Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:02, реферат
Планирование человеческих ресурсов — это система подбора квалифицированных кадров, имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки.
Сокращение производства, в противоположность увольнению по истечении срока трудового договора, предполагает, что служащие будут набираться вновь в некотором количестве, но позже определенной даты. Большинство планов ранних уходов в отставку и добровольного ухода с должности обеспечивает некоторое финансовое побуждение к этим отставкам.
Таким
образом, планирование человеческих ресурсов
начинается с постановки стратегических
целей организации. Когда организационные
цели установились, отдельные менеджеры
определяют, какие человеческие ресурсы
необходимы для достижения этих целей.
Отдел кадрового планирования, основываясь
на этих данных, определяет общий спрос
в персонале для организации.
На основании этой информации, представленной
на рассмотрение различными отделами
организации, выбираются направление
планирования человеческих ресурсов и
составляются планы — если выявляется
потребность в увеличении персонала,
планы должны включать выбор, подготовку
и набор персонала; если необходимо
уменьшение в трудовом составе, планы
должны ориентироваться на то, чтобы
реализовать необходимые
Исторический аспект. Становление науки управления персоналом.
Сегодня научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики и социологии труда, трудового права, политики и ряда других наук.
За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические, теории человеческих отношений и человеческих ресурсов.
Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теории человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерие, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Авторами теории человеческих ресурсов являются: А.Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегори др. Классические теории получили свое развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х гг. Теории человеческих ресурсов являются современными.
Рассмотрим историю развития управления персонала начиная с 1900 г. - того периода, когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности. До этого времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который до 80% своего рабочего времени тратит на управление сотрудниками.
Промышленная
революция и развитие капитализма
вытеснили мануфактуры и
Руководители
предприятий искали пути предупреждения,
сглаживания и безболезненного
разрешения конфликтов, налаживания
партнерских отношений между
администрацией и остальными работниками.
В этой ситуации одни руководители
уже не справлялись с задачами
управления персоналом. Для работы
с кадрами и налаживания
На рубеже 1900-х гг. часть функций управления персоналом (в первую очередь найм и учет использования рабочего времени) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. В 1910 г. фирма «Плимнтон пресс» создала отдел кадров. 1912 г. считается приблизительной датой, когда отдел кадров впервые возник в современном его понятии.
В 1920-х гг. подобные подразделения (отделы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы.
Работники этой службы занимались отношениями между работодателями и наемными работниками, выясняли настроения рабочих, представляли их требования руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и преданность организации, устраивали совместные празднества. Ведали некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали создание профсоюзов или вели переговоры с ними, оформляли кадровую документацию.
В 1930-е гг. работа
отдела кадров была сориентирована на
ведение переговоров о
В ходе становления служб управления персоналом возникали новые профессии: агент по найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и трудовым отношениям и т. п.
В 1950 - 60-е гг.
развитие новых и модернизация старых
отраслей, глубокая технологическая
реконструкция производства, распространение
электронно-вычислительной техники
привели к тому, что трудовые ресурсы
приобрели новые качества: появилось
большое число грамотных
В этот период большое
внимание уделялось правовому
В эти годы было
развернуто движение, направленное на
повышение эффективности
К началу 1970-х
гг. в большинстве развитых стран
отмечалось падение удовлетворенности
работниками своим трудом, высокая
текучесть кадров и абсентеизм. Это
явилось следствием чрезмерной бюрократизации
управления персоналом, которая возникла
в противоречие с потребностью развития
научно-технического прогресса, усилилась
отчужденность персонала в
В середине 1970-х гг. хозяйственное мышление широкого круга руководителей пришло к выводу, что управление персоналом является важнейшим фактором эффективности предприятия, значение которого быстро возрастает.
В 1970 - 80-е гг. кадровые службы наряду с оперативным начинают заниматься перспективным, долговременным планированием трудовых ресурсов, и их участие в формировании стратегического управления предприятия становится ключевым и необходимым.
Практика управления
персоналом 1990-х гг. показывает неэффективность
шаблонных решений сложных
В настоящее время службы управления персоналом крупных организаций решают сложные и разнообразные задачи и представляют собой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и управления, расширения гарантий занятости, мотивации и стимулирования профессионального роста и управления деловой карьерой в условиях интернационализации персонала организаций, вызванной процессами глобализации.
Наем, отбор и прием персонала
Привлечение
и отбор кадров является одной
из центральных функций
Часто
руководители основное внимание обращают
на финансовые, производственные вопросы,
вопросы материально-
Поиск
и отбор кадров традиционно рассматривается
как функция кадровых служб. Однако
эффективный процесс отбора всегда
требует участия в нем
От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору и оценке персонала, в значительной степени зависит качество людских ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
Для
того, чтобы построить эффективную
систему поиска, отбора и оценки
кадров, прежде всего важно понять
ее место в общей системе
определить
факторы, влияющие на потребность в
персонале (стратегия развития предприятия,
количество производимой продукции, применяемые
технологии, динамика рабочих мест
и т.д.). При этом выделяются следующие
категории персонала: рабочие (в
т.ч. квалифицированные рабочие