Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:07, реферат
Выбранная тема курсовой работы является актуальной в наше современное время.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы организации содержания и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования………….5
Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством……………..…8
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород …………13
2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород…………………………....13
2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..18
Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения……………………………………………………………………...33
Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.
Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород
2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород
По состоянию на 01.01.2010 года общее количество многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, составляет 9972 единиц, из них в 1084 домах созданы товарищества собственников жилья, в 169 домах жилищно-строительные кооперативы.
В управлении управляющих организаций находится 7931 многоквартирный дом. В 225 многоквартирных домах собственники помещений не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.
В 219 многоквартирных домах все помещения находятся в собственности муниципального образования.
В последний год прослеживается тенденция роста количества вновь зарегистрированных и реорганизованных из жилищных и жилищно-строительных кооперативов товариществ собственников жилья. Со стороны департамента жилья и инженерной инфраструктуры, в целях выполнении условий получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с собственниками помещений в многоквартирных домах посредством СМИ проводится информационно-разъяснительная работа о преимуществах различных способов управления домом.
По инициативе администрации города создана нижегородская Ассоциация собственников жилья, которая, являясь деловым партнером администрации, оказывает квалифицированную практическую помощь собственникам помещений многоквартирных домов.
Администрация города участвует в финансировании работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в доле муниципалитета, оказывают бюджетную помощь на проведение капитального ремонта.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предоставление бюджетных средств на капитальный ремонт жилых домов возможно при следующих условиях:
- принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об участии в адресной муниципальной программе по проведению капитального ремонта, утверждение сметы расходов на капитальный ремонт;
- принятие собственниками помещений решения о долевом софинансировании капитального ремонта - не менее 5% от предоставляемых средств.
В 2008г. на основные направления капитального ремонта многоквартирных домов было направлено 2,55 млрд. руб. в т.ч.:
- средств городского бюджета - 1328 млн. руб.
- средств областного бюджета - 209,0 млн. руб.
- средства Фонда - 863,0 млн. руб.
- средства собственников помещений 150 млн. руб.
Всего в 2008 году капитальный ремонт проводился на 4159 домах (550 домов ТСЖ и ЖСК).
В 2009г. в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Нижнем Новгороде за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода были проведены работы по капитальному ремонту на 400 домах. Общая стоимость работ составила 546,1 млн. руб., в том числе:
- 462,83 млн. руб. - средства Фонда,
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской области,
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета города Нижнего Новгорода,
- 42,15 млн. руб. - средства собственников помещений в многоквартирных домах. Виды работ Ед. измерения Объем работ Количество домов
Ремонт внутридомовых инженерных систем х х 327
Ремонт или замена лифтового оборудования ед. 45 15
Ремонт крыш тыс.кв.м. 87,795 87
Ремонт подвальных помещений тыс.кв.м. 24,534 29
Утепление и ремонт фасадов тыс.кв.м. 175,887 71
Установка приборов учета ед. 357 2.
Кроме того, финансовую помощь в размере 18,5 млн. руб. из бюджета города на проведение аварийно-восстановительных работ получили 88 ТСЖ.
Всего в 2009 году за счет всех источников финансирования работы по капитальному ремонту были выполнены более чем на 2 тыс. домов.
В 2010г. в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Нижнем Новгороде за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода запланирован капитальный ремонт 262 домов. Общая стоимость работ составит 310,38 млн. руб., в т.ч.:
- 242,39 млн. руб. - средства Фонда,
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской области,
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета города Нижнего Новгорода,
- 46,44 млн. руб. - средства ТСЖ, собственников помещений в МКД.
В текущем году будет сформирована программа по установке общедомовых приборов учета на системах холодного водоснабжения, реализована муниципальная адресная программа "Освещение придомовых территорий города Нижнего Новгорода".
Теплоэнергетический комплекс города Нижнего Новгорода включает в себя 272 котельные (в том числе 167 котельных, находящихся в муниципальной собственности города), отапливающие жилищный фонд и объекты социальной сферы; центральных тепловых пунктов и тепловых насосных станций - 251 ед., 2752 км. тепловых сетей в однотрубном исчислении (в том числе находящихся в муниципальной собственности - 2535 км.).
В систему водоснабжения города входят 5 водозаборных станций, 234 повысительных насосных станций, 1854 км. водопроводных сетей.
Система канализации включает в себя Нижегородскую станцию аэрации, 109 ед. насосных канализационных станций, 1392 км. сетей канализации.
Система электроснабжения включает в себя 4274 км линий электроснабжения (в том числе 1316 км, находящихся в муниципальной собственности города). подстанций 110 кВ - 24 ед.; распределительных пунктов - 137 ед.; трансформаторных подстанций - 1645 ед.
