Система ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:07, реферат

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной в наше современное время.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы организации содержания и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования………….5
Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством……………..…8
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород …………13
2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород…………………………....13
2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..18
Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Приложения……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая ната.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

     Сокращение  жилищного строительства и бесплатного  предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей  привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена пойти на ухудшение своих жилищных условий.

 

     Важной  проблемой остается недостаточная  оснащенность жилья, его качество.

 

     Коммунальные  удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем по стране только 86% сточных  вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

 

     Проблема  дефицита жилья и недостаточной  оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей из ветхого и аварийного жилья.

 

     По  расчетам Госкомстата России, численность  малоимущих составляет 27% от общей численности  населения, то есть практически третью часть. Переход на стопроцентную  оплату жилья и коммунальных услуг  для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения, по прогнозам некоторых экспертов, в целом составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.

 

     Преобразование  жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.

 

     Анализ  остроты широкого круга вопросов реформирования жилищно-коммунального  комплекса, а это и обеспечение  должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.

 

     Введение 100% оплаты населением услуг ЖКХ —  мера весьма ответственная, учитывая сложившееся  положения с наличием огромных издержек в отрасли и невозможностью предоставления стопроцентного качества услуг в силу слабой технической базы ЖКХ. Темпы роста доли платежей населения в оплате жилья и коммунальных услуг необходимо жестко увязать с доходами и уровнем жизни населения. Тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон и производителей услуг и получателей (см. прил. 1). Реформа ЖКХ оценивается населением, прежде всего, через тарифы, что обязывает сделать их максимально обоснованными.

 

     Необходимо  обеспечить безопасную и безаварийную работу жилищно-коммунального сектора и повысить ответственность работников ЖКХ и руководителей за соблюдение технологий и своевременность подготовки комплекса к зимним условиям. Недопустимо переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень местной власти и муниципальных предприятий ЖКХ, с одной стороны и неоднородного по уровню доходов населения, с другой. Нужна активная поддержка государственной власти и в регионах, и в центре с их финансово-правовыми возможностями.

 

     Одной из важных задач является ускорение  формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.

 

     Необходимо  провести инвентаризацию технического состояния жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры для выработки  мер по подготовке к следующей  зиме. А также поставить перспективную  задачу паспортизации подземных коммуникаций и создание в населенных пунктах информационно-справочных систем теплосетей, для предотвращения аварийности и оптимизации работ по плановому ремонту сетей.

 

     Необходимо  создать банк данных позитивного  опыта в области энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы договоров на предоставление коммунальных услуг. Это позволит муниципалитетам подобрать оптимальный для каждого вариант с учетом местных условий.

 

     Необходимость одновременного решения двух задач: создания условий устойчивого функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и сохранение социально ориентированной политики государства обусловлена важностью которую имеет жилище для каждой семьи и каждого гражданина. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России.

 

     Снижение  социальных издержек жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации, как и в любой другой стране обеспечивается прежде всего решением двух крупных проблем:

 

     а) балансировкой (увязкой) изменения  тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг с динамикой номинальных  денежных доходов населения и

 

     б) организацией системы социальной поддержки семей (домохозяйств), которые имеют недостаточный уровень доходов для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах занимаемого социального минимума площади жилья.

 

     Результаты  реформирования системы оплаты жилья  и коммунальных услуг в стране свидетельствуют, что эту задачу в целом удалось решить относительно безболезненно с социальной точки зрения для абсолютного (но не подавляющего!) большинства семей. Этому способствовало 4 основных обстоятельства:

 

     - во-первых, достаточно позднее начало  реальных процессов реформирования (только в 1997 г., т.е. фактически спустя 5 лет после начала либерализации цен в стране, были впервые введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг);

 

     - во-вторых, относительно плавный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (поэтапное ужесточение для домохозяйств значений федеральных стандартов перехода на эту систему);

 

     - в-третьих, введение одновременно  с началом реформы системы  предоставления нуждающимся семьям, душевые доходы в которых недостаточны для их включения в соответствии с действующими федеральными стандартами в новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, субсидий на оплату последних;

 

     - в-четвертых, стремление отдельных  регионов при наличии ресурсов в соответствующих региональных бюджетах к смягчению для населения условий перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

 

       На данный момент  деятельность предприятий ЖКХ остается неэффективной и высокозатратной. Так затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб.метра воды на 30-50% выше среднеевропейского уровня, потребление воды выше в 3 раза, при том, что тарифы в странах Европы в 5-10 раз выше российских.

 

       И все же, несмотря на заявленные проблемы, мы существенно продвинулись по пути реформы.

 

На мой взгляд, сегодня уже сделаны наиболее важные и нужные шаги: государством заложены основы для эффективного развития отрасли как в части нормативно-правового  обеспечения, создания организационной  структуры управления реформы, так и финансового обеспечения. Есть представление государства, как добиться результата на тех направлениях, где пока недостигнуты поставленные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Среди важнейших направлений социально-экономических  преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

 

     Жилищная  сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом  финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

 

     Отсутствие  необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с другими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы и предоставляемых услуг потребителям.

Первостепенное  значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как  в них сосредоточен огромный жилищный фонд, проживает большая часть  населения страны и находятся  основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача создания необходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищного строительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и может стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.

 

     Обострение  жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны ( в том числе и Нижний Новгород) определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

 

     Имеющаяся нормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходного  периода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральной жилищной политики», основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», а также соответствующие указы Президента и постановления правительства Российской Федерации определяют стратегический замысел реформирования жилищной сферы.

 

     Проведение  жилищной реформы на уровне конкретного  города, а в нашем случае это  Нижний Новгород требует более детальных  проработок с учетом особенностей и  специфики социально-экономической  ситуации на данной территории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда и коммунальных систем. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

 

2. Федеральный закон РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)

 

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ

 

4. Федеральная  целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

 

5. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л. – Реформа жилищно- коммунального комплекса/Экономист. 2005. - № 8 – 59 с.

 

6. Меликьян Г.Г. Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы /Деньги и кредит. - 2006. - №1. – 3 с.

 

7. Овсянко Д.М. административное право: Учебное пособие/ Под ред. проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2006. – 448 с.

 

8. Саркисянц А.Г. Банки и реальный сектор на современном этапе / Банковское дело. - 2006. - № 2.- 7 с.

 

9. Симионов Ю.Ф., Ткачева Н.А., Яковлев В.А. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007г. – 272 с.

 

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов./ Классика экономической мысли: сочинения. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 371 с.



Информация о работе Система ЖКХ