Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:58, курсовая работа
Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.
Задачи:
1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.
2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.
3. Изучить процедуру заключения договора транспортной экспедиции.
4. Определить ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.
Введение………………………………………………………………………
1. Договор транспортной экспедиции………………………………………
1.1 Понятие и содержание договора транспортной экспедиции………….
1.2 Заключение договора транспортной экспедиции……………………..
2. Актуальные проблемы правоприменительной и судебной практики…
2.1 Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции..
2.2 Проблема определения клиента из договора транспортной экспедиции……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Рассматривая вопрос о предоставлении клиентом полной информации, необходимо отметить, что клиент обычно не является компетентным в области перевозки грузов и часто не знает о том, является ли предоставленная им информация полной или нет. Учитывая это, функция экспедитора не должна быть сведена к пассивному получению информации от клиента, и в случае непредставления клиентом полной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные сведения.
Полнота информации должна оцениваться экспедитором на основании сопоставления сведений, предоставляемых клиентом, со сведениями, требуемыми перевозчиком при заключении договоров перевозки, таможенными органами – при таможенном оформлении товаров, страховщиками – при заключении договоров страхования и т.п.
Помимо требования полноты информации законодательством устанавливаются дополнительные требования к информации, предъявляемой клиентом экспедитору: информация должна быть точной и достоверной. При обнаружении недостатков полученной информации экспедитор должен сообщить об этом клиенту. В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе применить одну из мер оперативного воздействия, а именно экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
В договоре транспортной
экспедиции стороны могут предусмотреть
заключение договоров экспедитора
с иными участниками
Несмотря на то, что основной задачей в настоящее время является освобождение клиента от участия в процессе транспортировки груза, экспедитор все же вынужден обращаться к клиенту, как только наблюдается какое-то отклонение от обычного порядка при осуществлении организации доставки (отправления) получения груза, так как именно клиент является владельцем груза. Различается лишь степень участия: от дачи указаний при возникновении такой необходимости до осуществления клиентом определенных работ при организации доставки груза.
В Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиенту также предоставлено право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (п. 6 ст. 3 Закона). Следовательно, право клиента на дачу указаний должно быть предусмотрено договором транспортной экспедиции. В данной норме речь идет не о тех указаниях, которые клиент дает на запрос экспедитора, законодатель имеет в виду право клиента в одностороннем порядке изменять определенные условия договора транспортной экспедиции и обязательное принятие этих изменений к исполнению со стороны экспедитора.
Возможны различные нарушения договора транспортной экспедиции со стороны клиента. Так, нарушениями будут непредъявление согласованного к транспортно-экспедиционному обслуживанию груза; предъявление груза в несогласованных объемах; предъявление груза иного наименования; просрочка в погрузке груза (если обязанность по погрузке лежит на клиенте); нарушение обязательств по направлению уведомлений и т.д.
Анализируя конкретные нарушения со стороны клиента, необходимо отметить нарушение обязанности по предоставлению информации экспедитору. И Гражданский кодекс, и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривают ответственность клиента за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением данной обязанности. Важность своевременного предоставления необходимой информации бесспорна, так как при нарушении данной обязанности создается невозможность надлежащего выполнения или даже вообще выполнения своих обязательств экспедитором, который может нести в связи с этим дополнительную ответственность перед иными участниками перевозочного процесса.
Одной из основных обязанностей клиента является также обязанность возместить расходы, понесенные экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает, что при необоснованном отказе от выполнения данной обязанности и именно за необоснованность клиент помимо возмещения расходов также несет ответственность в виде штрафа, размер которого равен 10 процентам от суммы указанных расходов. Клиент несет ответственность также и за несвоевременное возмещение расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента. Ответственность клиента за несвоевременное возмещение понесенных экспедитором в интересах клиента расходов, а также за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору устанавливается в виде законной неустойки. Размер неустойки составляет 0,1 процента вознаграждения и понесенных экспедитором в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» усложнил положение клиента при осуществлении им такого действия как приемка груза. Приемка груза клиентом и по качеству, и по количеству осуществляется одновременно с его получением.
При приемке груза получатель должен быть предельно точен и внимателен, так как именно при получении груза от экспедитора и обнаружении утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза получатель / уполномоченное им лицо должен сразу же не только уведомить экспедитора о самом факте утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, но также и указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза. Указанием на общий характер недостачи будет считаться, например, указание недостающего веса, если получатель осуществляет взвешивание при получении товара, указание на количество недостающих мест, на мест со следами взлома, повреждения и т.п. Указанием на общий характер повреждения (порчи) груза будут считаться указания на все те недостатки груза, которые выявляются при внешнем осмотре, свидетельствующие о недостатках качества, то есть о повреждении, порче.
Получатель должен уведомлять экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза в письменной форме – это может быть как отдельный документ, так и соответствующие записи, сделанные при проставлении отметки о получении на транспортном документе экспедитора.
Если получатель не уведомил экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указал общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что он получил груз неповрежденным. Следовательно, если нарушен срок приемки или не соблюдена письменная форма уведомления о недостатках и об их общем характере, презюмируется, что груз был передан экспедитором получателю надлежащим по качеству и по количеству. Установленная законом презумпция может быть опровергнута, если заинтересованная сторона докажет, что, несмотря на отсутствие со стороны получателя / уполномоченного лица при получении товара каких-либо указаний на недостатки груза по качеству или по количеству, тем не менее указанные недостатки были.
На практике часто бывают ситуации, когда недостача или повреждение (порча) груза не могут быть выявлены при приемке груза обычным способом, т.е. когда имеются скрытые недостатки. В отношении таких недостатков уведомление может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. На получателя возлагается обязанность по проверке полученного товара в довольно короткие сроки – и в отношении количества товара это может быть признано обоснованным. При проверке же качества товара указанный срок может быть недостаточен. Срок в тридцать дней может быть недостаточен для проведения экспертизы, принятый товар может быть введен в эксплуатацию только по истечении тридцати дней после получения – все это ставит клиента в довольно тяжелое положение. Думается, что в отношении скрытых недостатков должен быть установлен либо более длительный срок для их выявления, либо установлено, что получатель обязан приступить к проверке качества такого товара в установленные сроки.
Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что датой уведомления о скрытых недостатках груза считается дата получения экспедитором такого уведомления. Данная норма ущемляет права клиента, ставя его в крайне невыгодное положение. Указанное правило противоречит общему положению Кодекса, в соответствии с которым письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок (п. 2 ст. 194 ГК РФ).
Еще одним нововведением, предусмотренным Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», ухудшившим положение клиента, является установление в области транспортно-экспедиционных отношений для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность, обязательного претензионного порядка урегулирования споров. Клиент, пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Соблюдение же экспедитором претензионного порядка урегулирования споров не обязательно. В литературе существуют различные позиции по данному вопросу. Так, с одной стороны, отмечается, что претензионные сроки всегда носили пресекательный характер и могли служить непреодолимым препятствием на пути предъявления требований к перевозчику в судебном порядке, а также, что претензионный порядок является искусственным, бюрократическим препятствием в осуществлении права на защиту своих интересов; с другой стороны, отмечается, что необходимость введения претензионного порядка обусловлена постоянной работой экспедитора в правовом поле перевозчика.
Претензия должна быть предъявлена в шестимесячный срок, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление претензии. При этом возникновение права на претензию устанавливается не единообразно, а различно – в зависимости от вида нарушения.
Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливается специальный срок исковой давности, равный одному году. В отличие от общих положений Гражданского кодекса, предусматривающих начало срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в отношении транспортно-экспедиционных обязательств срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска; при этом закон не устанавливает момент возникновения права на предъявление иска. Наличие обязательного претензионного порядка, сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность клиента получить возмещение с экспедитора в случае, если с клиента было взыскано возмещение по истечении годичного, но в течение общего трехгодичного срока исковой давности.
В итоге хотелось бы отметить, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» во многих вопросах направлен на защиту интересов экспедитора, ущемляя права клиента, часто не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, что не может позитивно влиять на построение внутренне непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих имущественный оборот.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены поставленные нами цели и задачи.
Договор транспортной экспедиции – это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.
Порядок заключения этого договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК). Согласно ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме.
Предусмотренную
Законом ответственность
Список литературы