталь марок 12ХНЗА, 30ХГС, 40Х, 35Х, 40ХН, 50Г;

- Сталь 35Л, 45Л, 55Л;

  - серый чугун марок СЧ 10, СЧ 15, СЧ 20, СЧ 25, СЧ 30, СЧ 40,

  - высококачественный чугун марок ВЧ 50-2, ВЧ 45-5;

- неметаллические материалы (текстолит марок, лигнофоль, бакелит, капрон и др.).

Основные элементы зубчатой передачи

 Одноступенчатая зубчатая передача состоит из двух зубчатых   колес - ведущего  и  ведомого.   Меньшее  по   числу зубьев    из    пары   колес   называют   шестерней,   а    большее - колесом. Термин «зубчатое колесо» является общим. Параметрам шестерни (ведущего колеса) приписывают при обозначении нечетные индексы (1, 3, 5 и т. д.), а параметрам колеса — четные (2, 4, 6 и т. д.). Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными параметрами (рис.1.20)

 

Параметр, обозначение

 

Расчетные формулы

Модуль      m

Модуль – основная характеристика зубьев.

Для пары зубчатых колес  модуль должен быть одинаковым. Модуль – величина стандартизированная.

m=

 

Делительный диаметр d

 

d= mz

 

Диаметр вершин зубьев da

 

da= m ( z+ 2)

 

Диаметр впадин зубьев df

df= m ( z- 2,5 )

 

Высота зуба h

h = 2,25 m

 

Высота головки зуба ha

ha= m

 

Высота ножки зуба hf

hf = 1,25 m

 

Толщина зуба s

 

Ширина впадин зубьев e

 

Межосевое расстояние aw

 

Шаг p

 

Длина зуба (ширина венца) b

 

b=mym


                                                                      рис. 1.20

Виды зубчатых зацеплений

 · Эвольвентное зацепление. Профили зубьев должны быть технологичными, т.е. такими, чтобы их можно было получить в производственных условиях наиболее простыми методами. Из теоретически возможных профилей преимущественное применение получили эвольвентные профили (рис. 1.20), так как такие профили проще обработать и они обладают большими преимуществами. Эвольвентное зацепление предложено Эйлером более 200 лет назад. Это зацепление по сравнению с другими имеет следующие преимущества: при изменении межосевого расстояния не нарушается правильность их зацепления (не изменяется передаточное число); это зацепление может быть использовано и в сменных колесах.                                                                   

Эвольвентой  окружности называют кривую, которая описывается любой точкой производящей прямой, перекатываемой без скольжения по неподвижной окружности (рис. 1.21).  Окружность диаметра db, по которой эта прямая перекатывается— основная окружность. Часть эвольвенты – рабочая поверхность зубьев.

 В процессе работы  эвольвентных профилей точка их касания все время перемещается по прямой NN. Эту прямую называют линией зацепления (рис. 1.22). Угол a между линией зацепления NN  и общей касательной ТТ к начальным окружностям называется углом зацепления; его стандартне значение для эвольвентного зацепления a = 20°.


 Форма эвольвентного профиля зубьев при заданном угле инструмента a и модуле m зависит от числа зубьев z (рис.1.23): с уменьшением числа зубьев увеличивается кривизна эвольвентного профиля и соответственно уменьшается толщина зубьев у основания и вершины. Если число зубьев z меньше некоторого предельного значения zmin, то при нарезании зубьев (рис.1.19) происходит подрезание ножек зуба, в результате чего в опасном сечении зуб значительно ослабляется, снижается его прочность на изгиб, а также уменьшается рабочая часть ножки, что увеличивает изнашивание зубьев и уменьшает коэффициент их перекрытия. Минимальное число зубьев шестерни, у которой исключено подрезание зубьев без сдвига инструмента реечного типа zmin= 17    при aw = 20°. При больших окружных скоростях передачи для уменьшения шума для редукторов принимают число зубьев шестерни  z1 =  20… 30.

                 

                          рис. 1.21                                              рис. 1. 22                                                    рис. 1. 23                                                                   

                                                                                       

    · Циклоидальное зацепление повилось значительно раньше эвольвентеого, однако в настоящее время его применяют только в некоторых точных механизмах. Зубья профилируют от обычной циклоиды (рис.1.24). Частный случай циклоидального зацепления – цевочное зацепление (рис. 1.25 – вместо зубьев на малом колесе цилиндрические стержни). По сравнению с эвольвентным зацеплением циклоидальное имеет следующие недостатки: сложность изготовления профиля зуба; не допускается отклонение межосевого расстояния. Циклоидальное зацепление применяют в устройствах, где необходимо использовать шестерни с малым числом зубьев ( z = 6 и даже z = 4). При эвольвентном зацеплении это неосуществимо. Циклоидальное зацепление предпочтительней эвольвентного, когда вращающие моменты малы, и особенно в ускорительных передачах.

