Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа
Согласно задания требуется разработать привод мешалки кормов, состоящей из электродвигателя, двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора и цепной передачи.
Требуется выбрать электродвигатель, рассчитать зубчатые и цепную передачи, спроектировать и проверить пригодность шпоночных соединений, подшипников, разработать общий вид редуктора, разработать рабочие чертежи деталей: корпуса редуктора, промежуточного вала, зубчатого колеса быстроходной ступени, крышек подшипников.
Введение………………………………………………………………………………5
1 Кинематический и силовой расчёт………………………………….…………….6
Схема привода…………………………………………………….…………….6
Выбор электродвигателя……………………………………………………….7
Определение требуемой мощности электродвигателя…………………….…7
Определение требуемой частоты вращения вала…………………….....……7
1.2.3 Выбор электродвигателя………………………………………………….……7
Определение передаточных отношений отдельных передач………………..8
Кинематический и силовой расчёт………………………………………….…8
Определение мощностей на валах……………………………..………….….8
Частота вращения валов привода…………………………………..…….…..9
Скорость вращения валов…………………………………………..………...9
Моменты………………………………………………………………..……..9
Порядок расчёта цилиндрической зубчатой передачи………………………….11
Схема передачи; исходные данные; цель расчёта…………………………..…11
Критерий работоспособности и расчёта передачи………………………..…...11
Выбор материалов зубчатых колёс……………………………………..………12
2.4 Расчёт допускаемых напряжений……………………………………….……...12
2.4.1 Расчёт допускаемых контактных напряжений………………………..……..12
2.4.2 Расчёт допускаемых изгибных напряжений…………………………..……..13
2.4.3 Расчёт допускаемых предельных напряжений………………………..……..14
2.5 Ориентировочный расчёт передачи……………………………………………15
2.6 Расчёт передач косозубыми цилиндрическими колёсами по контактным
напряжениям……………………………………………………………………20
2.7 Определение геометрических размеров передачи………………………..… 20
2.8 Проверочные расчёты передач…………………………………………….…....21
2.8.1 Определение окружной скорости…………………………………….……....21
2.8.2 Проверочный расчёт по контактным напряжениям……………………..….21
2.8.3 Проверочный расчёт по напряжениям изгиба………………………..……..21
2.9 Итоговая таблица параметров ………….……………………….……..………22
2.10 Расчет цепной передачи …………………………………………...……….…23
4 Предварительный расчёт валов……………………………………………..……26
4.1 Быстроходный (входной) вал 1……………………………………………..…..26
4.2 Промежуточный вал 2-3…………………………………………………..….…26
4.3 Выходной вал 4……………………………………………………………..……27
5 Подбор и проверка шпонок………………………………………………….……27
6 Выбор и проверка муфты…………………………………………………….…...29
7 Выбор типа подшипников и проверочный расчет подшипников………………30
7.1 Подбор подшипников……………………………………………………….…...30
7.2 Проверка долговечности подшипников………………………………………..32
8 Конструктивные размеры корпуса редуктора…………………………..……....35
9 Уточнённый расчёт вала………………………………………………...………..36
10 Выбор смазки…………..……….………………………………….…..….……..40
11 Подбор посадок и допусков……………………………………………..…..…..41
12 Сборка и регулировка редуктора
sH lim 1,3=17×ННRC +200= 17×47,5+200 = 1007,5 Мпа
sH lim B 2,4= 2×ННВ +70= 2×285,5 + 70 = 641 МПа
NHO = 30 HB 2.4
NHO24 = 30 × 285 2.4 = 69957017,82
NHE = 60 × n × c × tS × ,
где с – число вхождений зацепления зуба за 1 оборот (с=1);
где tS - суммарное время работы передачи:
tS = Zгод × 365 × Кгод ×24 · Ксут,
где Zгод – срок службы передачи;
Кгод – коэффициент годового использования;
Ксут – коэффициент суточного использования;
tS = 7 × 365 × 0,8 × 24 · 0,3 = 14716,8 часов
NHE 2 = 60 × 261 × 1× 14716,8 × (13×0,3 + 0,53×0,65) = 87864815
NHE 4 = 60 × 59,2 × 1× 14716,8 × (13×0,3 + 0,53×0,65) = 19929491
KHL24 =
Таким образом принимаем KHL=1
[s]H 13 = Мпа
Для косозубых передач в качестве расчётного принимается:
2.4.2 Определение допускаемых
значений напряжений при
где, sF lim - предел выносливости при изгибе, соответствующий эквивалентному числу циклов нагружений;
SF – коэффициент безопасности (SF=1,7..2,2);
SF=1,75 табл. 4.2 [2]
sF lim =s0F lim . KFL
где, s0F lim - предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов изменения напряжений [H/мм2];
KFL - коэффициент долговечности;
s0F lim 24 = 1.8 ННВ табл. 4.2 [2]
s0F lim 24 = 1.8 × 285,5 = 513,9 МПа
s0F lim 13 = 600 МПа
KFL = ,
где, NFO – базовое число циклов перемены напряжений;
NFO = 4 . 106
NFЕ – эквивалентное число циклов перемены напряжений.
NFE = 60 × n × c × tS × ;
Для зубчатых колёс с твёрдостью Н £ НВ350 принимаем mf = 9.
NFE = 60 × 1420 × 1 × 14716,8 × (19×0,3 + 1,49×0,65) = 1191177792
Таким образом принимаем KFL=1;
sF lim 1,3 = 600 . 1 = 600 МПа
sF lim 2,4 = 513,9 . 1 = 513,9 Мпа
МПа МПа
2.4.3 Расчёт допускаемых предельных напряжений.
где sТ - предел текучести материала при растяжении.
МПа
МПа,
примем МПа.
где, s F lim M – предельное значение напряжения, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого износа зуба;
SFM – коэффициент безопасности;
sF lim М = 4,8HB
SFM13 = 1,75 ; SFM24 = 1,1
sF lim 1,3 = 2500 МПа
sF lim 2,4 = 4,8 . 285,5 = 1370,4 МПа
МПа МПа
Определение межосевого расстояния.
где - межосевое расстояние передачи;
i12 – передаточное отношение передачи;
Т23 – крутящий момент на колесе;
КН - коэффициент нагрузки;
yа – коэффициент ширины зубчатого венца;
Принимаем yа = 0.4,
тогда ybd =(0,15…0,2) × (u34 + 1) = 6,44×0,153 = 0,985
Определение коэффициентов КНb, КFb
Зависят от:
Коэффициенты нагрузки находятся по следующим зависимостям:
при расчёте на контактную выносливость: КН = КНb × КНV
при расчёте на изгибную выносливость: КF = КFb × КFV,
где КНb, КFb - коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине зуба при расчёте по контактным и изгибным напряжениям соответственно;
КНV, КFV – динамические коэффициенты при расчёте по контактным и изгибным напряжениям соответственно.
По графическим зависимостям и по заданной схеме закрепления зубчатых колёс находим значения коэффициентов:
КНb = 1,08
КFb = 1,17
Определяем динамические коэффициенты КV:
Для цилиндрических передач скорость в зацеплении определяется по:
,
где nШ – частота вращения шестерни рассчитываемой пары колёс
СV – вспомогательный коэффициент
ТК – момент на колесе рассчитываемой пары
Т = Т23
СV = 1600 м/с
Назначаем степень точности 8
Определяем коэффициенты КНV и КFV
КНV = 1,04
КFV = 1,11
Таким образом:
КН = 1,08 × 1,04 = 1.123
КF = 1,17 × 1.11 = 1.3
мм
принимаем мм.
Модуль зацепления определяется из эмпирического соотношения:
m34 = 0.01 × 140= 1,4 мм.
принимаем m34 =1,75;
Найдём суммарное число зубьев:
где, b - угол наклона зубьев на делительном цилиндре. По условию проекта тихоходная ступень прямозубая, следовательно b = 0°.
Принимаем = 160
Число зубьев шестерни: принимаем
Число зубьев на колесе:
Уточним передаточное отношение передачи:
;
Определим ширину зубчатого венца колеса: мм
Для снижения влияний погрешностей монтажа на величину поля зацепления ширина шестерён принимается на 5 мм больше:
мм
мм
мм
Проверка межосевого расстояния: мм
Определим диаметры окружностей вершин:
da3 = d3 + 2m = 52,5 + 2× 1,75 = 56 мм
da4 = d4 + 2m = 227,5 + 2× 1,75 = 231 мм
Определим диаметры окружностей впадин:
df3 = d3 – 2.5m = 52,5 – 2,5×1,75 = 48,125 мм
df4 = d4 – 2.5m = 227,5 – 2,5×1,75 = 223,125 мм
Проверочные расчёты
Проверочный расчёт по напряжениям изгиба:
YF3 = 3,85; YF4 = 3,75 табл. 2.10. [2]
МПа < 342,85 МПа
МПа < 293,65МПа
Силы, действующие в зацеплении
Окружная сила: H
Радиальная сила: H
Осевая сила: Н
Итоговая таблица параметров
Таблица 2.2
Рассчитываемый параметр |
Обозначение |
Размерность |
Численное значение |
1. Межосевое расстояние |
A34 |
мм |
140 |
2. Число зубьев шестерни |
Z3 |
мм |
30 |
3. Число зубьев колеса |
Z4 |
мм |
130 |
4. Модуль зацепления |
m |
мм |
1,75 |
5. Диаметр делительной окружности шестерни |
d3 |
мм |
52,5 |
6. Диаметр делительной окружности колеса |
d4 |
мм |
227,5 |
7. Диаметр окружности выступов шестерни |
da3 |
мм |
56 |
8. Диаметр окружности выступов колеса |
da4 |
мм |
231 |
9. Диаметр окружности впадин шестерни |
df3 |
мм |
48,125 |
10. Диаметр окружности впадин колеса |
df4 |
мм |
223,125 |
11. Ширина зубчатого венца шестерни |
b3 |
мм |
61 |
12. Ширина зубчатого венца колеса |
b4 |
мм |
56 |
13. Степень точности передачи |
- |
- |
8 |
14. Окружная сила в зацеплении |
Ft |
Н |
4892,3 |
15. Радиальная сила в зацеплении |
Fr |
Н |
1780,7 |
16. Осевая сила в зацеплении |
Fa |
Н |
0 |
2.6 Проектный расчёт косозубой цилиндрической передачи 1-2
принимаем мм.
Модуль передачи
m = (0.01…0.02) × a12
m34 = (0.01…0.02) × 148 = 1,48…1,52 мм
принимаем m12 = 1,5 мм табл. 6.2 [2]
Определение числа зубьев зубчатых колёс
Определим
суммарное число зубьев:
Определим число зубьев шестерни: принимаем = 28
Число зубьев на колесе:
Уточняем передаточное отношение:
Определим ширину зубчатого венца колеса:
Для снижения влияний погрешностей монтажа на величину поля зацепления ширина шестерён принимается на 5 мм больше:
Уточним угол наклона зуба:
Минимальное значение угла b ограничивается условием:
мм
мм
Проверка межосевого расстояния: мм
Определим диаметры окружностей вершин:
da1 = d1 + 2m = 42,84+ 2× 1,5 = 45,84 мм
da2 = d2 + 2m = 237,16 + 2× 1,5 = 240,16 мм
Определим диаметры окружностей впадин:
df1 = d1 – 2.5m = 42,84 – 2,5×1,5 = 39,09 мм
df2 = d2 – 2.5m = 237,16 – 2,5×1,5 = 233,41 мм
Проверочные расчёты
Проверочный расчёт по напряжениям изгиба:
YF1 = 3,85; YF2 = 3,75 табл. 2.10. [2]
МПа < 342,85 МПа
МПа < 293,65МПа
Силы, действующие в зацеплении
Окружная сила: H
Радиальная сила: H
Осевая сила: Н
Итоговая таблица параметров
Таблица 2.3
Рассчитываемый параметр |
Обозначение |
Размерность |
Численное значение | |
1. Межосевое расстояние |
a12 |
мм |
140 | |
2. Число зубьев шестерни |
Z1 |
мм |
28 | |
3. Число зубьев колеса |
Z2 |
мм |
155 | |
4. Модуль зацепления |
m |
мм |
1,5 | |
5. Диаметр делительной окружности шестерни |
d1 |
мм |
42,84 | |
6. Диаметр делительной окружности колеса |
d2 |
мм |
237,16 | |
7. Диаметр окружности выступов шестерни |
da1 |
мм |
45,84 | |
8. Диаметр окружности выступов колеса |
da2 |
мм |
240,16 | |
9. Диаметр окружности впадин шестерни |
df1 |
мм |
39,09 | |
10. Диаметр окружности впадин колеса |
df2 |
мм |
233,41 | |
11. Ширина зубчатого венца шестерни |
b1 |
мм |
40 | |
12. Ширина зубчатого венца колеса |
b2 |
мм |
35 | |
13. Степень точности передачи |
- |
- |
8 | |
14. Окружная сила в зацеплении |
Ft |
Н |
1125 | |
15. Радиальная сила в зацеплении |
Fr |
Н |
417,7 | |
16. Осевая сила в зацеплении |
Fa |
Н |
226,2 |
3 РАСЧЁТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ
3.1 Исходные данные
- Вращающий
момент на валу ведущей
- Передаточное отношение
- Частота вращения ведущей звёздочки
- Положение цепи – угол наклона к горизонту 80 градусов;
- Смазывание и регулирование цепи- периодическое.
3.2 Число зубьев ведущей (малой) звёздочки [1, стр. 281]; принимаем
Число зубьев ведомой звездочки ; принимаем
3.2.1 Допускаемое давление в шарнирах цепи (ориентировочное)
Для цепей приводных роликовых по нормам DIN 8195 допускаемые давления находятся в зависимости от скорости [1. стр. 283]. Она пока неизвестна и предварительно принимаем, что тогда
4.3 Коэффициент эксплуатации передачи.
где коэффициент, учитывающий характер изменения нагрузки;
-коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния,
при ;
- коэффициент, учитывающий влияние угла наклона передачи к горизонту, свыше ;
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент, учитывающий способ смазки. Периодическая: ;
- коэффициент, учитывающий число силы работы; при (по заданию на проект) - 1.
3.4 Шаг цепи (однородной)
Принимаем цепь ПР-50,8-227 ГОСТ 13568-75, имеющую шаг разрушающую нагрузку , масса цепи (1м)-9,7 кг; проекция площади шарнира
3.5 Скорость цепи
м/с
Скорости цепи оказалось
близкой к ориентировочной
Предварительное межосевое растояние:
мм
Число звеньев в цепи:
мм
Уточненое межосевое растояние:
3.6 Среднее давление в шарнирах цепи
Н/м,
где -окружное усилие.
3.7 Геометрические параметры передачи
Делительные диаметры
ведущей звёздочки мм
ведомой мм
Диаметры окружностей выступов
Ведущей звёздочки мм
Ведомой звёздочки мм
Ширина зубчатого венца звёздочек мм
3.8 Расчётная нагрузка на валы цепной передачи Н
4 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
По величине крутящего момента на валу и, используя формулы, найдём номинальные диаметры валов.
4.1 Быстроходный (входной) вал 1
, мм принимаем d = 25 мм (согласовав с электродвигателем и муфтой); хвостовик конический (М16´1, 5).