Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа
Производственные процессы в большинстве отраслей народного хозяйства выполняют машины , и дальнейший рост материального благосостояния тесно связан с развитием машиностроения.
К важнейшим требованиям , предъявляемым к проектируемой машине , относятся экономичность в изготовлении и эксплуатации , удобство и безотказность обслуживания , надёжность и долговечность.
Для обеспечения этих требований детали должны удовлетворять ряду критериев , важнейшие среди которых - прочность , надёжность , износостойкость , жёсткость , виброустойчивость , теплостойкость , технологичность.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П.КОРОЛЁВА»
Кафедра
Основ конструирования машин
РАСЧЁТНО – ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по проектированию зубчатых передач
Вариант № 2
Студент Кузьминчук Н. П. Группа 1303
Руководитель проекта Балякин В.Б.
Срок выполнения проекта
Проект защищен с оценкой
САМАРА 2008
техническое задание
Вариант 2.14.
Кинематическая схема редуктора
Исходные данные :
Сила тяги на несущем
винте
Несущая сила на винте 1,5 кН
Частота вращения выходного вала 190 об/мин
Мощность на выходном
валу
Частота вращения входного
вала
Расчетная долговечность
Расстояние от плоскости
подвески до несущего винта
Привод работает спокойно без толчков и вибраций.
Режим нагружения первый:T1=TH; T2=0,91TH; T3=0,87TH; n1=nH; n2=1,10nH; n3=1,15nH; tH1=0,50 tH; tH2=0,30 tH; tH3=0,20 tH.
.
Введение.
Производственные процессы в большинстве отраслей народного хозяйства выполняют машины , и дальнейший рост материального благосостояния тесно связан с развитием машиностроения.
К важнейшим требованиям , предъявляемым к проектируемой машине , относятся экономичность в изготовлении и эксплуатации , удобство и безотказность обслуживания , надёжность и долговечность.
Для обеспечения этих
Зубчатые передачи в современной промышленности имеют важные значения. Благодаря высокому КПД они широко применяются в технике В данной работе произведен расчет, необходимый для того, чтобы спроектировать редуктор вертолёта. Расчет осуществляется в трёх вариантах. Это необходимо для выбора оптимального подбора зубчатых колёс.
Курсовой проект по деталям машин является первой конструкторской работой студента и поэтому её значение весьма существенно. Изучение основ конструирования (проектирования) начинают с конструирования простейщих узлов машин - приводов, редукторов. Опыт и знания, приобретенные студентом при конструировании этих узлов машин, являются основой для его дальнейшей конструкторской работы, а также для выполнения курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломного проекта.
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка к курсовой работе по проектированию зубчатых передач.
стр. рис.1. исп. источники .
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, КОНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, КОНТАКТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ,
НАПРЯЖЕНИЕ ИЗГИБА, КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА, ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО, МЕЖОСЕВОЕ РАССТОЯНИЕ
В данной работе произведены расчеты конической и планетарной зубчатых передач, необходимые для того, чтобы спроектировать редуктор вертолета. Определены их геометрические параметры
В данной работе проектируется двухступенчатый планетарно- конический редуктор. Выходная ступень выполнена по консольной схеме . Одна ступень планетарная, вторая- коническая. Входной и выходной валы расположены под углом 90градусов.
Общее передаточное число определяем по формуле
U ред = n вх / n нв= 2200 / 190 = 11,57,
где n вх – частота вращения входного вала;
n нв – частота вращения несущего винта .
Для двухступенчатого редуктора
U ред = U 1 · U 2 ,
где U 1 – передаточное число первой ступени ;
U 2 – передаточное число второй ступени .
В двухступенчатом коническо – планитарном редукторе для рациональной разбивки передаточных чисел рекомендуется эмпирическая зависимость / 1/
=2,89
Передаточное число второй ступени
U 2 = U ред / U 1 = 11,57 / 2,89 = 4 .
Частоты вращения входного и выходного валов заданы
n вх = 2200 мин-1 ; n вых= 190 мин-1 .
