Классификация и серии локомотивов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:58, доклад

Краткое описание

Локомотивы принято классифицировать по роду службы, ширине колеи, типу кузова, числу секций и по некоторым другим признакам.
По роду службы локомотивы делятся на грузовые, пассажирские, универсальные, маневровые, промышленные. К универсальным относятся грузопассажирские и маневровые локомотивы. Локомотивы, работающие в грузовой и пассажирской службах, называются поездными или магистральными.
По типу кузова локомотивы могут быть с несущей рамой и съемным кузовом, с несущими боковыми стенками и рамой и с цельнонесущим кузовом, когда рама, боковые стены и крыша работают как одно целое.

Оглавление

Классификация локомотивов
Обозначение серий паровозов
Обозначение серий тепловозов
Обозначение серий электровозов

Файлы: 1 файл

Классификация и серии локомотивов.docx

— 64.57 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Классификация локомотивов
  2. Обозначение серий паровозов
  3. Обозначение серий тепловозов
  4. Обозначение серий электровозов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация локомотивов

           Локомотивы принято классифицировать по роду службы, ширине колеи, типу кузова, числу секций и по некоторым другим признакам.

           По роду службы локомотивы  делятся на грузовые, пассажирские, универсальные, маневровые, промышленные. К универсальным относятся грузопассажирские и маневровые локомотивы. Локомотивы, работающие в грузовой и пассажирской службах, называются поездными или магистральными.

           По типу кузова локомотивы  могут быть с несущей рамой  и съемным кузовом, с несущими  боковыми стенками и рамой  и с цельнонесущим кузовом, когда рама, боковые стены и крыша работают как одно целое.

           Съемный кузов может быть вагонного  или капотного типа. Кузов вагонного  типа (рис. 6.5) обеспечивает доступ  локомотивной бригады к силовому  оборудованию во время движения  без выхода из кузова. Это улучшает  условия работы бригады и аэродинамику  поезда. Поэтому кузовами такого  типа оборудуются в основном  поездные локомотивы.

 

           В кузове капотного типа (рис. 6.6.) боковые стенки и крыша  закрывают лишь силовые агрегаты, что обеспечивает хороший обзор  из кабины машиниста, но при  этом ухудшается аэродинамика, особенно  при высоких скоростях. Поэтому  локомотивы с таким типом кузова  используют в основном для  маневровой службы.

           По числу секций локомотивы  бывают односекционные, двухсекционные  и многосекционные (рис. 6.7). Как  тепловозы, так и электровозы  любой мощности можно соединит  по две или более единицы  с управлением из одной секции. Такое их использование в поездной  службе называют работой по системе многих единиц.

           По типу передачи вращающего  момента от тягового двигателя  на ось колесной пары локомотивы  бывают с электрической, гидравлической, механической и гидромеханической  передачей 

           По типу экипажной части локомотивы  делятся на тележечные и бестележечные. К бестележечным относятся паровозы. Все современные локомотивы — тележечного типа.

           Для характеристики количества, расположения и назначения осей  применяется осевая формула. В  осевой формуле для локомотивов  тележечного типа цифра указывает  число осей в тележке. Знак  «о», расположенный в индексе  цифры, означает, что каждая ось  ведущая, то есть имеет индивидуальный  тяговый электродвигатель. Количество  цифр означает число тележек.  В осевой формуле тепловозов  с гидропередачей возле цифры  знак «о» не ставится. Знаки  «-» или «+» указывают на отсутствие или наличие жесткой связи между тележками.

           Например: 2о-2о (локомотив имеет  две двухосные тележки, каждая  ось — ведущая; З(Зо-Зо) — трехсекционный локомотив, в каждой секции две трехосные тележки, каждая ось ведущая; 2о+2о-2о+2о — локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось ведущая, каждая пара тележек имеет жесткую связь; 2(2-2) — локомотив с гидропередачей, двухсекционный, имеет двухосные тележки.

           Локомотивы различают также по  сериям.

 

Серии локомотивов

 Серия локомотива - это группа локомотивов и моторных вагонов, однотипных по своей конструкции или построенные по одним и тем же проектам локомотивы и моторные вагоны. На железных дорогах России обозначения серий изменялись в ходе развития и совершенствования конструкций локомотивов. Первые паровозы не имели обозначений, им присваивались имена собственные и оригинальные названия подобно тому, как это было принято для пароходов. Новые системы обозначений серий локомотивов вводились в 1912, 1925, 1931 годах. С 1984 на тяговом подвижном составе в железных дорог помимо буквенно-цифровых обозначений на боковых стенках кузовов ставится состоящий из восьми цифр, инвентарный номер локомотива. Это обозначение введено с целью использования электронных и компьютерных устройств для учета и контроля за дислокацией и работой парка локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Обозначение серий  паровозов

