Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа
Современные горные машины весьма сложны. Некоторые узлы по своей сложности и составу могут быть приравнены к самостоятельным машинам. К ним относятся различные двигатели (пневматические, гидравлические, электрические, внутреннего сгорания и прочее). Такие узлы машин иногда называют агрегатами. Агрегаты, узлы, подузлы и детали, в общем случае называют элементами машины.
Машиной называется механизм или размещение на одном основании сочетание нескольких механизмов, предназначенных для преобразования подведенной энергии в полезную работу. Машины, служащие для выполнения работ, связанных с добычей горного сырья, принято называть горными машинами. Группу машин предназначенных для выполнения последовательных операций одного и того же технологического процесса, называют комплексом. Известны комплексы машин для добычи полезного ископаемого, крепления горных выработок, закладки выработанного пространства, заряжания взрывных скважин на карьерах и так далее.
Часть машины, выполняющая определенную функцию и при изготовлении обычно собираемая отдельно, называется узлом. В составе узла может быть один или несколько подузлов, объединенных между собой общей станиной, каркасом, рамой и так далее. Подузлы состоят из деталей.
Современные горные машины весьма сложны. Некоторые узлы по своей сложности и составу могут быть приравнены к самостоятельным машинам. К ним относятся различные двигатели (пневматические, гидравлические, электрические, внутреннего сгорания и прочее). Такие узлы машин иногда называют агрегатами. Агрегаты, узлы, подузлы и детали, в общем случае называют элементами машины.
Соприкасаемые детали машины называются парными, а соприкасаемые поверхности этих деталей сопрягаемыми.
Сопрягаемые поверхности деталей воспринимают нагрузки. В них возникают различного рода напряжения, в ряде случаев они подвергаются интенсивному трению и износу. Поэтому помимо точности формы к этим поверхностям предъявляются жесткие требования по степени шероховатости и размерам. Эти требования стандартизированы в виде классификаций чистоты поверхности и посадок.
Каждая деталь машины должна быть простой по форме, нетрудоемкой в изготовлении и иметь достаточную жесткость, то есть способность сопротивляться изменению формы под действием определенных сил. Прочность детали должна соответствовать действующим нагрузкам, а точность размеров и частота обработки - условиям в которых она работает.
Технологический процесс изготовления машины обычно весьма сложен. Он состоит из заготовительных операций, операций по изготовления деталей и сборочных операций. Изготовление машин заканчивается наладкой, заводскими испытаниями и покраской.
После изготовления и до начала эксплуатации машина может некоторое время храниться на складах, транспортироваться или перегоняться своим ходом к месту работы.
На каждой из этих стадий она находится в условиях, которые в той или иной мере оказывают влияние на ее состояние.
При хранении в ее элементах под
действием внешней среды (пыль, солнечные
лучи, атмосферные осадки, перепады
температур окружающей среды и т.п.),
а также под действием
Могут произойти повреждения
Но главные испытания ее ждут, естественно, во время эксплуатации в условиях работы горных предприятий.
Это связано с наличием больших динамических и, особенно, знакопеременных нагрузок, вызывающих резкое ухудшение условий трения сопрягаемых поверхностей; с высокой агрессивностью окружающей среды в связи с избытком воды. Пыли и вредных газов; с более тяжелыми условиями труда горнорабочих, что отрицательно сказывается на качестве ухода за оборудованием.
таблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ | |||
Виды дефектов |
Характеристика дефектов |
Основные детали и их поверхности, на которых выявлены дефекты |
Причины дефектов |
Износы | |||
Механический износ |
Изменение начальных размеров, искажение геометрических форм, появление рисок, задиров |
Посадочные места под |
Трение поверхностей деталей при значительных давлениях. |
Абразивный износ |
Интенсивное изменение начальных размеров, геометрических форм, появление глубоких рисок задиров, наволакивание металла. |
Наружные поверхности корпусов
комбайнов и оснований |
Абразивное воздействие угля и породы |
Абразивно-механический износ. |
То же |
Зубья звезд; рабочие поверхности направляющих тяговых цепей, канатных барабанов, роликов; режущие и погрузочные цепи; опорные лыжи комбайнов; рабочие поверхности зубчатых и червячных передач, подшипников качения. |
Трение поверхностей деталей при значительных давлениях в присутствии абразивов и в условиях смазки |
Пластические деформации. | |||
Изгиб |
Искажение форм, геометрических осей, появление трещин на растянутых волокнах. |
Штоки и плунжеры домкратов и
стоек; валы и оси трансмиссий; зубья
зубчатых и червячных передач; металлические
конструкции комбайнов и |
Внецентренное действие нагрузок, значительное превышение допустимых нагрузок. |
Кручение |
Поворот сечения относительно начального положения появление трещин. |
Валы трансмиссий |
Действие крутящих моментов, превышающих допустимые. |
Коробление. |
Искажение начальной формы. |
Диски фрикционов |
Длительная пробуксовка под нагрузкой. |
Смятие |
Искажение начальной формы, образование наплывов металла |
Рабочие поверхности гнезд клапанов; рабочие поверхности шлицевых и шпоночных соединений. |
Многоцикличный силовой контакт поверхностей; длительное действие контактных нагрузок, превышающих допустимые. |
Механические разрушения | |||
Срез. |
Отделение части детали. |
Предохранительные штифты, валики цепей, валы трансмиссий. |
Действия нагрузок превышающих допустимые, многоцикличные действия знакопеременных нагрузок |
Трещины |
Нарушение сплошности металла по сечению. |
Корпусные детали; валы и оси трансмиссий; рабочие поверхности закаленных зубчатых колес и червяков; металлические конструкции; подшипники качения; основания крепей; пружины |
Действие внутренних напряжений, возникающих при сварке, термической обработке; действие знакопеременных нагрузок, крутящих моментов, превышающих допустимые значения; дефекты структуры |
Выкрашивание |
Искажение геометрической формы поверхности в результате отделения частичек металла. |
Рабочие поверхности закаленных зубчатых передач и червяков; гнезд и клапанов насосов. |
Многоцикличное действие контактных нагрузок. |
Изломы. |
Разрушение детали или отделение ее части |
Рабочие поверхности закаленных зубчатых и червячных передач; закаленные шлицы, валы трансмиссий. |
Действие динамических нагрузок, развитие трещин под нагрузкой, конструктивные причины. |
Отколы. |
Отделение части детали или ее элемента |
Рабочие поверхности закаленных зубчатых передач, закаленные шлицы, валы трансмиссий |
Действие динамических нагрузок, развитие трещин под нагрузкой, конструктивные причины. |
Коррозионные разрушения. | |||
Общая коррозия. |
Образование окисной пленки, глубоких язв. |
Наружные поверхности горных машин и механизмов, не защищенных стойкими покрытиями; детали трансмиссий; полости цилиндров |
Действие агрессивной (кислотной или щелочной) шахтной воды, сернистого газа, рудничной атмосферы, угольной пыли. |
Коррозионное разрушение защитных покрытий. |
Появление отдельных очагов пятен, вздутий, отслоений |
Поверхности деталей, имеющие анодные (цинк, кадлит), катодные (хром, никель), а также оксидные защитные покрытия. |
Действие коррозионного тока, гальванических макропар под воздействием влажной шахтной атмосферы. |
Эрозионное разрушение | |||
Эрозионное разрушение |
Изменение начальных форм, образование промоин. |
Трубопроводы; рабочие поверхности седел и клапанов, гильз и золотников блоков управления цилиндров, поршней насосов и гидродвигателей, цилиндров стоек и гидродомкратов |
Кавитация при истечении рабочих жидкостей |
Эрозионное разрушение | |||
Криогенное разрушение |
Разрушение детали или отделение её части |
Корпусные детали, детали трансмисий, консольные конструкции, металлические детали зданий и сооружений |
Воздействие экстремально-низких температур |
Горные машины отличаются разнообразием конструкции и сложностью, поэтому оценка их эксплуатационных свойств должна производиться комплексно рядом характеристик.
Эксплуатационные свойства горных машин делятся на технологические, технико-экономические и эргономические.
Технологические свойства характеризуют приспособленность машин к выполнению требований производства. Они включают производственную эффективность рабочего органа, проходимость, маневренность, плавность хода и так далее.
Эргономические свойства машин характеризуют функциональное состояние, работоспособность и безопасность обслуживающего персонала. Они зависят от метеорологических условий, состава воздуха и содержания в нем пыли, газа, паров, радиоактивности окружающей среды, вибраций, шума, перегрузок, удобства управления, освещенности, зоны комфорта, технической эстетики и так далее.
К технико-экономическим свойствам горных машин относятся надежность (или долговечность, ремонтопригодность), тягово-скоростные свойства, энергоэкономичность. Для определенных машин и условий их эксплуатации значимость этих свойств может быть различной.
Надежность (ГОСТ 13377-75) - свойство объекта (машина, сборочная единицам, деталь) выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям эксплуатации и транспортирования. Это комплексное свойство, которое в зависимости от значения машины и условий ее эксплуатации, может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Надежность горной машины в технологической цепи или в комплексе определяет производительную работу всех остальных машин.
Ремонторигодность - свойство машины, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Безотказность - свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, а также в периоды хранения и транспортирования. При работоспособном состоянии машина способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Наработка - представляет собой продолжительность или объем выполненной машиной работы и измеряется в часах, тоннах, кубометрах или других единицах. Она может быть суточной, месячной, между отказами и так далее.