В 2009 году ресурсоснабжающими организациями выполнен капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности:
- сетей отопления и ГВС - 76,3 км;
- сетей холодного водоснабжения - 24,1 км.
- сетей канализации - 3,4 км.
- сетей электроснабжения - 29,9 км.
Всего в рамках подготовки к отопительному сезону 2009-2010гг. реализовано мероприятий по ремонту инженерной инфраструктуры общей стоимостью 990 млн. руб. (ОАО "Нижегородский водоканал", ОАО "Теплоэнерго", ООО "Энергосети").
В период подготовки к зиме 2009-2010гг. наиболее острыми моментами были вопросы обеспечения теплоснабжением домов и объектов социальной сферы от ведомственных котельных: ОАО "Вермани", ОАО "Снабспецпром" (бывший ОАО "Хлебзавод №5"), Нижегородская сельхозакадемия. Решения по всем котельным найдены.
Котельная сельхозакадемии принята в муниципальную собственность. Её подготовка к зиме произведена силами ОАО "Теплоэнерго". Надо отметить, что котельная передана в крайне неудовлетворительным состоянии и требовалось выполнение большого объема работ в кратчайшие сроки.
В настоящее время ОАО "Теплоэнерго" завершаются работы по обеспечению горячими водоснабжением домов, подключенных к котельным ОАО "Вермани" (ж.д. №1б по переулку Светлогорский, ж.д. №4 по проезду Светлогорский) в Советском районе и ООО "Снабспецпром" (ж.д. №15 по ул. Профинтерна) в Ленинском районе.
2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры
Управлением ЖКХ г. Нижний Новгород занимается Департамент жилья и инженерной инфраструктуры, который организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, обеспечивает коммунальное обслуживание населения, организует работы по благоустройству города.
Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры
Основные функции Департамента:
1. Участие в разработке и корректировке генерального плана развития города Нижнего Новгорода.
2. Составление концепции развития жилищно-коммунального хозяйства города.
3. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в городе и формирование приоритетного ряда проблем развития жилищно-коммунального хозяйства.
4. Подготовка для принятия главой администрации города правовых актов по жилищно-коммунальному хозяйству.
5. Определение потребности в капитальных вложениях на развитие жилищно-коммунального хозяйства города, осуществление контроля за их использованием.
6. Планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
7. Организация аукционов и конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
8. Разработка перечня приоритетных объектов инженерной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых должно осуществляться за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
9. Разработка целевых программ по подготовке объектов теплоэнергетического комплекса, социально-бытового и жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях, осуществление контроля за их реализацией.
10. Координация деятельности жилищно-эксплуатационных служб и муниципальных унитарных предприятий по проведению проектных, строительно-монтажных работ на объектах инженерной инфраструктуры, по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, лифтового оборудования, систем дымоудаления.
11. Осуществление контроля за санитарным содержанием городских территорий, состоянием уличного освещения, озеленения площадей, парков, скверов, производством земляных и инженерно-коммуникационных работ.
12. Осуществление контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования жилищным фондом и его придомовыми территориями.
13. Организация работы с кадрами подведомственных организаций, принятие мер по повышению их квалификации.
14. Организация приема граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб. Принятие соответствующих решений.
15. Привлечение в установленном порядке на договорной основе для разработки вопросов, входящих в компетенцию департамента, научно-исследовательских организаций, а также отдельных ученых и специалистов.
16. Проведение совещаний по вопросам, входящим в компетенцию департамента, с привлечением необходимых специалистов. иятиями коммунальной сферы.
Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы
В 1997 году была принята Концепция реформирования ЖКХ. Планировалось провести реформы в три этапа и перейти в 2003 году на полную оплату населением коммунальных услуг и внедрение обязательного страхования жилья.
На основании Концепции Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", являющуюся частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.
Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.
Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы обеспечения семей жильем связана, прежде всего:
- со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;
- низким уровнем доходов основной массы семей;
- ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
- необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в условиях обесценивания накопленных для этого фондов;
- необходимостью срочного решения жилищных проблем семей, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы, бомжи, военнослужащие и их семьи).
Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.
Жилище - позиция, которая раньше была слабо дифференцирующим фактором. В начале 90-х материальная обеспеченность людей была не так жестко связана с тем, какая у них жилищная ситуация. Исследователи говорили, что специфика бедных в России заключается в том, что они живут в жилище примерно такого же качества, как более благополучные слои населения. Этот период уже закончился. И сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступило время, когда российские бедные, как и во всем мире, живут гораздо чаще в жилище плохого качества, имеют гораздо меньший метраж на человека, чем более благополучные слои населения. Причем, под последними надо понимать не только высокообеспеченные слои, которые могут покупать это жилье, но и среднеобеспеченных, которые составляют примерно 45% населения.