   ·В зацеплении М. Л. Новикова торцовые профили зубьев очерчены дугами окружностей (рис. 1.26). Посравнению с эвольвентными передачи с зацеплением Новикова могут при   одних    и   тех  же габаритных размерах  передавать  5…2 раза большую мощность. Ввиду сложности изготовления и монтажа передачи с зацеплением Новикова пока нашли применение только в специальном машиностроении.

                рис. 1. 24                                                     рис. 1 .25                          рис. 1. 26

 

                                                           Виды разрушений зубьев

 Правильно спроектированная и изготовленная передача при выполнении всех правил эксплуатации не должна перегреваться и производить при работе сильного шума. Появление значительного перегрева и чрезмерного шума свидетельствует о недостатках в работе передачи, связанных с ее конструкцией, изготовлением, неправильным выбором смазочного материала или возможными повреждениями зубьев. Наблюдаются следующие виды разрушения зубьев: их поломка, изнашивание, заедание, выкрашивание рабочих поверхностей.

· Поломка зубьев. Этот вид разрушения зубьев полностью выводит передачу из строя. Чаще поломка наблюдается у основания зуба вследствие периодического действия переменной нагрузки , а также в результате значительной кратковременной перегрузки (ударной нагрузки). Если зуб работает одной стороной, то первоначальная трещина, как правило, образуется в зоне растяжения (рис. 1.27, а) . Трещина распространяется вдоль основания ножки зуба, а иногда к его вершине (рис. 1.27, б).  

Долговечность зубьев можно повысить, увеличив прочность основания зуба и уменьшив концентрацию напряжений в опасном сечении.

    · Выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Этот вид повреждения зубьев нарушает нормальную работу всей передачи, но не выводит ее из строя полностью. Чаще это повреждение наблюдается в закрытых передачах, работающих при обилии смазочного материала. Выкрашивание поверхности зубьев возникает на ножках зубьев колес вблизи полюсной линии.  Смазочный материал, который заходит в микротрещины, находясь под действием внешнего давления (при работе передачи), расклинивает трещины. Повторяясь, такие действия приводят к откалыванию части металла (рис. 1.27, в). Диаметр ямок выкрашивания (оспинок) доходит до 2…5 мм. Установлено, что чем тверже поверхности зубьев и чем меньше шероховатость их поверхностей, тем большую нагрузку они могут выдерживать без опасности возникновения выкрашивания. Более вязкое масло

способно лучше гасить динамические нагрузки на зубья и тем самым  уменьшать выкрашивание поверхности  зубьев. В открытых передачах выкрашивание наблюдается очень редко, так  как поверхностный слой, в котором  возникают начальные трещины, истирается раньше, чем в нем успевает произойти усталостное выкрашивание.

     · Изнашивание зубьев чаще наблюдается в открытых передачах, чем в закрытых, заключается в истирании рабочих поверхностей (рис. 1.27, г) вследствие попадания в зону зацепления металлических частиц, пыли, грязи (абразивное изнашивание). Изнашивание может начаться также в результате недостаточно гладкой поверхности у новой передачи и продолжаться до сглаживания неровностей рабочих поверхностей зубьев.

·  Заедание зубьев. Наблюдается как в открытых, так и   в   закрытых  тихоходных,  тяжело  нагруженных   передачах. Этот вид повреждения зубьев заключается в том, что под действием высоких давлений сопряженные поверхности зубьев сцепляются одна с другой настолько сильно, что частицы металла с поверхности зубьев в зоне раздавленной масляной пленки отрываются и прихватываются к поверхности зубьев парного колеса; при последующем относительном движении зубьев эти частицы отрываются и делают на рабочих поверхностях борозды, задиры (рис.1.27, д).

 

        Правильно спроектированные передачи должны быть рассчитаны так, чтобы любая из возможных причин повреждения зубьев была исключена. Открытые передачи рассчитываются на изгиб, закрытые — на контактную прочность и на изгиб.

 

 

 

                                                                                                    рис. 1. 27 
        · Прямозубая цилиндрическая зубчатая передача состоит из двух или нескольких пар цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями ( рис. 1.13, а). Эта передача наиболее проста в изготовлении. Применяется как в открытом, так и в закрытом исполнении. Передаточное число и ограничивается габаритными размерами передачи. Для одной пары цилиндрических зубчатых колес и = 12,5.

Информация о работе Лекции по "Деталям машин"