Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:42, реферат
Формирование науки управления персоналом началось вме-
сте с формированием теории управления как науки, которое про-
изошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной
революции. Тогда управление организацией и управление ее
персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные про-
блемы науки об управлении относились к управлению персона-
лом. Другими словами, теория и практика управления персона-
1. ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ О РОЛИ ЧЕЛОВЕКА
В ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование науки управления персоналом началось вме-
сте с формированием теории управления как науки, которое про-
изошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной
революции. Тогда управление организацией и управление ее
персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные про-
блемы науки об управлении относились к управлению персона-
лом. Другими словами, теория и практика управления персона-
лом являлись основой управления как науки. В настоящее время на-
учное направление «Управление персоналом» формируется на
стыке теории и организации управления, психологии, социоло-
гии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового пра-
ва, политики и ряда других наук.
В связи с тем, что теории управления персоналом (человече-
скими ресурсами) развивались вместе с различными школа-
ми управления, последние наложили отпечаток на название
первых. За более чем столетие (период промышленной револю-
ции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому
развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В на-
стоящее время различают три группы теорий: классические те-
ории, теории человеческих отношений и теории человеческих ре-
сурсов.Видными представителями классических теорий являются:
Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд,
А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий че-
ловеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-
карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов яв-
ляются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Основные
постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих
теорий приведены в табл. 1.1. Классические теории получили
развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отно-
шений стали применять с начала 1930-х гг. Теории человеческих
ресурсов являются современными. По мере развития теории ста-
новятся все более гуманными. Сущность этих теорий подробно
рассматривается в специальной литературе.
Вся история управления персоналом как отрасли науки, ко-
торая явилась основой формирования науки об управлении, рас-
сматривается нами как путь к самостоятельному статусу этого на-
учного направления. Обратимся к истории развития управления
персоналом начиная с 1900 г. — того периода, когда, по мнению
исследователей, началась специализация в этой области челове-
ческой деятельности. До того времени функции управления пер-
соналом были прерогативой руководителя, который до 80% своего
рабочего времени тратил на управление работниками.
Промышленная революция и развитие капитализма вытеснили
мануфактуры и мастерские, на смену пришли фабрики с боль-
шим количеством работников, коллективным характером труда,
его жесткой специализацией. Эти изменения сопровождались по-
вышением интенсивности и эксплуатации труда, отдалением про-
стых работников от собственников и работодателей, обострением
социальных конфликтов на предприятиях и в обществе в целом.
Политическим выражением конфликтов стало рабочее движение
во главе с профсоюзами и рабочими партиями.
Руководители организаций искали пути предупреждения, сгла-
живания и безболезненного разрешения конфликтов, налаживания
партнерских отношений между администрацией и остальными
работниками. В этой ситуации одни руководители уже не справ-
лялись с задачами управления персоналом. Для работы с кадра-
ми и налаживания отношений между администрацией и персо-
налом
требовались специальные
рованные подразделения.
На рубеже 1900-х гг. часть функций управления персоналом
(в первую
очередь наем и учет
ни) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. аме-
риканский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме
первое бюро по найму работников. 1912 год считается прибли-
Таблица 1,1
Теории управления о роли человека в организации
Наименование
теорий
Классические
теории
Теории
человеческих
отношений
Теории
человеческих
ресурсов
Постулаты теорий
Труд для большинства индивидов не
приносит удовлетворения, это при-
сущее для них качество. То, что они
делают, менее важно для них, неже-
ли то, что они зарабатывают, делая
это. Мало таких индивидов, которые
хотят или могут делать работу, тре-
бующую творчества, самостоятель-
ности, инициативы или самоконтроля
Индивиды стремятся быть полезны-
ми и значимыми, они испытывают
желание быть интегрированными,
признанными как индивиды. Эти
потребности являются более важны-
ми, чем деньги, в побуждении и мо-
тивированности к труду
Труд для большинства индивидов
приносит удовлетворение. Индивиды
стремятся внести свой вклад в реа-
лизацию целей, понимаемых ими,
в разработке которых они участвуют
сами. Большинство индивидов спо-
собны к самостоятельности, к твор-
честву, к ответственности, а также
к личному самоконтролю на более
высоком месте по иерархии, чем то,
которое они теперь занимают
Задачи руководителей организации
Главной задачей руководителя яв-
ляется строгий контроль и наблю-
дение за подчиненными. Он должен
разложить задачи на легкоусваива-
емые, простые и повторяющиеся
операции, разработать простые
процедуры труда и проводить их
в практику
Главная задача руководителя сде-
лать так, чтобы каждый чувствовал
себя полезным и нужным. Он дол-
жен информировать своих подчи-
ненных о планах, а также учитывать
их предложения по улучшению этих
планов. Руководитель должен пре-
доставлять своим подчиненным
возможность определенной само-
стоятельности и определенный
личный самоконтроль над исполне-
нием рутинных операций
Главной задачей руководителя яв-
ляется лучшее использование чело-
веческих ресурсов. Он должен соз-
дать такую обстановку, в которой
каждый человек может максималь-
но проявить свои способности,
содействовать полному участию
персонала в решении важных проб-
лем, постоянно расширяя самосто-
ятельность и самоконтроль у своих
подчиненных
Ожидаемые результаты
Индивиды могут перенести свой
труд при условии, если будет со-
ответствующая заработная плата
и если руководитель будет спра-
ведлив. Если задачи будут в доста-
точной мере упрощены и если ин-
дивиды будут строго контролиро-
ваться, то они смогут соблюсти
фиксированные нормы производства
Факт обмена информацией с под-
чиненными и их участия в рутинных
решениях позволяет руководителю
удовлетворить основные потребно-
сти по взаимодействию индивидов
и в чувстве их собственной значи-
мости. Факт удовлетворения по-
требностей поднимает их дух
и уменьшает чувство противодей-
ствия официальным властям, т.е.
подчиненные охотнее общаются
с руководством
Факт расширения самостоятель-
ности и самоконтроля у подчинен-
ных повлечет за собой прямое
повышение эффективности произ-
водства. Вследствие этого полу-
ченное удовлетворение трудом
может повыситься, поскольку под-
чиненные наиболее полно исполь-
зуют собственные
ресурсы
зительной датой, когда впервые возник отдел кадров в современ-
ном понимании слова. В 1920-х гг. подобные подразделения (от-