К 1940 г.
были введены в действие нормы времени
на погрузку и разгрузку, грузовые перевозки
осуществлялись в соответствии с договорами
и заявками, применялась маркировка грузов,
была определена ответственность за их
сохранность. Тарифы строились в зависимости
от дальности перевозок, класса груза,
тоннажа грузовика.
После войны
нужно было увеличить производство автомобилей,
обладающих повышенной грузоподъемностью,
более высокой скоростью, экономичностью
расхода топлива и запасных частей, увеличенной
емкостью кузовов.
Одним из
путей совершенствования междугородных
грузовых перевозок стала организация
движения автопоездов по системе тяговых
плеч: шофер перевозил груз не на всем
маршруте, а лишь на определенном участке
(плече). Весь маршрут разбивался на несколько
участков с таким расчетом, чтобы шофер,
прибыв в промежуточный пункт, оставлял
свой груженый полуприцеп и возвращался
обратно с другим грузом. В целях развития
грузовых перевозок в междугороднем сообщении
и повышения грузооборота автотранспорта
была намечена организация широкой сети
грузовых станций, которые обеспечивали
краткосрочное хранение грузов, группировку
их по направлениям и загрузку порожних
автомобилей.
Массовый
характер принял бригадный подряд на автотранспорте.
Бригады представляли собой маленькие
хозрасчетные коллективы внутри предприятия.
Много внимания уделялось агрегатному
и поточному методам ремонта подвижного
состава, разработке требований к автопромышленности,
рациональной структуре парка, совершенствованию
выпускаемых моделей автомобилей, подготовке
кадров, учету и планированию, аттестации
рабочих мест, новым методам организации
перевозок, применению на автотранспорте
средств диспетчерской связи, вопросам
организации труда, безопасности движения,
охраны окружающей среды и другим проблемам,
вызванным значительным ростом автомобильного
парка.
Дополнительно
совершенствовалось и транспортно-экспедиционное
обслуживание, грузовые перевозки не окупающие
собственных затрат стали сокращаться,
а грузовые перевозки с большим процентом
рентабельности напротив активно развивались.
Появились предприятия автохозяйств обеспечивающие
грузовые перевозки. Автотранспортное
предприятие, автобаза, автохозяйство,
автотранспортная колонна, автокомбинат
и ряд других, для которых грузовые перевозки
стали основной профессиональной деятельностью.
На сегодняшний момент большинство из
этих предприятий перешло в частные руки.
С
начала 1990-х годов Россия и
ее автотранспортная отрасль
вступили в период рыночной
экономики. История грузовых перевозок
в России будет идти по пути
совершенствования.
2. Развитие
транспортной системы в перспективе
Одной из основных проблем является
повышение скорости движения. Эта проблема
комплексная, требующая повышения коэффициента
полезного действия (КПД) двигателя путем
замены традиционного двигателя внутреннего
сгорания с КПД в пределах 20 %, на более
мощные: газотурбинный, дизельный (частичное
решение, так как он имеет массу недостатков,
в частности экологических), газодизельный,
инерционный (упоминавшийся жиробус с
подзарядкой через каждые 1 – 1,5 км на маршруте),
и др.
Повышение КПД должно идти не
только за счёт замены двигателя, но и
за счёт изменения методов диагностирования,
режима движения и других организационно-технических
мероприятий, также являющихся объектами
научных исследований.
Продолжаются работы по созданию
автомобилей повышенной грузоподъёмности
и пассажировместимости, что требует решить
целый ряд вопросов, связанных прежде
всего с качеством автомобильных дорог.
Для обеспечения качества дорог необходима
замена традиционных материалов на новые,
более прочные и дешёвые (удачен опыт добавок,
в том числе резины из отработанных автомобильных
шин), а также изменение принципов, закладываемых
при проектировании, строительстве (подземные,
навесные и пр.), эксплуатации и др.
Очень важная и сложная проблема
автомобильного транспорта — взаимодействие
с окружающей средой. Автомобильный транспорт
является сегодня одним из наиболее экологически
опасных видов транспорта. Основное направление
научных исследований — это поиск новых
видов топлива: водородного (считается
топливом будущего, первый патент — в
1854 г.), ядерного, газобаллонного, энергии
Солнца, спиртов, добавок к бензину, синтетических
видов (многие на угольной основе) и др.,
а также работы по внедрению электроэнергии
в автомобильный транспорт. Актуальны
вопросы веса, материала, зарядки, долговечности
и другие проблемы аккумуляторов.
Для снижения стоимости автомобильных
перевозок необходимо решить проблему
увеличения моторесурса, т.е. повышения
долговечности службы двигателя и других
частей автомобиля, которая связана с
конструкцией автомобиля, его назначением,
применяемыми материалами, точностью
сборки, качеством дорог и др.
3. Развитие
грузовых перевозок на примере ГУП «Мосавтотранс»
В мае 1955 году в соответствии
с постановлением Совета Министров СССР
было создано Главное управление автомобильного
транспорта Мосгорисполкома – Главмосавтотранс.
