Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:05, реферат
Целью работы является изучение понятий власть и авторитет, а также их взаимодействие.
Введение
1. Понятие и сущность власти
2. Властные отношения как элемент власти
3. Баланс власти
4. Виды, формы и источники власти
5. Авторитет и его источники.
Заключение
Список использованных материалов
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Кафедра
педагогики и психологии
управления социальными
системами
Реферат по дисциплине «Теория организаций»
на тему:
Проверил:
доцент
Мороз В.М.
Выполнила:
студентка группы ИФ-15
Стороженко
М.В.
г. Харьков
2010
Введение
1. Понятие и сущность власти
2.
Властные отношения как
3. Баланс власти
4. Виды, формы и источники власти
5. Авторитет и его источники.
Список использованных материалов
Введение
Власть и авторитет играют очень важную роль в любой организации.
Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:
Пожалуй, сегодня нет более трудной профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.
Чтобы быть руководителем, надо - иметь подчиненных. Мысль не слишком оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты под словом "иметь", которое мутит взор многим руководителям, привычно считающим, что подчиненные - это почти что их собственность.
Однако
именно та сфера деятельности руководителя,
которая связана с его
Заметим, что одного только умения адекватно воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно.
Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными.
Влияние
ситуации и ее восприятие на выбор
управленческого стиля
Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.
Из этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории организаций.
Целью работы является изучение понятий власть и авторитет, а также их взаимодействие.
1. Понятие и сущность власти
Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:
Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают или делают другие;
Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
Власть всегда не односторонняя, каждая из сторон может влиять на другую.
В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах.
Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.
В
периоды стабильного роста
При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.
Методологически
можно выделить два аспекта власти,
в реальности неразрывно связанных
между собой: власть как специфическое
благо и власть как особого рода отношение.
Как и всякое благо, власть способна удовлетворить
потребности индивидов, т.е. власть позволяет
своему обладателю получить доступ к важным
для него ресурсам.
2.
Властные отношения
как элемент власти
Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.
С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» (у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.
Структура властных отношений обуславливается как внеорганизационными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные властные отношения оказывает и конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции в ущерб интересам организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.
С помощью влияние на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.
Из
всего вышесказанного можно сделать общий
вывод, что власть позволяет руководителю
распоряжаться действиями и поведением
подчинённых, направлять их в русло интересов
организации, например, побуждать более
эффективно работать, предотвращать или
подавлять возникающие между ними конфликты.
3.
Баланс власти
Власть – это возможность, способность и умение управлять. Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:
Откуда же происходит взаимная зависимость?
Подчиненный зависит от руководителя потому, что он решает вопросы распределения рабочих заданий и контроля за их исполнением, вопросы продвижения по службе, оплаты труда и т.д.
Но в то же время сам руководитель зависит от своих подчиненных. Например, его авторитет зависит от того, насколько хорошо выполняется работа во вверенном ему подразделении, а это обусловлено способностями работников, их желанием работать усердно.
Кроме того, работники часто владеют дополнительной информацией, полезной при принятии решений, имеют неформальные контакты с людьми в других подразделениях, что в некоторых случаях облегчает решение таких задач, которые сложно решить, пользуясь только официальными должностными полномочиями руководителя.
Взаимная зависимость требует нахождения определенного баланса, при котором социальные отношения будут находиться в равновесии.
То есть руководитель будет оказывать необходимое влияние на подчиненных, а подчиненные, в свою очередь, не будут чувствовать себя подавленными и используют свои способности и возможности для достижения целей организации (подразделения).
4.
Виды, формы и источники
власти
В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
Информация о работе Власть и авторитет в социальных системах