История развития грузовых перевозок автомобильным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Автомобильный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения автомобильного транспорта — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства, возможность доставки грузов «от двери до двери». На дальние расстояния автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Оглавление

1. Общие сведения
1.1. Грузоперевозки: общие положения
1.2. История грузовых перевозок
2. Развитие транспортной системы в перспективе
3. Развитие грузовых перевозок на примере ГУП «Мосавтотранс»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по истории транспорта.docx

— 158.59 Кб (Скачать)

К 1940 г. были введены в действие нормы времени на погрузку и разгрузку, грузовые перевозки осуществлялись в соответствии с договорами и заявками, применялась маркировка грузов, была определена ответственность за их сохранность. Тарифы строились в зависимости от дальности перевозок, класса груза, тоннажа грузовика.

После войны нужно было увеличить производство автомобилей, обладающих повышенной грузоподъемностью, более высокой скоростью, экономичностью расхода топлива и запасных частей, увеличенной емкостью кузовов.

Одним из путей совершенствования междугородных грузовых перевозок стала организация движения автопоездов по системе тяговых плеч: шофер перевозил груз не на всем маршруте, а лишь на определенном участке (плече). Весь маршрут разбивался на несколько участков с таким расчетом, чтобы шофер, прибыв в промежуточный пункт, оставлял свой груженый полуприцеп и возвращался обратно с другим грузом. В целях развития грузовых перевозок в междугороднем сообщении и повышения грузооборота автотранспорта была намечена организация широкой сети грузовых станций, которые обеспечивали краткосрочное хранение грузов, группировку их по направлениям и загрузку порожних автомобилей.

Массовый характер принял бригадный подряд на автотранспорте. Бригады представляли собой маленькие хозрасчетные коллективы внутри предприятия. Много внимания уделялось агрегатному и поточному методам ремонта подвижного состава, разработке требований к автопромышленности, рациональной структуре парка, совершенствованию выпускаемых моделей автомобилей, подготовке кадров, учету и планированию, аттестации рабочих мест, новым методам организации перевозок, применению на автотранспорте средств диспетчерской связи, вопросам организации труда, безопасности движения, охраны окружающей среды и другим проблемам, вызванным значительным ростом автомобильного парка.

Дополнительно совершенствовалось и транспортно-экспедиционное обслуживание, грузовые перевозки не окупающие собственных затрат стали сокращаться, а грузовые перевозки с большим процентом рентабельности напротив активно развивались. Появились предприятия автохозяйств обеспечивающие грузовые перевозки. Автотранспортное предприятие, автобаза, автохозяйство, автотранспортная колонна, автокомбинат и ряд других, для которых грузовые перевозки стали основной профессиональной деятельностью. На сегодняшний момент большинство из этих предприятий перешло в частные руки.

 С  начала 1990-х годов Россия и  ее автотранспортная отрасль  вступили в период рыночной  экономики. История грузовых перевозок  в России будет идти по пути  совершенствования.

2. Развитие  транспортной системы в перспективе

Одной из основных проблем является повышение скорости движения. Эта проблема комплексная, требующая повышения коэффициента полезного действия (КПД) двигателя путем замены традиционного двигателя внутреннего сгорания с КПД в пределах 20 %, на более мощные: газотурбинный, дизельный (частичное решение, так как он имеет массу недостатков, в частности экологических), газодизельный, инерционный (упоминавшийся жиробус с подзарядкой через каждые 1 – 1,5 км на маршруте), и др.

Повышение КПД должно идти не только за счёт замены двигателя, но и за счёт изменения методов диагностирования, режима движения и других организационно-технических мероприятий, также являющихся объектами научных исследований.

Продолжаются работы по созданию автомобилей повышенной грузоподъёмности и пассажировместимости, что требует решить целый ряд вопросов, связанных прежде всего с качеством автомобильных дорог. Для обеспечения качества дорог необходима замена традиционных материалов на новые, более прочные и дешёвые (удачен опыт добавок, в том числе резины из отработанных автомобильных шин), а также изменение принципов, закладываемых при проектировании, строительстве (подземные, навесные и пр.), эксплуатации и др.

Очень важная и сложная проблема автомобильного транспорта — взаимодействие с окружающей средой. Автомобильный транспорт является сегодня одним из наиболее экологически опасных видов транспорта. Основное направление научных исследований — это поиск новых видов топлива: водородного (считается топливом будущего, первый патент — в 1854 г.), ядерного, газобаллонного, энергии Солнца, спиртов, добавок к бензину, синтетических видов (многие на угольной основе) и др., а также работы по внедрению электроэнергии в автомобильный транспорт. Актуальны вопросы веса, материала, зарядки, долговечности и другие проблемы аккумуляторов.

Для снижения стоимости автомобильных перевозок необходимо решить проблему увеличения моторесурса, т.е. повышения долговечности службы двигателя и других частей автомобиля, которая связана с конструкцией автомобиля, его назначением, применяемыми материалами, точностью сборки, качеством дорог и др.

3. Развитие грузовых перевозок на примере ГУП «Мосавтотранс»

В мае 1955 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР было создано Главное управление автомобильного транспорта Мосгорисполкома – Главмосавтотранс. На протяжении долгого времени, до 1983 года, его бессменным руководителем был Иосиф Михайлович Гоберман – человек - легенда, транспортник – профессионал. Именно И. Гоберману принадлежит идея объединить разрозненный транспорт многочисленных министерств, предприятий и организаций в крупные автомобильные хозяйства. Иосиф Михайлович не только явился родоначальником централизованных перевозок грузов, но и планирования оптимальных грузопотоков, разработчиком прогрессивных методов перевозок и организации труда в транспортной отрасли. Все прогрессивное в грузовых автоперевозок отрасли, так или иначе, связано с именем этого великого человека. Его идеи, начинания, видение дела актуальны и спустя много лет. Гоберман 28 лет руководил Главмосавтотрансом. Эмблема «Главмосавтотранса» была нанесена на кабины почти 40 тыс. автомобилей, осуществляющих перевозки различных народно-хозяйственных грузов в крупнейшем мегаполисе страны. Общая численность работающих в системе превышала сто тысяч человек.

По инициативе и при непосредственном участии Гобермана было принято постановление Правительства о ежегодном праздновании, начиная с 1976 года, «Дня работника автомобильного транспорта».  
После И.М. Гобермана руководителями грузовой автотранспортной отрасли Москвы были его ученики и последователи: Васильев Владимир Федорович, Купреев Евгений Кириллович, Златин Павел Андреевич. С 2002 года ГУП «Мосавтотранс» возглавляет Чочуа Мераби Порфирьевич. 
Главмосавтотранс постепенно создавался как многоотраслевая организация, имеющая в своем составе ряд Управлений и объединений, специализированных по обслуживаемым ими отраслям. Это позволяло, в свою очередь, специализировать и автохозяйства по видам деятельности, а подвижной состав по роду доставляемых грузов. Четкое профилирование автохозяйств, внедрение прогрессивных форм перевозок грузов, дало возможность поднять производительность труда, сократить транспортные издержки в народном хозяйстве, снизить себестоимость, повысить культуру перевозок и улучшить условия труда водителей. 
 
Централизованные перевозки дали возможность широко внедрить специализированный подвижной состав, ранее совершенно не применявшийся. 
Главмосавтотранс стал крупнейшим автотранспортным подразделением столицы. С ноября 1955 года автопредприятия Главмосавтотранса начали работы по экспедированию, завозу грузов и контейнеров. В 1957 году было создано управление «Мосстройтранс», на которое было возложено обеспечение автоперевозками бурно растущей строительной индустрии столицы.  
В том же 1957 году было образовано управление «Мосторгтранс», перешедшее в Главмосавтотранс из Главного управления торговли. Главку было передано 15 автохозяйств, насчитывавших около 2.600 автомашин различных марок. В 1958 году было создано управление «Моспромтранс», автохозяйства которого осуществляли автоперевозки для сотен промышленных предприятий города. С начала июля 1955 года районные предприятия и организации города начали обслуживаться автотранспортом в централизованном порядке. В связи с этим, 25 транспортных контор при Райисполкомах были переданы в Главмосавтотранс. Эти конторы были преобразованы в автобазы. Были созданы: трест по обслуживанию районных предприятий и организаций, трест централизованных перевозок промышленных и сельскохозяйственных грузов, строительно-монтажное управление. Для оперативного руководства была создана диспетчерская связь и городская система диспетчеризации перевозок.

К середине 60-х годов Главмосавтотранс насчитывал более десяти автокомбинатов. Опыт их работы подтверждал, что эту форму организации хозяйств надо широко внедрять. И в дальнейшем число автокомбинатов в Главмосавтотрансе заметно увеличилось, вырос и эксплуатационный парк автопредприятий.  
К этому времени Главмосавтотранс объединил семь производственных специализированных управлений со 150 крупными хозрасчетными предприятиями и организациями. В системе Главмосавтотранса работало около 110 тысяч человек, из них 60 тысяч шоферов. 
В 1963 году была проведена новая реорганизация. На базе МосУТЭКа и треста «Мосавтожелдор» было создано управление «Мострансэкспедиция», что позволило ликвидировать промежуточные звенья, добиться того, что работа железнодорожных станций и автотранспортных организаций стала более согласованной. Организационная перестройка предприятий, обслуживающих Московский транспортный узел, дала возможность сократить число автомобилей, работающих на узле. 
Обслуживание торговли в таком большом городе, как Москва, исключительно сложная задача. В сотни торговых организаций должны бесперебойно поступать хлеб, мясо, молоко, рыба, кондитерские изделия и другие продукты. Для успешного выполнения этой задачи было создано специализированное управление «Мосторгтранс». 
 
В короткое время Главмосавтотранс приобрел более 200 саморазгружающихся прицепов. Но поскольку автомобильная промышленность не удовлетворяла потребности народного хозяйства в специализированных автомобилях, прицепах и полуприцепах, Главмосавтотранс организовал работу по разработке технической документации и изготовлению специализированного подвижного состава собственными силами. В 1964 году в автотранспортных предприятиях Главмосавтотранса специализированный подвижной состав составлял 54% от общего количества.

Главмосавтотранс стал мощной организацией, на долю которой уже приходилось в городских и междугородных перевозках свыше 100 миллионов тонн различных грузов. В год автомобили Главмосавтотранса выполняли около двух миллиардов тонно-километров или более 60 процентов от общего объема перевозок в столице.  
В целях лучшего использования производственных мощностей и дальнейшего развития автотранспортной отрасли в 1964 году управление авторемзаводов, было передано в подчинение Главмосавтотрансу. Таким образом, в его состав вошли 9 авторемонтных заводов. С присоединением к Главку Управления авторемзаводов к нему перешли также 7 станций техобслуживания. На их базе было создано специализированное производственное объединение «Мосавтотехобслуживание».

В декабре 1965 года на базе небольшого ПКБ было создано проектно-конструкторское бюро Главмосавтотранса. За время существования ПКБ были разработаны проекты автомобиля с грузоподъемной площадкой для перевозки овощей, низкорамный полуприцеп для перевозки непакетированного металлолома, специализированный подвижной состав грузоподъемностью от 0,5 тонн до перевозки нестандартного и тяжеловесного крупногабаритного оборудования и других уникальных грузов, а также различное оборудование для автотранспорта – контейнеры, стенды, подъемники, конвейеры и т.д. Разработан полуприцеп-фермовоз для доставки ферм длиной от 18 до 24 метров. Модельный ряд выпускаемого авторемзаводами подвижного состава составил почти 150 наименований.

В 1965 году на базе транспортных агентств в Главке было создано объединение «Мострансагенство». Объединение «Мострансагентство» оказывало населению свыше 40 видов услуг. Среди них – грузовые таксомоторные перевозки, доставка мебели, багажа, переезды на дачи, с квартиры на квартиру и многое другое. 
Доставка хлеба и хлебобулочных изделий, муки всегда занимала главенствующее место в перевозках. Так в 1975 году в Главмосавтотрансе было создано объединение «Мосхлебтранс», в состав которого вошли автобазы №21,22,23,24 и 25.

В состав Главмосавтотранса входил Учебно-производственный комбинат, который был создан на базе образованной в 1939 году школы водителей при грузовом автопарке №1. Учебный комбинат ежегодно готовил до 5 тысяч кадров водителей, рабочих и специалистов в области автомобильного транспорта общего пользования. 
 
Перестроечные процессы в стране породили новые экономические отношения между партнерами. В связи с этим в 1988 году на базе объединений, предприятий и организаций Главмосавтотранса было создано ММТПО «Мосавтотранс». В 1991 году произошло преобразование ММТПО «Мосавтотранс» в Комитет грузового транспорта и наделение его необходимыми правами и соответствующими полномочиями. В 1992 году на базе приватизированных и арендных предприятий было образовано ОАО МТК «Мосавтотранс». В 1999 году было создано Государственное унитарное предприятие «Мосавтотранс», призванное с одной стороны объединить владельцев грузового автотранспорта, независимо от форм собственности, а с другой – стать рабочим органом Правительства Москвы по претворению в жизнь транспортной политики, как в интересах самих перевозчиков, так и на благо города в целом, с учетом приоритета интересов населения столицы.

Заключение

Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкою сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.

Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транспорта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.

Список использованной литературы

  1. История грузовых перевозок России. Зарождение, совершенствование грузовых перевозок. http://www.transastra.ru/movingarticles_5.htm

  1. История грузовых перевозок http://www.nsvlog.ru/stat2.htm

  1. История развития ГУП «Мосавтортранс» http://www.mosautotrans.ru/index.php/aboutpredpriyatie/history

 


Информация о работе История развития грузовых перевозок автомобильным транспортом