На протяжении долгого времени, до 1983 года, его
бессменным руководителем был Иосиф Михайлович
Гоберман – человек - легенда, транспортник
– профессионал. Именно И. Гоберману принадлежит
идея объединить разрозненный транспорт
многочисленных министерств, предприятий
и организаций в крупные автомобильные
хозяйства. Иосиф Михайлович не только
явился родоначальником централизованных
перевозок грузов, но и планирования оптимальных
грузопотоков, разработчиком прогрессивных
методов перевозок и организации труда
в транспортной отрасли. Все прогрессивное
в грузовых автоперевозок отрасли, так
или иначе, связано с именем этого великого
человека. Его идеи, начинания, видение
дела актуальны и спустя много лет. Гоберман
28 лет руководил Главмосавтотрансом. Эмблема
«Главмосавтотранса» была нанесена на
кабины почти 40 тыс. автомобилей, осуществляющих
перевозки различных народно-хозяйственных
грузов в крупнейшем мегаполисе страны.
Общая численность работающих в системе
превышала сто тысяч человек.
По инициативе и при непосредственном
участии Гобермана было принято постановление
Правительства о ежегодном праздновании,
начиная с 1976 года, «Дня работника автомобильного
транспорта».
После И.М. Гобермана руководителями грузовой
автотранспортной отрасли Москвы были
его ученики и последователи: Васильев
Владимир Федорович, Купреев Евгений Кириллович,
Златин Павел Андреевич. С 2002 года ГУП
«Мосавтотранс» возглавляет Чочуа Мераби
Порфирьевич.
Главмосавтотранс постепенно создавался
как многоотраслевая организация, имеющая
в своем составе ряд Управлений и объединений,
специализированных по обслуживаемым
ими отраслям. Это позволяло, в свою очередь, специализировать и
автохозяйства по видам деятельности,
а подвижной состав по роду доставляемых
грузов. Четкое профилирование автохозяйств,
внедрение прогрессивных форм перевозок
грузов, дало возможность поднять производительность
труда, сократить транспортные издержки
в народном хозяйстве, снизить себестоимость,
повысить культуру перевозок и улучшить
условия труда водителей.
Централизованные перевозки дали возможность
широко внедрить специализированный подвижной
состав, ранее совершенно не применявшийся.
Главмосавтотранс стал крупнейшим автотранспортным
подразделением столицы. С ноября 1955 года
автопредприятия Главмосавтотранса начали
работы по экспедированию, завозу грузов
и контейнеров. В 1957 году было создано
управление «Мосстройтранс», на которое
было возложено обеспечение автоперевозками
бурно растущей строительной индустрии
столицы.
В том же 1957 году было образовано управление
«Мосторгтранс», перешедшее в Главмосавтотранс
из Главного управления торговли. Главку
было передано 15 автохозяйств, насчитывавших
около 2.600 автомашин различных марок. В
1958 году было создано управление «Моспромтранс»,
автохозяйства которого осуществляли
автоперевозки для сотен промышленных
предприятий города. С начала июля 1955 года
районные предприятия и организации города
начали обслуживаться автотранспортом
в централизованном порядке. В связи с
этим, 25 транспортных контор при Райисполкомах
были переданы в Главмосавтотранс. Эти
конторы были преобразованы в автобазы.
Были созданы: трест по обслуживанию районных
предприятий и организаций, трест централизованных
перевозок промышленных и сельскохозяйственных
грузов, строительно-монтажное управление.
Для оперативного руководства была создана
диспетчерская связь и городская система
диспетчеризации перевозок.
К середине 60-х годов Главмосавтотранс
насчитывал более десяти автокомбинатов.
Опыт их работы подтверждал, что эту форму
организации хозяйств надо широко внедрять.
И в дальнейшем число автокомбинатов в
Главмосавтотрансе заметно увеличилось,
вырос и эксплуатационный парк автопредприятий.
К этому времени Главмосавтотранс объединил
семь производственных специализированных
управлений со 150 крупными хозрасчетными
предприятиями и организациями. В системе
Главмосавтотранса работало около 110 тысяч
человек, из них 60 тысяч шоферов.
В 1963 году была проведена новая реорганизация.
На базе МосУТЭКа и треста «Мосавтожелдор»
было создано управление «Мострансэкспедиция»,
что позволило ликвидировать промежуточные
звенья, добиться того, что работа железнодорожных
станций и автотранспортных организаций
стала более согласованной. Организационная
перестройка предприятий, обслуживающих
Московский транспортный узел, дала возможность
сократить число автомобилей, работающих
на узле.
Обслуживание торговли в таком большом
городе, как Москва, исключительно сложная
задача. В сотни торговых организаций
должны бесперебойно поступать хлеб, мясо,
молоко, рыба, кондитерские изделия и другие
продукты. Для успешного выполнения этой
задачи было создано специализированное
управление «Мосторгтранс».
В короткое время Главмосавтотранс приобрел
более 200 саморазгружающихся прицепов.