определяем частоту вращения промежуточного вала , исходя из передаточного отношения
Для выбранного передаточного отношения U2=4.
n 3 = n 2 / U 2 = 761,25 / 4 = 190,31 мин-1 .
Принимаем КПД для конической передачи h 1 = 0,96 , для планитарной передачи h 2 =1-((U2-1)/U2) · (1-h2 цилиндрич)= 0,97 /1/.
h цилиндрич =0,98
мощность на валу определяется по формуле
Pi=Pi-1×hi ,
где Pi-мощность на валу , квт;
Pi-1- мощность на предыдущем валу, квт;
hi - КПД ступени.
Для выходного вала задана мощность P 3 = 180 кВт .
Исходя из этого условия определяем мощности на остальных валах :
P 2 = P 3 / h 2 = 180 / 0,97 = 185,57 кВт ;
P 1 = P 2 / h 1 = 185,57 / 0,96 = 193,30 кВт .
Определение крутящих моментов на всех валах редуктора производится по формуле
T = 9,55 · 10 6 · P / n ,
где Т – крутящий момент , Н · мм ;
P – мощность , кВт ;
n – обороты вала, мин-1.
После подстановки получим:
T 1 = 9,55 · 10 6 · P 1 / n 1 = 9,55 · 10 6 · 193,3 / 2200= 0,84· 10 6 Н · мм ;
T 2 = 9,55 · 10 6 · P 2 / n 2 = 9,55 · 10 6 · 185,57 / 761,25 = 2,33· 10 6 Н· мм ;
T 3 = 9,55 · 10 6 · P 3 / n 3 = 9,55 · 10 6 · 180/ 190 = 9,05· 10 6 Н · мм
2.5 Определение крутящего момента на валах планетарной передачи.
na(H)=na-nH= n 2- n вых=761,25-190=571,25 мин-1 ;
nb(H)= -nH=- n вых=190 мин-1;
Ua-g(H)=(U2/2)-1=(4/2)-1=1;
ng(H)= na(H)/ Ua-g(H)=571,25 мин-1 ;
Ug-b(H)=U2/ Ua-g(H)=4;
a’c≤6;
Ta-g= 9,55 · 10 6 · Pa / na · ac·Кнер ,
где Тa-g – крутящий момент , Н · мм ;
Pa – мощность , кВт ;
na – обороты вала, мин-1;
ac – количество сателлитов.
Выберем Кнер=0,9 , ac=4;
Ta-g= 9,55 · 10 6 ·185,57/761,25 ·0,9 ·4=0,65· 10 6 Н · мм;
Tg-b= Ta-g · Ua-g(H)= 0,65· 10 6 Н · мм .
3.1 Определение допустимых контактных напряжений для зубчатых колёс.
Для конической передачи.
Допускаемое контактное напряжение определяем по формуле / 2/
[ s H ] = ( s H lim b / S H ) · K HL ,
где s H lim b – базовый предел контактной выносливости , МПа ;
S H – коэффициент безопасности при расчете по контактным напряжениям ;
K HL – коэффициент долговечности .
Коэффициент долговечности определяется по формуле
где N H0 – базовое число циклов нагружений;
N HE – расчетное число циклов нагружений .
Базовое число циклов нагружений при HRC ³ 56 принимаем NH0 = 12 · 107 /2/.
Расчетное число циклов для постоянного режима работы находим по формуле
N HE = 60 · C · n · t h×KHL× ,
а для перменного режима
N HE=60 · C· ∑(Тi/TH)3·ni·thi ,
где C – число нагружений зуба за один оборот зубчатого колеса ;
n – частота вращения , об/мин ;
t h – долговечность , ч ;
KHL-Коэффициент долговечности по контактным напряжениям.
Зубчатые колеса изготовляются из стали 12Х2Н4А с термообработкой зубьев - цементацией на глубину 1,0... 1,2 мм. При этом твердость поверхности составит 58…63 HRC .
