Власть и авторитет в социальных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:05, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение понятий власть и авторитет, а также их взаимодействие.

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность власти

2. Властные отношения как элемент власти

3. Баланс власти

4. Виды, формы и источники власти

5. Авторитет и его источники.


Заключение
Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Некоторые исследователи отмечают, что если полагаться только на традиционную власть, то это может породить проблемы, потому что войдет в противоречие с ценностями современного трудящегося человека, связанными с его работой. Это может привести к недостаточному использованию потенциала человеческих ресурсов.

  1. Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

     Ярким примером экспертной власти является влияние врача на своего пациента. При этом больной верит, что врач разбирается в медицинских вопросах лучше него, поэтому его надо слушаться и выполнять все предписания. Таков же механизм влияния и в управлении организациями.

     Какие примеры экспертной власти можно  привести, если рассматривать управление организацией? Кто в ней может обладать экспертной властью? Например, опытный руководитель по отношению к молодым неопытным работникам, или наоборот, опытный работник по отношению к молодому руководителю. Специалист по персональным компьютерам и остальные работники организации, которые слушают этого специалиста почти как пациент своего врача.

  1. Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма – это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Харизма – это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его власть. Подчинённый выполняет требования и распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик. Если подчинённые видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно. Однако на практике такая власть очень непрочна, поскольку основывается на эмоциях, которые, как известно, очень переменчивы.
 

     5.  Авторитет и его  источники. 

     Авторитет основан на двух источниках:

     1.на вере в личностные особенности человека, его престиж;

     2.на вере в способности человека, его деловые качества.

     Реальный  авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.

     Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

     Среди положительных черт руководителя в  первую очередь можно отметить следующие:

     1.функциональные обязанности руководителя вызывают понимание;

     2.компетентность руководителя вызывает удовлетворение;

     3.методы деятельности вызывают одобрение;

     4.личные качества вызывают уважение.

     Для приобретения авторитета требуется  время. На первом этапе нужен внешний  авторитет, который основан на следующих  признаках:

     1.церемония вступления в должность;

     2.награды, знаки отличия, звания, должности;

     3.большой рабочий кабинет;

     4.ограничения в допуске посетителей;

     5.служебная машина;

     6.размер оклада и побочных доходов и т.д.

     Эти внешние признаки на первых порах, пока нет своего мнения, облегчают подчиненным  признавать власть руководителя. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот руководитель, стиль работы которого вызывает доброжелательную реакцию подчиненных и коллег.

     Руководитель  не может выполнять работы лучше  всех. Главное, что он относится к  подчиненным искренне и доброжелательно, принимает решения лишь тогда, когда знает вопрос лучше, чем подчиненные.

     Авторитет руководителя основан на доверии  подчиненных:

     1.на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;

     2.на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;

     3.на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

     Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.

     Характеристики  влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет  быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

     Вот некоторые характеристики харизматических  личностей:

     1.Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;

     2.Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

     3.Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

     4.Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;

     5.Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;

     6.Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

     Руководитель, располагающий личностным авторитетом, всегда имеет свое лицо.

     Авторитет – это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных  в правильности и точности принимаемых им решений. Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

     Среди положительных черт руководителя в первую очередь можно отметить следующие:

  1. функциональные обязанности руководителя вызывают понимание;
  2. компетентность руководителя вызывает удовлетворение;
  3. методы деятельности вызывают одобрение;
  4. личные качества вызывают уважение.

     Эти внешние признаки на первых порах, пока нет своего мнения, облегчают подчиненным признавать власть руководителя. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот руководитель, стиль работы которого вызывает доброжелательную реакцию подчиненных и коллег.

     Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. В связи с чем, к этим факторам можно определенно отнести авторитет руководителя. Его отсутствие вызывает массу сложностей во взаимоотношениях с подчиненными. И напротив — авторитетный менеджер не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.

     В переводе с латинского «авторитет» — это влияние, власть, общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в более узком значении — одна из форм осуществления власти.

     Власть  есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, занимаемого в организационной структуре. Власть, с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.

     Способы реализации власти менеджера осуществляются через:

  • принуждение
  • авторитет
  • материальное стимулирование
  • вовлечение в процесс принятия решений
  • компетентность
  • творчество

     Авторитет, напротив, в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач  путем оказания влияния на других людей.

     Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без второго.

     Авторитет руководителя предполагает неукоснительное выполнение подчиненными его распоряжений и указаний: в одном случае они выполняются добровольно, а в другом нуждаются если не в постоянном, то, по меньшей мере, в систематическом подкреплении силой принуждения. В практике управленческой деятельности не всегда можно рельефно разграничить эти две формы подчинения. Чаше всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет.

     Авторитет – это заслуженное доверие, которым  руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованием.

     К числу наиболее часто упоминаемых  в различных исследованиях субъективниых качеств и черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

     Рассмотрим  каждую из этих характеристик в отдельности.

       Доминантность или способность  влиять на людей. Руководителю  необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

       Уверенность в себе. Влияние этой  характеристики непосредственно  отражается на подчиненных, которые  в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

       Эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость. Эмоциональная  уравновешенность должна проявляться  в контроле со стороны руководителя  за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.

Информация о работе Власть и авторитет в социальных системах