Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.
Задачи:
1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.
2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.
3. Изучить процедуру заключения договора транспортной экспедиции.
4. Определить ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
1. Договор транспортной экспедиции………………………………………
1.1 Понятие и содержание договора транспортной экспедиции………….
1.2 Заключение договора транспортной экспедиции……………………..
2. Актуальные проблемы правоприменительной и судебной практики…
2.1 Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции..
2.2 Проблема определения клиента из договора транспортной экспедиции……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

транспорт право Афоня.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Если экспедитор докажет, что ненадлежащее исполнение им своих  обязательств по договору транспортной экспедиции произошло из-за ненадлежащего выполнения договора перевозки перевозчиком, экспедитор, во-первых, несет ограниченную ответственность перед клиентом, а во-вторых, применяется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и за иные виды нарушений обязательств. Такие перечни предусмотрены конкретными транспортными уставами (кодексами). Например, железнодорожный перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, в частности, вследствие сложившихся у перевозчика при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Определение ответственности экспедитора в рассматриваемой ситуации аналогично ответственности перевозчика, нарушившего свое обязательство. Это вполне обоснованно, так как иначе экспедитор нес бы дополнительные убытки, а клиент получал бы полное возмещение, которое он не смог бы получить, если бы обращался к перевозчику, минуя экспедитора.

Как было отмечено, нарушение обязательств по договору экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет применение к экспедитору  тех же правил, по которым перед  экспедитором отвечает соответствующий  перевозчик. При этом согласно ст. 79 Устава железнодорожного транспорта в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. Следовательно, для определения оснований и размера ответственности экспедитора перед клиентом не нужно определять соответствующий участок перевозки, на котором произошла утрата, недостача или повреждение (порча), а нужно знать конечного перевозчика, что удобно для клиента.

Ответственность экспедитора носит двусторонний характер: он отвечает за вину клиента  перед перевозчиком и за вину последнего перед клиентом. Так, при доставке груза от склада клиента до железнодорожной  станции (порта) экспедитор, не имеющий  собственного транспорта, заключает договор с автотранспортной организацией, в котором предусматривается штраф за сверхнормативный простой в пунктах погрузки-выгрузки. Если штраф был взыскан с экспедитора, он затем взыскивает штраф с виновной стороны: клиента или с железнодорожного, водного, воздушного перевозчика. В данном случае присутствует ответственность экспедитора за чужую вину. Часть штрафных санкций в силу самых разнообразных причин (трудности доказывания, просрочка сроков исковой давности и т.д.) могут оказаться невзысканными и лягут на экспедитора – в этом заключается риск ответственности за чужую вину. Подобная ответственность является характерной чертой не только договора транспортной экспедиции, но и любого другого договора, где происходит возложение исполнения обязательства на третье лицо.

При утрате, недостаче  или повреждении груза, возникших  не из договора перевозки, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено специальное регулирование ответственности экспедитора.

Под утратой груза понимается невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, так же как и при осуществлении перевозки, утрата груза – понятие не только фактическое, но и юридическое, причем по своему объему последнее шире, чем понятие «фактическая утрата груза». Утрата груза возникает не только в тех случаях, когда груз фактически отсутствует (например, при хищении, гибели груза), но и тогда, когда он не уничтожен и не похищен, но не может быть своевременно вручен перевозчиком надлежащему грузополучателю.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что ограничения ответственности при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не вследствие нарушения обязательств перевозчиком, применяются лишь при отсутствии вины экспедитора. Если имеется виновное поведение экспедитора (либо третьего лица, на которого экспедитор возложил исполнение определенных обязанностей), то помимо возмещения реального ущерба и полного или в определенных случаях частичного возвращения клиенту уплаченного вознаграждения, экспедитор также возмещает клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, т.е. его ответственность выше. Однако данная ответственность не может быть признана полной, так как Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» сужено содержание понятия «реальный ущерб». Отсутствие вины экспедитора в возникшей утрате, недостаче или повреждении (порче) груза может быть констатировано, лишь когда будет доказано, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от экспедитора по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения данного обязательства.

В случае применения к экспедитору ограниченной ответственности, помимо возмещения реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или  повреждением (порчей) груза, экспедитор может быть обязан возвратить клиенту  ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Такая обязанность может быть возложена на экспедитора только в случае, если она предусмотрена договором транспортной экспедиции. Экспедитор возвращает вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. При утрате груза вознаграждение возвращается в полном объеме, так как размер, пропорциональный стоимости утраченного груза, составляет сто процентов. При согласовании сторонами договора транспортной экспедиции порядка выплаты вознаграждения после выполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором, соответствующая часть вознаграждения не уплачивается клиентом. Правило о возврате вознаграждения соответствуют тому, что договор транспортной экспедиции – это договор об оказании услуг. Законодатель не возлагает на экспедитора обязанность возвратить клиенту в соответствующем размере расходы, понесенные им в интересах клиента. Для того чтобы экспедитор был обязан возместить их, необходимо включить эти расходы в цену товара. В отличие от транспортно-экспедиционных обязательств, перевозчик согласно ГК РФ полностью возвращает провозную плату, которая включает как вознаграждение, так и понесенные им расходы, причем не только в случае утраты, но и недостачи, повреждения груза.

