Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:22, курсовая работа
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Введение
1. Гладкие цилиндрические соединения…………………………………………стр
1.1. Соединение с зазором…………………………………………………………стр
1.2. Соединение с натягом………………………………………………………....стр
2. Расчёт рабочих калибров для соединений с натягом……….…………………стр
3. Выбор универсальных средств измерений для соединений с натягом……….стр
4. Расчёт размерной цепи ……….………………………………………………….стр
4.1. Расчёт размерной цепи методом полной взаимозаменяемости……….…….стр
4.2. Расчёт размерной цепи методом регулирования.… ……….………………стр
5. Расчёт резьбовых соединений……….…………………………………………стр
5.1. Расчёт резьбового соединения с зазором……….…………………………..стр
5.2. Расчёт резьбового соединения с натягом……….………………………….стр
6. Выбор метода и средств измерения точности цилиндрических резьб……..стр
7. Расчет и выбор посадок подшипников качения ……………………………...стр
8. Шероховатость поверхности …………………………………………………..стр
9. Допуски формы и взаимного расположения поверхностей………………….стр
10.Точность зубчатых колёс………………………………………………………стр
11. Расчёт посадки с зазором и посадки с натягом для указанных соединений…стр
12. Нормирование точности типовых соединений……………………..………….стр
13. Определение позиционного допуска отверстий под крепежные детали……стр
FA – коэффициент неравномерности радиальной нагрузки, между телами качения в многорядных подшипниках. (FA =1 – в однорядных подшипниках).
Рассчитаем посадку шарикого радиального однорядного подшипника 304.
в=16-2*1=14мм=0,014м
Принимаем
PR
=
По полученному расчётному значению PR выбираем отклонение вала под внутренее кольцо подшипника по таблице 6 МУ.
k6 –отклонение вала; ø20 мм-диаметр вала;
ø20 k6 (+0,015; +0,002)
Построим схему полей допусков для внутреннего кольца подшипника
Рисунок 7.1 – Схема полей допусков для внутреннего кольца подшипника
IT=13 мкм
N max=0.015+0.01=0.025 мкм;
N min=0,002-0=0,002 мкм.
Наружное кольцо выбранного подшипника испытывает местное нагружение, поэтому отклонение отверстия в корпусе под внешнее кольцо подшипника назначаем под H7. Посадка под нагруженное кольцо подшипника будет иметь вид:
ø
Рисунок 7.2 – Схема полей допусков для наружного кольца подшипника
IT=30 мкм
S max= +0.030+0.013=+0.043 мкм;
S min= 0 мкм.
8. Шероховатость поверхности
Шероховатостью поверхности согласно ГОСТ 25142-82 (СТ СЭВ 1156-78) называют совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами, выделенную с помощью базовой длины.
Шероховатость
поверхностей изделий независимо от
материала и способа. Изготовления
можно оценивать количественно
одним или несколькими
Параметры,
связанные с высотными
Среднее арифметическое отклонение профиля - среднее арифметическое из абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины. Высота неровностей профиля по десяти точкам - сумма средних абсолютных значений высот пяти наибольших выступов профиля и глубин пяти наибольших впадин в пределах базовой длины. Наибольшая высота неровностей профиля - расстояние между линией выступов профиля и линией впадин в пределах базовой длины.
Параметры, связанные со свойствами неровностей в направлении длины профиля.
Средний шаг неровностей профиля - среднее значение шага неровностей профиля в пределах базовой длины. Средний шаг местных выступов профиля - среднее значение шага местных выступов профиля в пределах базовой длины.
Параметры, связанные с формой неровностей профиля.
Относительная
опорная длина профиля
По заданию задано значение:
- среднее арифметическое из абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины.
В соответствии с выданным заданием был выбран прибор для измерения шероховатости профилограф-профилометр.
Рисунок 8.1. – Профилограф - профилометр
Прибор снабжен
9. Допуски
формы и взаимного
В основу нормирования и количественной оценки отклонений формы и расположения поверхностей положен принцип прилегающих (прямых, окружностей, плоскостей, цилиндров и т.п.). Количественно отклонения оценивают по наибольшему расстоянию от точек реальной поверхности до соответствующей прилегающей по нормали к последней.
Термины и определения отклонений и допусков формы и расположения установлены ДСТУ 2498 – 94 (ГОСТ 24642 – 81).
Допуск продольного сечения
Отклонением профиля продольного сечения EFP называется наибольшее расстояние от точек образующих реальной поверхности, лежащих в плоскости, проходящей через ее ось, до соответствующей стороны прилегающего профиля в пределах нормируемого участка (рисунок - 9.1д). Полем допуска является область на плоскости, проходящей через ось цилиндрической поверхности, ограниченная двумя парами параллельных прямых, имеющих общую ось симметрии и отстоящих друг от друга на расстоянии, равном допуску профиля продольного сечения TFP (рисунок - 9.2 е).
Частными видами отклонения профиля продольного сечения являются конусообразность, бочкообразность и седлообразность
Конусообразностью называется отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но не параллельны (рисунок – 9.3ж). Бочкообразностью называется отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие имеют выпуклость, а диаметры увеличиваются от краев к середине сечения (рисунок -9.4 з). Седлообразностью называется отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие имеют вогнутость, а диаметры уменьшаются от краев к середине сечения (рисунок 9.5 и).
Конусообразность появляется из-за отклонений от параллельности в станке направляющих и линий центров в горизонтальной плоскости, из-вернутости направляющих, износа инструмента при обработке длинных валов, отжима под действием сил резания при консольном закреплении и т.д. Бочкообразность появляется под действием усилий резания, изогнутости направляющих и т.д. Седлообразность появляется из-за отклонений от параллельности в станке направляющих и линии центров в вертикальной плоскости, деформаций узлов станка от сил резания, отклонений от соосности центров в вертикальной плоскости.
Выявление
частных отклонений формы дает возможность
управлять технологическим
Рисунок 9.1- Отклонение формы цилиндрических поверхностей
10. Точность зубчатых колёс
Погрешности изготовления и сборки зубчатых передач вызывают значительные динамические нагрузки, шум, вибрации, дополнительные напряжения на зубья, а так же несогласованности углов поворота и ведомых колес.
Правильный выбор допусков на зубчатые передачи должен обеспечивать кинематическую точность передач, плавность работы, полноту контакта зубьев и необходимый боковой зазор.
Исходя из
условий эксплуатации, к зубчатым
колесам предъявляются
Профиль, номинальные размеры и шаги эвольвентных зубчатых передач регламентированы ГОСТ 13755 - 81.
Кинематическая точность зубчатой передачи характеризуется величиной кинематической погрешности. Стандартом регламентируется небольшая кинематическая погрешность передачи - наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес.
Плавность работы зубчатой передачи характеризуется местной кинематической погрешностью и циклической погрешностью передач.
Полнота контакта зубьев - относительными размерами по длине и высота зуба суммарного пятна контакта сопряженных зубьев.
Боковой зазор в передаче устанавливается в пределах между минимально необходимым (для обеспечения смазки, компенсации погрешности монтажа, учёта изменения смазки),и максимально допустимым зазорами.
Для зубчатых колёс и передач установлены 12 степеней точности, обозначаемые в порядке убывания точности цифрами от 1 до 12
Для каждой степени точности зубчатых колёс и передач установлены нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев в передаче, при этом допускается комбинирование этих норм для различных степеней.
Установлено шесть видов сопряжения зубчатых колёс в передаче A,B,C,D,E,H (при сопряжении Н боковой зазор равен нулю, а при сопряжении А он максимальный), а также восемь видов допуска Tin на боковой зазор x,y,z,a,b,c,d,h.
Точность изготовления зубчатых колёс и передач задаётся степенью точности, а требования к боковому зазору видом сопряжения по нормам бокового зазора
Заданная точность 5B показывает что передача имеет: 1 -степень точности по нормам кинематической точности,1 по нормам плавности, 5 по нормам контакта зубьев, вид сопряжения B.
Данное колесо является кинематическим (отсчетным).
Допуски отсчетных колес:
Fi, - допуск на кинематическую погрешность колеса; Fp- допуск на накопленную погрешность шага; Fr- допуск на радиальное биение зубчатого венца; Fvw - допуск на колебание длины обшей нормали;
Все эти отклонения выявляются за один оборот колеса.
Свободное шпоночное соединение.
Нормальное шпоночное соединение.
Плотное шпоночное соединение.
Подвижное шлицевое соединение.
:
Рисунок 11.1-Схемы полей допусков.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
20
Неподвижное шлицевое соединение.
:
Рисунок 11.2 Схемы полей допусков.
12. Определение
позиционного допуска
Позиционный
допуск назначается для массового
или крупносерийного
Позиционный допуск для соединения типа Б рассчитывается: , где - для соединений не требующих регулировки; - для требующих регулировки.
13. Расчёт посадки с зазором и посадки с натягом для указанных соединений
Посадка с зазором
Необходимым условием подбора посадки в этом случае является, то что масляный слой в соединении не имеет разрывов и исключил непосредственное взаимодействия вала и отверстия.
Это обеспечивается необходимой, допустимой, минимальной толщены масляного слоя, который рассчитывается по следующим формулам
где:
и - высота неровностей поверхностей втулки и вала (мкм).
К1, К2, К3, КДР – добавки учитывающие влияние погрешностей формы К1 и расположение поверхностей втулки и вала К2, упругого изгиба вала К3, отклонение скорости, нагрузки, температуры от расчётных значений КДР.
В практическом расчёте hmin заменяют: