Типы организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:16, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение классификации организационной культуры, основанной на определенных параметрах.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
• определение основных типов организационной культуры;
• исследование типологии организационной культуры У. Оучи;
• рассмотрение типологии организационной культуры Блейка и Мутона;
• изучение классификации организационной культуры М. Бурке;

Оглавление

Введение 3
Основные типы организационной культуры 5
Типология организационной культуры У. Оучи 9
Типология организационной культуры Блейка и Мутона 13
Классификация организационной культуры М. Бурке 15
Классическая типология организационной культуры 18
Сильная и слабая организационная культура 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

ТО типы организационной культуры.docx

— 52.69 Кб (Скачать)

 

ФИЛИАЛ  РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО

СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

В ГОРОДЕ КАМЕНСКЕ-ШАХТИНСКОМ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Теория организации»

на тему:

 

 

«Типы организационной культуры»

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка

                                                                           Хачкеева Виктория

                                                                           Специальность: «менеджмент»

                                                                           Отделение: очное

                                                                           Курс: 3

 

 

 

2011 год

Содержание

 

Введение 3

Основные  типы организационной культуры 5

Типология организационной  культуры У. Оучи 9

Типология организационной  культуры Блейка и Мутона 13

Классификация организационной культуры М. Бурке 15

Классическая  типология организационной культуры 18

Сильная и  слабая организационная культура 21

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

 

Введение

 

Рассмотрение организаций  как сообществ, имеющих единообразное  понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной  культуры. Организация формирует  собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, их отношений друг с другом и с окружением, выдержавших испытание временем.

Сегодня культура организации  считается главным фактором ее конкурентоспособности, особенно если она согласована со стратегией. Культура обычно вырабатывается как в процессе взаимодействия членов организации, так и под влиянием социального и делового окружения, национально-государственного и этнического факторов, менталитета. Сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая  приводит их к достижению положительных  результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации; генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.

Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением, в котором принято выделять: поведение руководителя; групповое поведение; индивидуальное поведение (поведение личности). Организационная культура, с одной стороны, достаточно устойчива, традиционна, но с другой – находится в постоянном развитии. Неспособность ее изменяться, как и попытки сделать это резко, насильственным путем, угрожают стабильности организации.

Целью данной работы является рассмотрение классификации организационной культуры, основанной на определенных параметрах.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

  • определение основных типов организационной культуры;
  • исследование типологии организационной культуры У. Оучи;
  • рассмотрение типологии организационной культуры Блейка и Мутона;
  • изучение классификации организационной культуры М. Бурке;
  • рассмотрение классической типологии организационной культуры;
  • выявление сильных и слабых организационных культур.
  •  

Основные типы организационной культуры

 

Существует несколько  типологий организационной культуры. Каждая из них предполагает использование определенных критериев. Последними служат факторы, способные оказать решающее воздействие на формирование культуры организации и придание ей специфических характеристик.

Многообразие организационных  культур обусловлено многообразием  отраслей производства и сфер человеческой деятельности. На формирование того или  иного типа организационной культуры оказывают влияние многие факторы: технология производства, характер решаемых задач, особенности конкурентной ситуации и т.д. поэтому деление организационной  культуры на те или иные типы в определенной степени условно, эти типы в чистом виде практически не встречаются. Чаще в организации существует несколько типов культур одновременно, но преобладает какая-либо одна, задающая окраску и специфичность компании.

Известная типология организационных культур дана С. Хонди. Каждому из их типов он присвоил имя олимпийского бога.

Культура личной власти, или Зевса, основывается на владении ресурсами. Организации с такой культурой имеют жесткую структуру, высокую степень централизации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жестко контролируют работников. Успех предопределяется своевременным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позволяющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жесткой конкуренции.

Ролевая культура, или культура Аполлона, основывается на системе правил и инструкций. Ей присуши четкая специализация участников и распределение их ролей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней является должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.

Культура Афины, приспособлена к управлению в экстремальных или постоянно меняющихся ситуациях и обеспечивает быстрое решение проблем на основе сотрудничества, коллективного творчества. Основой власти в условиях такой культуры служат профессионализм и обладание информацией. Культура Афины, свойственная проектным или венчурным организациям, относится к переходной и может перерасти в один из предыдущих типов.

Культура личности, или Диониса, связана с эмоциональным началом. Она основывается на творческих ценностях и объединяет людей для достижения их личных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия участников, поэтому задачей власти является их координация.

Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая  культура, стадию стабильного развития – культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна  культура власти.

В типологии организационной  культуры, предложенной Р. Льюисом, критерием оценки культуры является отношение ко времени. Р. Льюис предлагает рассмотреть три типа культур:

1) моноактивную;

2) полиактивную;

3) реактивную.

Но классификация Р. Льюиса, не исчерпывает всей полноты существа индивида. Вряд ли достаточно делить культуры на моноактивные, полиактивные и реактивные, когда в разных ситуациях, в разных транснациональных компаниях одни и те же люди могут реализовывать разные культуры.

Выделяют также культуры стратегической деятельности.

Стабильная ориентирована на действия по аналогии с прошлым, избежание риска и допущение перемен лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.

Реактивная использует современный опыт для решения текущих внутренних проблем. Она также минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовлетворительном уровне эффективности. Это культура производственного отдела.

Оптиципационная нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции возможностей. Она ориентирована уже не только на внутренние, но и на внешние проблемы организации, допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому подразделениям.

Исследовательская ориентирована на отдаленное будущее, поиск вариантов решений на основе новых возможностей, постоянно балансирует между риском и выгодой. Характерна для службы стратегического планирования.

Креативная культура ориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущи постоянный поиск, неопределенность и риск. Она свойственна действующим в рамках современных фирм венчурным подразделениям.

Кроме того, интересна типология, предложенная С. Иошимури, который считал, что тип организационной культуры во многом зависит от национально-государственного и этнического фактора. Он представил сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов. Этот анализ основан на сопоставлении буддистских и христианских ценностей, носителями которых выступают члены организации. С. Иошимури сопоставляет культуры по следующим параметрам:

– мировоззрение;

– отношение к природе и судьбе;

– формы поведения;

– характер социальных отношений (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение японского и европейского менталитетов

Критерий сравнения

Японцы

Европейцы

Мировосприятие

Монизм, интуиция

Дуализм, логика

Отношение к природе

Идентификация, покорность судьбе, согласие, стойкость

Доминирование, вызов, ориентация на прогресс, преодоление

Формы поведения

Группа, ситуация, установка личности

Индивид, научные принципы, интеллектуальные или функциональные способности

Социальные отношения

Компромисс между личностями, идентификация  индивида с организацией, закрытость, стабильность организации

Конфронтация, конкуренция между  индивидами, противостояние существования  индивида и организации, открытость, нестабильность организации


 

Но, пожалуй, наиболее краткую  и точную классификацию организационных культур дал американский исследователь Уильям Оучи.

 

Типология организационной  культуры У. Оучи

Типология организационной  культуры на основе конкурирующих ценностей предложена известным американским специалистом по проблемам менеджмента Уильямом Оучи. Согласно этой типологии существуют четыре наиболее распространенных типа организационной культуры:

• иерархическая (бюрократическая);

• рыночная;

• клановая;

• адхократическая (таблица 2).

 

Таблица 2. Соотношение  конкурирующих ценностей

Гибкость и дискретность

Внутренний акцент и интеграция

Клан

Бюрократия

Адхократия 

Рынок

Внешний акцент и дифференциация

Стабильность и контроль


 

Считается, что такая типология  охватывает все существующие культуры. В ней выделяют два измерения. Первое отделяет критерии эффективности организации, подчеркивающие гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, соответствующих второму измерению и связанных со стабильностью, порядком и контролем.

Оба измерения предполагают использование четырех групп  показателей, каждая из которых четко свидетельствует об организационной эффективности и определяет, что именно люди ценят в деятельности организации.

Иерархическая (бюрократическая) культура. Для этого вида организационной культуры характерен акцент на стратегию внутри организации и последовательный образ действий в стабильной окружающей среде. Здесь символы, образцы для подражания и церемонии подчеркивают важность сотрудничества, традиций и соответствия утвержденной политике. Организация с подобной культурой преуспевает благодаря своей хорошей внутренней интеграции и экономичности. Ключевыми ценностями успеха считаются четкое распределение полномочий по принятию решений, стандартизированные правила и процедуры, механизмы учета и контроля.

Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях, но в ситуации возрастания  неопределенности, в моменты кризиса  ее эффективность падает.

Рыночная культура. Речь здесь не идет о понятии маркетинговой функции или представлении о потребителях на рынке; так определяется тип организации, функционирующей как рынок, т.е. ориентированной на внешнее окружение, а не на внутреннее состояние.

Информация о работе Типы организационной культуры