Для международных  перевозок установлены предельные суммы ответственности в расчетных  единицах. Под расчетной единицей в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для своих операций и сделок на соответствующую дату, под которой понимается дата принятия судебного решения или дата, указанная в соглашении сторон.

Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с международными перевозками  груза, при утрате, недостаче или  повреждении (порче) груза ограничивается не действительной стоимостью или объявленной ценностью груза, а нормативно установленной суммой в размере двух расчетных единиц (специальные права заимствования) за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза. Если экспедитор при выполнении услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции, возлагал исполнение определенных обязательств на третье лицо, которое допустило утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, и при возмещении причиненных экспедитору убытков с данного третьего лица была взыскана сумма более чем две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза, то и экспедитор, осуществляющий международные сообщения, должен нести перед клиентом повышенную ответственность в размере, равном полученной от третьего лица суммы. Если же в указанной ситуации третье лицо возмещает экспедитору убытки в размере меньшем, чем две расчетные единицы, экспедитор относит на свой счет разницу, так как он не может уменьшить свою ответственность перед клиентом.

Ограничение ответственности  экспедитора установленной суммой специальных прав заимствования  при оказании услуг в международных  сообщениях применяется только в  случае, если нарушение экспедитором своих обязанностей возникло не вследствие собственного действия или собственного бездействия экспедитора, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Бремя доказывания этого факта лежит на экспедиторе, что дало некоторым авторам основание говорить о неверной формулировке правила о бремени доказывания. Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы либо обстоятельства, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза), являются основанием освобождения от ответственности, наличие же умысла или грубой неосторожности может являться основанием для возложения полной ответственности3.

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, возникших при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, экспедитор возмещает клиенту не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, причем в полном объеме, однако в размере не более чем две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое экспедитор отвечает. Следовательно, в пределе двух расчетных единиц или в пределе большей суммы, если она возмещена лицом, за которое экспедитор отвечает, клиент может взыскать с экспедитора не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, что важно, если реальный ущерб меньше, чем установленный Законом предел (в расчетных единицах).

В заключение хотелось бы отметить, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» внес изменения в регулирование вопросов ответственности экспедитора, однако в ряде случаев указанные изменения не являются до конца последовательными. Наглядным примером может служить ограниченная реальным ущербом ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не в связи с нарушением обязательств перевозчиком. Сфера применения указанной ответственности весьма узка: для ее применения необходимо, с одной стороны, отсутствие обстоятельств, освобождающих экспедитора от ответственности (т.е. обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело), и с другой стороны, обязательно наличие всех мер, принятых экспедитором для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, т.е. невиновность экспедитора.

 

2.2 Проблема определения клиента из договора транспортной экспедиции

 

Правовое положение  клиента по договору транспортной экспедиции определяется через его права и обязанности. Основными обязанностями клиента является обязанность уплатить экспедитору вознаграждение и оплатить расходы, связанные с выполнением или организацией выполнения экспедитором определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор транспортной экспедиции является возмездным. Условие о вознаграждении является определимым существенным условием в договоре транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Транспортно-экспедиционный рынок в России действует и развивается, поэтому определить размер вознаграждения, так же как и примерный размер расходов, вполне легко.

Обычно размер вознаграждения определяется тарифами, существующими у экспедитора. Тарифные ставки устанавливаются с учетом характера экспедиторских операций, места их совершения, вида груза (тарно-штучный, навалочный). Размер ставок может быть дифференцирован не только для разных грузов, но и для разных видов сообщений: операции по переработке грузов в заграничном сообщении, большом каботаже и в прямом водном сообщении оплачиваются более высоко, чем аналогичные работы в междупортовом сообщении (малом каботаже) и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Очень часто  экспедиторы котируют сквозную ставку за перевозку груза от пункта отправления  до пункта назначения на основе ставок каждого вида транспорта, участвующего в смешанной перевозке, и других издержек экспедитора. Очень часто экспедитор предоставляет клиенту такие же ставки, как и перевозчик, доход же экспедитора сводится к разнице между ставками тарифа на мелкие отправки и ставками на отправки повагонные, т.е. экспедитор укрупняет мелкие отправки и отправляет их сборными вагонами.

Важной обязанностью клиента является предусмотренная  и Гражданским кодексом, и Федеральным  законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 №87-ФЗ обязанность клиента своевременно предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Данные о  грузе всегда имели важное значение в процессе выполнения транспортно-экспедиционной деятельности. Непредставление либо представление неверной информации о свойствах груза, об условиях его  перевозки может привести к возникновению чрезвычайной, опасной ситуации при транспортно-экспедиционном обслуживании груза, при перевозке груза.

При транспортно-экспедиционном обслуживании экспортных грузов для  пересечения границы товар должен иметь все требуемые таможенными  органами документы: сертификаты качества, сертификаты о происхождении товаров, карантинные свидетельства и т.д. Если экспедитор осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, требующих особых условий хранения, перевозки, перевалки, либо грузов, на которые не разработаны правила перевозки, то клиент обязан обеспечить экспедитора специальными инструкциями по указанным вопросам.

При предоставлении клиентом информации необходимо, чтобы  информация, содержащаяся в указанных  документах, соответствовала действительности, в противном случае исполнение экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, может быть затруднено или невозможно. Транспортные уставы также устанавливают ответственность за достоверность представляемых сведений о грузе.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции