Автомобильный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Оглавление

1 Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России 4
2 Технико-экономические особенности автомобильного транспорта и факторы, определяющие его развитие и размещение 6
3 Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта 10
Заключение 13
Список используемых источников 14

Файлы: 1 файл

1 Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России.docx

— 25.13 Кб (Скачать)

1 Место и  роль автомобильного транспорта  в хозяйстве России 4

2 Технико-экономические  особенности автомобильного транспорта  и факторы, определяющие его  развитие и размещение 6

3 Основные  показатели, характеризующие работу  автомобильного транспорта 10

Заключение 13

Список используемых источников 14

 

Введение

Транспорт - одна из важнейших  отраслей хозяйства, выполняющая функцию  своеобразной кровеносной системы  в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности  хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной  частью инфраструктуры, служит материально-технической  базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.

На этапе становления  рыночных отношений в России наиболее динамично развивающийся вид  транспорта - автомобильный транспорт.

Социально-экономические  реформы последних лет обусловили радикальные структурные изменения  автотранспорта как отрасли. Вместе с тем изменение системы хозяйственных  связей, развитие внутренних и международных  товарных рынков поставило перед  ним новые задачи и открыло  большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики  объективно способствуют раскрытию  того огромного потенциала, который  заключает в себе автомобильный  транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики  использовался лишь в небольшой  степени.

Именно сейчас, в период подъёма и экономической стабильности, стоит проанализировать развитие автомобильного транспорта как элемента транспортной системы, наиболее полно отражающего  ситуацию в стране.

 

1 Место и роль автомобильного  транспорта в хозяйстве России

Автомобильный транспорт  России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Основная часть  автомобильного парка страны эксплуатируется  в нетранспортных организациях, при  этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей  используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть  коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог  и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и  восточных районах, где почти  нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки.

Ежедневно автотранспортом  перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз  больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз - по перевозкам пассажиров.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых  субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих  субъектов. Их деятельность проходит в  условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Грузовые перевозки - это  один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики  сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим  развитием автотранспорта. Потому, что, грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в  первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом  транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов  транспорта автотранспорт во все  возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро- и грузопотоков.

Динамика роста российского  автомобильного парка одна из самых  высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного  отставания потребительских и экологических  показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14-15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

В последние годы общая  численность парков автобусов и  грузовых автомобилей изменялась практически  незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей  в собственности граждан. Автомобилизация  страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые  ежегодно вкладывают только в новые  автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями  автомобилизации становятся все  отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы  личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме  того, автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей атмосферы.

2 Технико-экономические  особенности автомобильного транспорта  и факторы, определяющие его  развитие и размещение

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики России. В 2000 г. предприятия  отрасли произвели продукции  почти на 200 млрд. рублей (8,7% от объема промышленного производства в России). Доля отрасли в общем объеме продукции  машиностроения составила около 33%, в поступлениях в федеральный  бюджет - около 4,5%. В 2001 г. использование  производственных мощностей (без учета  сборочных производств) составило  по грузовым автомобилям 38%, по легковым автомобилям - 78,7%, по автобусам - 77,1%.

По данным Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации  страна лидирует по выпуску автомобилей  в так называемых нижних ценовых  группах. Например, легковые автомобили стоимостью до 6 тысяч долларов, грузовики  и автобусы - до 20 тысяч долларов вполне конкурентоспособный товар  в ряде зарубежных стран. Доля экспортной продукции в общем объеме выпуска  российской автотехники составляет по легковым автомобилям - 11,7, грузовикам - 7,3, автобусам - 6,5%.

В настоящее время отечественные  автомобили стоят в 3-6 раз меньше, чем зарубежные аналоги соответствующих  классов. А производительность труда  в российском автомобилестроении, в  котором занято до 10% трудоспособного  населения, в 2-3 раза ниже, чем на ведущих  инофирмах. К тому же отечественные  автогиганты обременены содержанием  объектов социальной сферы. Эффективность  такой деятельности выглядит сомнительной.

Российская автомобильная  промышленность не обеспечивает потребности  транспортного рынка в конкурентоспособном  подвижном составе высокого уровня безопасности, качества, ресурса и  других технико-экономических показателей. Это одна из основных причин ухудшения  работы автотранспорта. По этой же причине  структура выпуска автотранспортной техники не соответствует потребностям рынка. Не хватает автотехники для осуществления социально-значимых перевозок и удовлетворения государственных нужд. Невозможно сформировать оптимальный парк автотранспортных средств, что сказывается на качестве услуг автоперевозчиков и из-за чего транспортники России несут большие потери.