Под отказом понимают событие, повлекшее нарушение работоспособности машины. Отказы разделяют на внезапные и постепенные. Кроме того, отказы бывают зависимыми и независимыми, конструкционными, производственными, эксплуатационными. Они возникают в результате дефектов проектирования, изготовления и ремонта, нарушения правил эксплуатации, различных повреждений, естественного износа и старения деталей. В горных машинах наибольшее количество отказов приходится на детали, воспринимающие большие динамические нагрузки.
Долговечность - свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Под предельным понимают состояние
машины, при котором ее дальнейшая
эксплуатация должна быть прекращена
из-за неустранимого нарушения
Признаки предельного
Показателями долговечности машины являются: гамма-процентный ресурс, средний ресурс, назначенный ресурс, технический ресурс, гамма-процентный срок службы, средний срок службы.
Под техническим ресурсом принимают наработку машины с начала эксплуатации или ее возобновления после среднего или капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Начало эксплуатации устанавливается в технической документации на машину или в договоре на поставку и может исчисляться с момента ее получения или установки у потребителя, отгрузки изготовителем.
Средний ресурс - математическое ожидание ресурса.
Гамма процентный ресурс - наработка, в течение которой объект на достигнет предельного состояния с заданной вероятностью g процентов.
Величину определяют из уравнения:
1 - F(t) = g/100 (3.1.)
где F - функция распределения ресурса.
Назначенный ресурс - суммарная наработка до достижения такой величины, при которой эксплуатация прекращается независимо от состояния машины.
Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации машины от ее начала или возобновления после капитального и среднего ремонта до наступления предельного состояния.
Средний срок службы представляет собой математическое ожидание срока службы.
Гамма процентный срок службы - календарная продолжительность эксплуатации, в течение которой машина не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью j процентов.
Для оценки надежности машины может быть использован также:
Коэффициент готовности Кг - вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых использование объекта по назначению не предусматривается
Кг = То / То + Тв (3.2.)
где: То - наработка на отказ, Тв - среднее время восстановления.
В повышении коэффициента готовности существенную роль играет правильно выработанная система технического обслуживания и ремонта, то есть комплекс взаимосвязанных положений и норм, обуславливающих организацию и порядок проведения работ по техобслуживанию и ремонту в определенных условиях эксплуатации.
При производстве горных машин применяется целая гамма материалов: металлы и их сплавы, резины, пластмассы, кожа, кожзаменители, стекла и так далее.
Остановимся на наиболее важных из них.
Все металлы и сплавы, из которых выполнены детали машин, обладают определенными свойствами, на основании которых, в зависимости от технических требований, производится выбор соответствующего материала.
Наиболее важной характеристикой металла является его физико-механические свойства, которые служат критерием способности без разрушения сопротивляться воздействию нагрузки.
Внешние усилия - нагрузки, действующие на детали машин, вызывают внутреннюю силу сопротивления, величина которой, определяемая силой, приходящейся на единицу площади, называется напряжением.
Для определения механических свойств обычно проводит два вида испытаний образцов материала:
К важнейшим физическим свойствам
металлов следует отнести линейное
расширение. Коэффициент линейного
расширения - относительное приращение
длины образца при его
Серый чугун - обладает средней прочностью, малым удлинением, малой прочностью при ударе, удовлетворительной износостойкостью, пониженной чувствительностью к нагреву. Из серого чугуна (СЧ) изготавливают детали сложной конфигурации.
СЧ-15-32 означает: серый чугун с пределом прочности при растяжении 15 кг-с/мм2 и при изгибе 32 кг-с/мм2.
Отливки из чугунов малой прочности, например, СЧ-12-28 применяют при изготовлении малонагруженных деталей (кожухи, крышки).
Более высокопрочные чугуны идут на изготовление коленчатых валов, деталей передач, тяжело нагруженных станин (СЧ-21-40, СЧ-40-60, СЧ-28-48 и др.).
Белый чугун, закаливаемый при отливке, характеризуется высокой твердостью, допускающей обработку резанием только твердосплавным инструментом.
Основные детали из белого чугуна (БЧ):
Ковкий чугун применяют для деталей, требующий по своей форме литой заготовки. Название ковкий является условным, так как заготовки из него, также как и из серого чугуна получают только с помощью отливки. Ковкий чугун обладает хорошими литейными свойствами, высоким модулем упругости, его обозначают буквами КЧ и значениями предела прочности при растяжении (кг/см2) и относительного удлинения при разрыве (мм) (КЧ 30-6, КЧ 35-10,КЧ 63-2).
Информация о работе Горные машины - объект эксплуатации и ремонта