Принимаем HRC=63
Предел контактной выносливости поверхности зуба определяем по зависимости /2/
s H lim b = 23 ·HRC = 23 · 63 = 1449 МПа .
Принимаем коэффициент безопасности S H =1,2 для цементированных зубьев.
Расчетное число циклов нагружений при постоянном режиме
N HE1пост = 60 ·с× n 1 · t h = 60 · 2200 · 2000 = 264 · 106 ;
Расчётное число циклов нагружений при непостоянном режиме:
N HE1непост=60 · C· ∑(Т1/TH)3·n1·th1=60·1·((1)3·0,
+(0,87)3·0,2·2000·1,15·2200)=
Найдём расчетный коэффициент КFE= N HE1непост/ N HE1пост=0,9.
Теперь для вычисления расчётного числа циклов нагружений при переменном режиме воспользуемся формулой:
N HE = 0,9 · 60 · C · n · t h×KHL (*)
Коэффициент долговечности
=6√12· 107/237635400=0,9.
Примем KHL=1 так как мы говорим о поверхностном упрочнении
Допускаемое контактное напряжение
[ s H ] 1 = ( s H lim b / S H ) · K HL1=( 1449 / 1,2 ) ·1= 1207 МПа;
Для планетарной передачи.
Алгоритм нахождения допускаемых контактных напряжений для планетарной передачм тот же что и для конической.
Коронное колесо:
C=Сb=ac=4;
n=n2;
Расчётное число циклов нагружений при переменном режиме:
N HE = 0,015 · 60 · C · n · t h×KHL =0,9·60·4·1,1·2200·2000=104,5·
Коэффициент долговечности:
=6√12· 107/104,5·107=0,7;
Примем KHL=1 так как мы говорим о поверхностном упрочнении
Допускаемое контактное напряжение
[ s H ] b = ( s H lim b / S H ) · K HL=1449/1,2·1=1207МПа.
Сателлиты:
C=Сg=1;
n=ng=571,25 мин-1 ;
Расчётное число циклов нагружений при переменном режиме:
N HE = 0,9 · 60 · C · n · t h×KHL =0,9·60·1·571,25·2000=6,1·107 ;
Коэффициент долговечности:
=6√12· 107/6,1·107=1,1;
Допускаемое контактное напряжение
[ s H ] g = ( s H lim b / S H ) · K HL=1449/1,2·1,1=1328МПа.
Центральное колесо:
C=Сa=ac=4;
n=na;
Расчётное число циклов нагружений при переменном режиме:
N HE = 0,9 · 60 · C · n · t h×KHL =0,9·60·4·571,25·2000=24,7·107 ;
Коэффициент долговечности:
=6√12· 107/24,7·107=0,9;
Примем KHL=1 так как мы говорим о поверхностном упрочнении
Допускаемое контактное напряжение
[ s H ] а = ( s H lim b / S H ) · K HL=1449/1,2·1=1207 МПа.
В качестве расчетного для ступени выбираем минимальное значение:
[ s H ] аg=1207 МПа;
[ s H ] gb=1207МПа.
Передача на выходе:
C=1;
n=n3;
Расчётное число циклов нагружений при переменном режиме:
N HE = 0,9 · 60 · C · n · t h×KHL =0,9·60·1·1,15·2200·2000=27,3·
Коэффициент долговечности:
=6√12· 107/27,3·107=0,9;
Примем KHL=1 так как мы говорим о поверхностном упрочнении
Допускаемое контактное напряжение
[ s H ] = ( s H lim b / S H ) · K HL=1449/1,2·1=1207МПа.
3.2 Определение допустимых напряжений изгиба для зубчатых колёс.
Допускаемое напряжение изгиба определяем по формуле / 2/
[ s F ] = [ s F lim b / S F ] ·K FL · K FC ,
где s F lim b – базовый предел выносливости по изгибу, МПа ;
S F – коэффициент безопасности при расчетах по напряжениям изгиба;
K FL – коэффициент долговечности ;
K FC – коэффициент, учитывающий условия нагружения зуба.
Для одностороннего нагружения зуба принимаем K FC=1 .