Теория организаций: основные идеи и принципы. Корпоративные организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для прошлого столетия, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ о закономерностях построения организаций, об их основных чертах и стимулах функционирования - формальных и неформальных, о человеческих отношениях, о социальных системах, о разделении функций и ответственности, о теории принятия решений, о математическом аппарате процессов управления.

Оглавление

Теория организаций: основные идеи и принципы.
Корпоративные организационные структуры.

Файлы: 1 файл

Теория организации Кравцов С А 2 курс Проверить у Кравцова .docx

— 47.66 Кб (Скачать)

Постоянное измерение  достигнутых материальных и человеческих результатов.

Гоулднер предложил две модели организации, адекватно, но вместе с тем односторонне списывающих ее двойственную природу:

естественную — акцепт делается на стихийных, незапланированных процессах;

рационально-инструментальную — внимание сосредоточивается на спланированных и спроектированных процессах.

В той или иной части  обе модели присутствуют практически  во всех современных моделях организации. С позиций этих моделей Гоулднер попытался проанализировать природу позиционных социальных конфликтов, социальной напряженности, противоречий в логике карьеры управленца. 
Гоулднер выдвинул тезис о том, что организация продолжает стремиться к существованию даже после достижения поставленных целей и к асимметричной взаимной зависимости ее частей. Он отмечал в качестве позитивной черты бюрократической модели организации то, что бюрократические правила существенно снижают напряженность в рабочих группах и повышают способность системы к обеспечению равновесия и интеграции, но в то же время в логике ее функционирования (возрастания самоценности формальных правил и норм) видел основной источник возникновения напряженности и конфликта. Поэтому большое внимание уделял позиционному конфликту и его проявлениям, в частности в центростремительных и центробежных тенденциях.

В настоящее время слово  «бюрократия» используется в нарицательном  значении. Это совсем не входило  в намерения Вебера, писавшего  о бюрократии в 40-х годах прошлого столетия; он использовал это слово в его точном значении — «правление государственных служащих».

Тем не менее, бюрократические  организации руководствуются в  своей деятельности скорее рациональностью, чем харизмой или традициями.

Типичными чертами бюрократии являются:

четко определенная цепь управления, в которой права и обязанности, а также промежуточные позиции  определены и осознаются;

система процедур и правил устанавливает трудовые отношения  между людьми, а также рабочими заданиями. Они разрабатываются, чтобы  обеспечивать постоянные нормы поведения  и обслуживать внезапно возникающие. Они предотвращают использование  организации в своих собственных  целях;

разделение труда основывается на специализации и компетентности;

отбор, назначение на должность  и повышение по службу основываются на заслугах и достижениях, а не па традиции и капризе;

беспристрастность в социальных отношениях. Бюрократизм касается взаимоотношений  между должностями, а не людьми. И  каждая должность или пост реагирует  на поведение других должностей, а  не на человека, занимающего эту  должность.

Бюрократические организации  иногда критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких  организаций:

их медленную адаптацию  к меняющимся обстоятельствам;

их озабоченность своей  ролью и обычаями;

чрезмерное требование к  соблюдению формальных процедур.

Следует отметить, что любая  бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и  которым обучают людей. Из этого  вытекают определенные типы поведения:

обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;

методика проведения работы и правила священны;

иерархия и статус четко  определены;

отношения устанавливаются  правилами и инструкциями.

Это дает определенное чувство  справедливости, но и создает чувство  обезличенное, потому что обстоятельства отдельного человека не принимаются  в расчет. Таким образом, в такой  организации:

стабильность ценится, а  изменения и непредвиденные события  вызывают вялую реакцию;

управленческие решения  основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки  этих полномочий, относятся неодобрительно.

Следует заметить, что бюрократическая  организация имеет все черты  классической структуры — пирамидальную  и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией  между всеми структурными единицами  организации затруднен.

Ограничительным моментом классических теорий организации считается представление  о человеке как винтике в механистическом  характере его поведения.

 

 

 

  1. Корпоративные организационные структуры.

 

Кооперация производства – установление длительных производственных связей между предприятиями, каждое из которых сосредотачивается на производстве отдельных частей единого изделия.  
 
Корпорация – группа предприятий (вне зависимости от их юридических форм, размеров, отрасли, количества персонала, уровня технологии и т.д.), имеющих единого собственника (группу собственников), действующая для достижения совокупной цели и имеющая единую структуру управления.  
Корпоративная организационная структура – способ юридического и структурного построения системы менеджмента соответствующей корпорации (группы предприятий и организаций, объединенных по единым интересам и совпадающим целям в корпоративном образовании).  
Корпоративная культура – система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Корпоративная культура населения муниципального образования – набор наиболее важных предложений, принимаемых членами местного сообщества и получающих выражение в заявляемых корпоративной организацией населения муниципального образования ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентиры передаются членам корпоративной организации муниципального образования через символические средства духовного и материального окружения корпоративной организации населения муниципального образования.  
Местное самоуправление – определяемая государством система органов и должностных лиц (в первую очередь выборных), осуществляющих местное самоуправление на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности относительно органов государственной власти, располагающая необходимой компетенцией в решении основных государственных дел и местных вопросов с учетом специфики территории, ее экономических, социальных, национальных, географических, исторических и прочих особенностей, формирующая местный бюджет, обеспечивающая сбор местных налогов, сборов, а также управление муниципальной собственностью на основе федерального, регионального законодательства и собственных учредительных и прочих нормативно-правовых актов.

Местное (или муниципальное) сообщество – не просто люди, живущие на одной территории, в пределах определенных границ, но и важнейшая социальная общность людей, способная как субъект управления на основе совместных ценностей преобразовать местное хозяйство, качество услуг, местное производство в соответствии со своими интересами, постоянно улучшая качество и комфортность жизни.

Характеристики местного сообщества в зависимости от избранного подхода могут быть самые разнообразные: экологические, экономические, этнографические, социологические и т.д.

Признают наличие четырех  основных признаков сообщества:

  • Население: общность людей, например, историческая, культурная, соседская и т. д.
  • Место (территория), пространство в пределах определенных границ, например, географических, административных, экономических, информационных и т.д.
  • Социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общее правительство, общественные услуги, организации, взаимосвязь в производственной деятельности и т.д.).
  • Чувство сообщества – психологическая идентификация с сообществом (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т. д.).

 

Заключение

Итак, основой классической теории организации является принцип  узаконивания власти за некоторым центральным  источником власти.

Власть - это способность  заставить исполнять свои решения  подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений  и взысканий, которые сопутствуют  этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

Большое значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации  начальником деятельности своих  подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником  и подчиненным, которые позволяют  проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

В классической теории организации  линейная структура организации  является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб  заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду  центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря  использованию таких специальных  центральных служб, подчиненных  и докладывающих непосредственно  начальнику, можно увеличить объем  контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации  им действий подчиненных.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Веснин В.Р., Теория организации, 2008 г.

2. Иванова Т.Ю., Теория  организации, 2007 г.

3. Лафта Дж. К., Теория организации, 2003 г.

4. Смирнов Э.А., Основы  теории организации, 1998 г.

5. Гвишиани Д.М., Организация и управление.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория организаций: основные идеи и принципы. Корпоративные организационные структуры