В стране не созданы система  и механизмы контроля безопасности, надежности и качества автотранспортных средств на всем их жизненном цикле. То, что существует ныне, недостаточно эффективно и ориентировано, в основном, на контроль единичных, специально подготовленных образцов. Нет государственной системы  информации и единого банка данных об обеспеченности автотранспортной техникой, ее состоянии и уровне гарантируемой  безопасности при ее производстве. Роль Минтранса России в обеспечении  безопасной и устойчивой работы транспортного  комплекса не подкреплена в должной  мере правовыми и нормативными актами в части формирования требований к производителю и организации  контроля поставки транспортному комплексу  конкурентоспособной, безопасной и  эффективной техники. В первую очередь, это касается автотранспортных средств, предназначенных для удовлетворения государственных нужд в области  социально-значимых и приоритетных для экономики страны перевозок, включая международные перевозки  и перевозки опасных грузов.

Парк автотранспортных средств  по их техническому уровню, моральному и физическому износу находится  в критическом состоянии. Почти  у 45% автобусов, 51% грузовых и 48% легковых автомобилей превышены сроки  амортизации (свыше 10 лет). И, тем не менее, они продолжают эксплуатироваться.

По своим техническим  характеристикам, безопасности, комфортности, надежности и другим важнейшим показателям  продукция российской автомобильной  промышленности существенно отстает  от мировых аналогов. Она во многом не соответствует международным  требованиям, вчастности, документам ЕЭК ООН по безопасности и экологическим параметрам. Сохранение такого положения дел создает реальные угрозы развитию транспортной системы страны и ее экономическому потенциалу.

Нерациональная структура  парка по возрасту, грузоподъемности, конструкции кузова, а также виду применяемого топлива снижает эффективность  работы автотранспортных предприятий.

В нынешних рыночных условиях выявляется ряд факторов, которые  оказывают определяющее влияние  как на развитие экономики в целом, так и на развитие грузового транспорта, а именно:

наблюдается падение спроса на «усредненный базовый» автомобиль и рост потребности в специализированном подвижном составе;

продолжается развитие междугородных  перевозок грузов, где автотранспорт  успешно конкурирует с железной дорогой. Это означает, что и для  рынка внутренних перевозок нужны  магистральные автопоезда, отвечающие современным требованиям по грузоподъемности, грузовместимости, скоростным свойствам, экологии, обеспечению комфортных условий  труда водителей и т. д.;

развитие мелкого и  среднего предпринимательства, прежде всего в сфере обращения, привело  к значительному росту объема перевозок мелких партий грузов. По этой причине возрос спрос на малотоннажные  грузовые автомобили, а также на автомобили для перевозок грузов, изготовленные на базе легковых моделей  и пригодные к эксплуатации в  стесненных городских условиях;

увеличился спрос на дополнительные услуги, предоставляемые перевозчиком, и в первую очередь - на погрузку и разгрузку. В связи с этим возникает потребность в подвижном  составе, оснащенном различными средствами для облегчения или механизации  погрузочно-разгрузочных работ.

Несмотря на удовлетворение потребностей экономики в транспортном обслуживании и платежеспособного  спроса на перевозочные услуги серьезной  проблемой остается низкий уровень  эффективности работы грузового  автотранспорта, нерациональное расходование трудовых, финансовых и топливных  ресурсов, когда рост парка автотранспортных средств не сопровождается увеличением  объемов перевозок.

В целом, за последние пять лет наметились положительные тенденции, в основном, благодаря международным  перевозкам. Это позволило многим предприятиям не только выжить в тяжёлых  экономических условиях, но и развиваться, расширять зону охвата и улучшать качество оказываемых услуг.

Повышению эффективности  работы грузового автотранспорта и  его конкурентоспособности на внутреннем рынке транспортных услуг будут  способствовать:

завершение процесса формирования законодательной базы в сфере  грузовых автомобильных перевозок;

создание правовых условий, стимулирующих производство транспортных средств, комплектующих и материалов на уровне требований международных  стандартов;

развитие транспортно-экспедиционных фирм и «транспортных бирж», облегчающих  поиск клиентуры, предоставление дополнительных услуг, связанных с терминальной обработкой грузов, освоение междугородных  перевозок с использованием логистических систем;

введение унифицированных  форм первичного учета перевозок  для всех субъектов рынка транспортных услуг в целях обеспечения  добросовестной конкуренции, а также  системы контроля за их применением со стороны заинтересованных органов государственного управления и регулирования;

пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом  как по конструкции кузова (самосвалы, цистерны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 2 т и свыше 15т), в том числе таким способом кредитования автотранспортных предприятий  и предпринимателей, как лизинг.

3 Основные показатели, характеризующие  работу автомобильного транспорта

Транспорт - особая сфера  материального производства и самостоятельная  отрасль народного хозяйства. С  его помощью осуществляются связи  внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов  и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт - необходимое условие  и материальная основа территориального разделения труда. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется  в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость транспортируемой продукции. Наличие развитой транспортной системы обеспечивает необходимый оборот товаров и ресурсов, как между предприятиями, так и движение товаров, работ, услуг от поставщиков к потребителям. Транспорт так же является необходимой составляющей жизни каждого человека. Таким образом, экономическая и социальная значимость транспорта очень велика.

Основными причинами активного  использования автотранспорта в  логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Информация о работе Автомобильный транспорт