Первые локомотивы построенные Стефенсоном назывались «Блюхер» и «Ракета». На Царскосельской железной дороге паровозы имели названия «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Сокол», «Орёл», «Лев», «Слон». Построенные в нач. 1860-х годов паровозы назывались по принадлежности к городам —-«Рига», «Москва», «Париж», «Вена» (эти паровозы возили поезда на Динабургско-Витебской и Риго-Динабургская железных дорогах); носили фамилии известных людей — «Суворов», «Дельвиг», по названием рек — «Волга», планет — «Меркурий». Позже паровозам стали присваивать серии, состоявшие из буквенных обозначений или цифровых номеров. На Рязано-Уральской, Харьково-Азовской и других железных дорогах) для обозначения паровозов использовали буквы: П — пассажирский, Т — товарный и М — маневровый, к которым добавляли цифры (номера). На большинстве железных дорог России применялись различные буквенные системы обозначений серий, в результате чего одинаковые по конструкции паровозы, находившиеся на разных дорогах, получили разные обозначения.

С целью упорядочения обозначений  серий паровозов Министерство путей  сообщения в 1912 году по предложению  Ю. В. Ломоносова разработало единую для всех русских железных дорог  «Номенклатуру серий паровозов».

Систему обозначений паровозов 1912 года можно представить в виде формулы: СЗИ №, где С — основная буква серии, И — индекс, З — завод-изготовитель, № — номер локомотива. Часть Си — это серия локомотива — групповая часть, а нижний индекс з и № относились лишь к конкретному паровозу. Таким образом, обозначение серии и нумерация локомотивов уже тогда представляли собой независимые одна от другой системы.

За основу обозначения  серии была принята уже сложившаяся  ранее буквенная система обозначений, в которой использовались тридцать букв русского алфавита, включая такие  буквы. Не использовались только буквы М и П. Буква выбиралась исходя из определенного смысла: буква О означала, что это — основной тип товарного паровоза; буква Б показывала, что локомотив спроектирован и строился на Брянском заводе (тип 2-3-0), Г — на Ганноверском заводе; К — паровоз Коломенского завода; С — Сормовского завода; Д — что данный локомотив имеет две спаренные оси (типы 1-2-0, 2-2-0, 0-2-1, 2-2-1); Т — товарный, с тремя сцепными осями (типы 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1); Ч — с четырьмя спаренными осями; Л — проект В. И. Лопушинского; Ф — сочленённый системы Ферли или Фламма (тип 1-5-0); Н — паровоз Николаевской ж. д.; Р — Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.; У — Рязанско-Уральской ж. д.; Я — Московско-Ярославско-Архангельской ж. д., Ь — танк-паровоз для грузовой и маненровой работы, Ъ — танк-паровоз для пассажирской службы.

Конструктивные изменения  паровозов показывались в индексе  буквой, расположенной вверху справа от основной буквы, место изготовления — снизу справа. Наиболее распространёнными  в индексах были буквы П (с перегревом пара), Д — с кулисным механизмом Джоя, В — с кулисным механизмом Вальсхерта, К — паровоз Коломенского завода, Л — Луганского завода, Ш — шведских заводов, Г — германских заводов, М — модернизированный, Р — реконструированный или рационализированный, У — усиленный, Ч — с машиной компаунд (предложение Чечотта).

Система обозначений 1912 предусматривала  также применение для обозначения  двух основных букв, что вместе с  индексом давало возможность иметь  более 30 тыс. комбинаций. При переходе на новую систему для большинства серий паровозов была введена нумерация, исключающая применение одинаковых номеров. Однако это было сделано не для всех серий, и, в частности, для одного из распространённых пассажирского паровоза серии С были оставлены номера, применяемые отдельными дорогами. В результате этого в некоторых депо оказывалось два и даже три паровоза с одним и тем же номером. Для отличия паровозов в таких случаях после номера в виде дроби добавлялись цифры 1, 2, 3 или ставились буквы, отражающие наименование дороги, к которой ранее был приписан паровоз. Например, в депо Москва-пассажирская три паровоза С6 имели полные обозначения С6К, С6П, С6Ю, где буквы К, П, Ю соответственно обозначали — Курская, Пермская, Южная ж. д.

Обозначение локомотивов  по системе 1912 года применялось и  для локомотивов, построенных после  Октябрьской революции 1917 года. Для  первых паровозов советской постройки  начала 1920-х годов использовались буквы Э, Л, Щ (паровозы этих серий строились и до революции).

Обозначения паровозов по системе 1912 года имели вид: АВ, АД, Б, В, Г, ЕС, Ж, 3, И, К, КУ, Л, НД, НВ, НК, НЧ, ОД, ОВ, ОК, П, Р, С, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, ЩЧ, ЩП, Ы, ЫЧ, ЫП, Э, ЭГ, ЭШ, Я, Θ, Y.

В 1925 инженеры Научно-технического комитета НКПС Р. П. Гриненко и В. Ф. Егорченко предложили использовать буквенно-цифровую систему обозначений серий и нумерации тягового подвижного состава. Предполагалось со временем вообще отказаться от буквенных обозначения и перейти на чисто цифровые обозначения локомотивов по типу некоторых зарубежных железных дорог.

