Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:11, реферат
Информационная безопасность организации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и преступного использования информации, составляющей какую-либо конфиденциальную, коммерческую тайну. Задачи обеспечения информационной безопасности реализуются комплексной системой защиты информации, которая предназначена для решения множества проблем, возникающих в процессе работы с информацией, в том числе и финансовой.
1.Введение. 3
2.Понятие и источники коммерческой информации. 4
3.Общие вопросы защиты коммерческой информации 5
4.Специальные вопросы защиты коммерческой информации 7
5.Коммерческая тайна. Промышленный шпионаж 9
6.Обеспечение защиты коммерческой тайны 13
7.Вывод 14
Список использованной литературы 17
Сведения, отнесенные к коммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:
Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще окончательно не разработана, поэтому ограничимся лишь некоторыми.
К коммерческой тайне могут быть отнесены:
В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поскольку всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.
Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.
Они различаются по следующим признакам:
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.
Лицо,
пожелавшее заняться предпринимательством,
как правило, уже имеет определенные
познания в избранной области, а
в случае недостаточности может
их получить из обширного ассортимента
отечественной и зарубежной литературы.
Предпринимательство тесно
Термин “шпионаж” (с прилагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”, “научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.
Экономический
шпионаж более широкое понятие,
которое охватывает и такие его
подвиды, как промышленный, производственный,
научно-технический, коммерческий шпионаж.
Обладание тайной одним лицом
вызывает к ней интерес другого
лица, для удовлетворения которого
совершаются действия, направленные
на завладение ею с целью получить
определенную материальную или иную
выгоду. Лицо, участвующее в подобной
деятельности, имеет общеизвестное
название “шпион”. В предпринимательстве
конкурентная борьба невозможна без
получения информации. Стремления получить
сведения в условиях закрытого к
ним доступа законным путем порождает
неизбежно недобросовестную конкуренцию,
т.е. объективную потребность
Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации);
Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты. То, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.
Рассмотрим признаки, характеризующие промышленный (коммерческий) шпионаж. К ним относятся:
Субъектами
промышленного (коммерческого) шпионажа
могут быть граждане России, иностранные
граждане, лица без гражданства, относящиеся
и не относящиеся к сотрудникам
предпринимательских
Следующим
признаком, характеризующим шпионаж,
является предмет посягательства, т.е.
информация, которая представляет ценность
для ее обладателя и закрыта к
доступу посторонних лиц. Носители
такой информации самые разнообразные:
документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты,
кассеты, в которых содержатся научные
исследования, бухгалтерские материалы,
контракты планы и решения
руководства
Следующим
признаком промышленного
Адресатами
(заказчиками) получения коммерческой
информации выступают предприниматели
малого и крупного бизнеса, руководители
государственных предприятий, а
также правительства
Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес, как частные лица, так и сотрудники государственных служб.
Разглашение
коммерческой тайны может ухудшить
экономическое положение
При
засекречивании информации надо исходить
из принципа экономической выгоды и
безопасности фирмы. Причем, объявляя
ту или иную информацию коммерческой
тайной, важно соблюсти “золотую середину”.
Чрезмерное засекречивание деятельности
фирмы может обернуться потерей
прибыли, так как условия рынка
требуют широкой рекламы
Информация о рационализаторском предложении, изобретении и т. п., находящиеся на стадии разработки, несомненно, относится к коммерческой тайне. Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое решение задачи, новое для данной фирмы. Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нуждается в защите как коммерческая тайна.
Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемым предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.
Разрабатывая меры по защите коммерческой тайны фирмы, необходимо экономически обосновать целесообразность засекречивания той или иной информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести вашу фирму к банкротству.
Главное место в организации надежной защиты секретной информации должно отводиться работе с кадрами. Эта работа должна начинаться со дня приема человека на работу.
По важности мероприятием должно быть ограничение доступа к секретной информации. Работа должна быть организована таким образом, чтобы сотрудник имел доступ только к той информации, которая необходима ему в процессе выполнения прямых служебных обязанностей.
Направлением в работе с кадрами является проведение воспитательной работы, соблюдение режима секретности, вознаграждение в успехе выполнения этого режима, а также учить правилам соблюдения режима секретности, разъяснять ценность секретных материалов.
Что
можно рекомендовать
Затем следует подготовить план по охране коммерческой тайны. Основываясь на зарубежном опыте, он должен состоять из двух разделов:
Для этого требуется:
Система обеспечения безопасности фирмы включает в себя следующие организационные мероприятия:
Информация о работе Защита конфиденциальной информации в компаниях