Но поскольку автомобильная промышленность
не удовлетворяла потребности народного
хозяйства в специализированных автомобилях,
прицепах и полуприцепах, Главмосавтотранс
организовал работу по разработке технической
документации и изготовлению специализированного
подвижного состава собственными силами.
В 1964 году в автотранспортных предприятиях
Главмосавтотранса специализированный
подвижной состав составлял 54% от общего
количества.
Главмосавтотранс стал мощной
организацией, на долю которой уже приходилось
в городских и междугородных перевозках
свыше 100 миллионов тонн различных грузов.
В год автомобили Главмосавтотранса выполняли
около двух миллиардов тонно-километров
или более 60 процентов от общего объема
перевозок в столице.
В целях лучшего использования производственных
мощностей и дальнейшего развития автотранспортной
отрасли в 1964 году управление авторемзаводов,
было передано в подчинение Главмосавтотрансу.
Таким образом, в его состав вошли 9 авторемонтных
заводов. С присоединением к Главку Управления
авторемзаводов к нему перешли также 7
станций техобслуживания. На их базе было
создано специализированное производственное
объединение «Мосавтотехобслуживание».
В декабре 1965 года на базе небольшого
ПКБ было создано проектно-конструкторское
бюро Главмосавтотранса. За время существования
ПКБ были разработаны проекты автомобиля
с грузоподъемной площадкой для перевозки
овощей, низкорамный полуприцеп для перевозки
непакетированного металлолома, специализированный
подвижной состав грузоподъемностью от
0,5 тонн до перевозки нестандартного и
тяжеловесного крупногабаритного оборудования
и других уникальных грузов, а также различное оборудование
для автотранспорта – контейнеры, стенды,
подъемники, конвейеры и т.д. Разработан
полуприцеп-фермовоз для доставки ферм
длиной от 18 до 24 метров. Модельный ряд
выпускаемого авторемзаводами подвижного
состава составил почти 150 наименований.
В 1965 году на базе транспортных
агентств в Главке было создано объединение
«Мострансагенство». Объединение «Мострансагентство»
оказывало населению свыше 40 видов услуг.
Среди них – грузовые таксомоторные перевозки,
доставка мебели, багажа, переезды на дачи,
с квартиры на квартиру и многое другое.
Доставка хлеба и хлебобулочных изделий,
муки всегда занимала главенствующее
место в перевозках. Так в 1975 году в Главмосавтотрансе
было создано объединение «Мосхлебтранс»,
в состав которого вошли автобазы №21,22,23,24
и 25.
В состав Главмосавтотранса
входил Учебно-производственный комбинат,
который был создан на базе образованной
в 1939 году школы водителей при грузовом
автопарке №1. Учебный комбинат ежегодно
готовил до 5 тысяч кадров водителей, рабочих
и специалистов в области автомобильного
транспорта общего пользования.
Перестроечные процессы в стране породили
новые экономические отношения между
партнерами. В связи с этим в 1988 году на
базе объединений, предприятий и организаций
Главмосавтотранса было создано ММТПО
«Мосавтотранс». В 1991 году произошло преобразование
ММТПО «Мосавтотранс» в Комитет грузового
транспорта и наделение его необходимыми
правами и соответствующими полномочиями.
В 1992 году на базе приватизированных и
арендных предприятий было образовано
ОАО МТК «Мосавтотранс». В 1999 году было
создано Государственное унитарное предприятие
«Мосавтотранс», призванное с одной стороны
объединить владельцев грузового автотранспорта,
независимо от форм собственности, а с
другой – стать рабочим органом Правительства
Москвы по претворению в жизнь транспортной
политики, как в интересах самих перевозчиков,
так и на благо города в целом, с учетом
приоритета интересов населения столицы.
Заключение
Автомобильный транспорт развивается
ускоренными темпами, особенно в рыночных
условиях, как наиболее массовый вид транспорта
для перевозки пассажиров и грузов любой
стоимости, в том числе дорогостоящих,
на короткие и средние расстояния, а также
обеспечения розничной торговли, малого
бизнеса, систем производственной логистики.
Он может быть единственным видом транспорта
в сельскохозяйственных регионах при
перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный
транспорт имеет самую широкою сферу использования:
в городе, пригороде, в межрегиональном,
междугородном и международном сообщении
как самостоятельный или для подвоза-вывоза
к магистральным видам транспорта.
Развитие современных технологий,
например контейнерной, расширяет сферу
применения (дальность) автомобильного
транспорта. Эффективна и перевозка на
значительные расстояния при международном
сообщении, которая ускоряет доставку
экспортно-импортных грузов.
Список использованной
литературы
История грузовых перевозок
России. Зарождение, совершенствование
грузовых перевозок. http://www.transastra.ru/movingarticles_5.htm
История грузовых перевозок http://www.nsvlog.ru/stat2.htm
История развития ГУП «Мосавтортранс» http://www.mosautotrans.ru/index.php/aboutpredpriyatie/history