Всем существовавшим тогда  сериям паровозов были намечены определенные номера в пределах 01—99 в каждой серии. На переходный период предполагалось оставить и буквенное обозначение  серии. Так на железных дорогах появились  локомотивы с длинным обозначением. Выпускаемые в то время паровозов  серий СУ, ЭУ, а позднее и паровозы серий ЭМ, ЭР и М, стали обозначаться: СУ96-01, ЭУ682-01, М160-01.

Выяснилось, что число  однотипных локомотивов, как правило, было больше 99, поэтому, что бы не нарушить двухзначное обозначение цифровой части, пришлось ввести новые цифровые обозначения серий. В результате возникли серии СУ97, СУ98, СУ100, СУ101, а затем СУ200, СУ201 и т. д. То же произошло и с паровозами серий ЭУ, ЭМ, ЭР.

Буквенное обозначение серий  паровозов решили сохранить, тем  более, что часть паровозов серии СУ97 и часть паровозов серии СУ98 по конструкции не отличались. Применение системы нумерации серий 1925 года ограничили сериями СУ, ЭУ, ЭМ, ЭР и М.

В 1931 была введена ещё  одна система обозначения новых  локомотивов: первые две буквы серии  составлялись из первых букв имени  и фамилии известных людей, две  цифры обозначали нагрузку от движущих колёсных пар на рельсы, после тире проставлялся номер локомотива. Так  на железных дорогах появились паровозы серии ИС20 (Иосиф Сталин), ФД20 (Феликс Дзержинский), СО17 (Серго Орджоникидзе), АА20-1 (Андрей Андреев). Для отличия  изменений конструкции паровозы ИС и ФД начиная с 1941 года выпускались  с полным наименованием серии  — ФД21 и ИС21, а паровозы серии  СО имели три основные разновидности: СО17, СО18 (с вентиляторной тягой) и СО19 (с тендер-конденсаторами).

В 1940-е годы внесли изменения  в систему обозначений локомотивов 1912 года.. По этой измененной системе грузовым паровозам, спроектированным под руководством Л. С. Лебедянского в середине 1940-х годов, была присвоена серия Л, у которых после дефиса следовал порядковый номер (Л—0005).

Создававшимся после Великой  Отечественной войны локомотивам, заказы на которые поступали от различных  организаций МПС и ведомств, не присваивались серии по какой-либо одной системе. Для обозначения  паровозов по измененной системы 1912 года применялись обозначения заводов-изготовителей. Так появились на железных дорогах паровозы серий ЛВ18, ОР21, ОР23. Буквы ЛВ обозначали, что паровоз выполнен на базе паровозов Л (конструкции Лебедянского) на Ворошиловградском заводе, а ОР— паровоз создан этим же Ворошиловградским заводом, но с акцентом "имени Октябрьской революции". После обозначения серии ставилось тире, а затем номер паровоза.

Паровозы серии СУ, построенные  после 1945 года Сормовским заводом, имели обозначение по системе нумерации 1931 года: СУ250-01 и далее.

Опытный грузовой паровоз  типа 1-5-2 Улан-Удэнского завода был  обозначен как 23-001, а промышленный танк-паровоз серии 9П означал  девятый тип промышленного паровоза.

В ознаменование Великой  победы последним пассажирским паровозам  типа 2-4-2, созданным в 1945 году, не стали  присваивать серию. Они имеют  заводское обозначение П36, в котором  буква П обозначает «Победа», а 36 - паровоз типа 36 Коломенского завода. Аналогично был обозначен опытный грузовой паровоз П34.

Обозначение серий  тепловозов

Первым тепловозам, построенным  в 1924 году и последующим серийным локомотивам присвоены серии Щэл, Эмх, Оэл и Ьмх, означавшие, что тепловозы по мощности эквивалентны паровозам с теми же обозначениями; индексы ЭЛ и МХ соответствовали электрической или механической передаче. Нумерация как для опытных и серийных тепловозов тепловозов Ээл была общая. Все указанные тепловозы обозначались по системе нумерации 1912 года. Выпущенный примерно в это же время тепловоз ВМ20 получил обозначение по системе 1931 года. Буквы ВМ означают Вячеслав Молотов.

Построенные американскими  фирмами «Алко» и «Балдвин» в середине 1940-х годов для железных дорог СССР шестиосные тепловозы с электрической передачей получили соответственно обозначение ДА и ДБ. Буква Д означает дизельный локомотив, а индексы А и Б — первые буквы наименований фирм).

Для тепловозов, построенных  после 1945 года, применено буквенно-цифровое обозначение серий, которое отличается от существовавших в то время обозначений  серий электровозов и паровозов.

Буквенная часть серии  тепловоза состоит из двух или  трёх заглавных букв русского алфавита и цифр. Буквы серии тепловоза  обозначают: первая Т — тепловоз; вторая Э — с электрической передачей, Г — с гидравлической или гидромеханической передачей; У - узкоколейный. Третья буква обозначает: П — пассажирский, М — маневровый, у грузовых тепловозов третья буква в обозначении серии отсутствует.

Информация о работе Классификация и серии локомотивов