Синергетика как одно из современных направлений развития организационной теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы как раз таки и является изучение и исследование данного понятия. Поставленная цель будет достигнута посредством решения определенного ряда задач: анализ сущности понятия «синергетика», исследование законов синергетики и условий их реализации, рассмотрение практического примера действия данных законов.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность синергетики 5
2. Условие реализации закона синергетики 10
3. Реализация закона синергетики на примере 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     8)Сильно  неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии

     9)В  неравновесных условиях относительная  независимость элементов системы  уступает место корпоративному  поведению элементов: вблизи равновесия  элемент взаимодействует только с соседними, вдали от равновесия — «видит» всю систему целиком и согласованность поведения элементов возрастает

     10)В  состояниях, далеких от равновесия, начинают действовать бифуркационные  механизмы — наличие кратковременных  точек раздвоения перехода к тому или иному относительно долговременному режиму системы — аттрактору. Заранее невозможно предсказать, какой из возможных аттракторов займёт система

 

      2. Условия реализации закона синергетики

     Как уже было сказано раннее, синергетика есть наука о самоорганизации, и именно закон самоорганизации лежит в основе данного направления организационной теории. Однако в науке существет несколько законов самоорганизации. Так что же это такое?

     Законы  самоорганизации. Самоорганизация  – это способность сохранения целостности в процессе развития и функционирования. Дедуктивный способ познания раскрывает законы самоорганизации в косной и живой природе и, естественно, законы бессознательного. Это одни и те же законы. Они основа естественной нормативности мышления и деятельности. Например, базовые понятия самоорганизации: естественность, целостность, всеобщая взаимосвязь, открытые системы, нелинейность, неравновесность, самоприменимость, бифуркационность, эмерджентость (спонтанность) можно увидеть на примере законов обучения. Более того, они смоделированы в диагностической программе Камертон. Как эффекты самоорганизации они изучаются в синергетике. «Непризнание дедуктивного способа познания приносит больше вреда ( недополученная польза), чем объявление в прошлом кибернетики лженаукой».

     Выполнение  различных видов мыслительной и  практических видов деятельности  на уровне индивида и группы возможно  при наличии информационного  обмена между имеющимися представлениями.  В представлениях аккумулируется теоретический практический опыт с помощью внутренней логической структуры представлений. [ 8, c. 111]

     В их структуре заложено   целостное  представление  об объекте, его взаимосвязях и развитии. Достижение целостности  представлений  об объекте, предмете познания и, организация по той же логической структуре деятельности, возможно с помощью дедуктивного способа познания на основе троичных взаимодействий (Подробнее в Интернете «Дедуктивный способ познания» и Мигашкин Н.В. «Управление способностями детей» Там имеется тест «Камертошка» и типология способностей. По этим же закона создана диагностическая программа определения способностей «Камертон-2»).

     Внутренняя  логическая структура представлений  подчиняется законам флуктуации (взаимные переходы содержания внутри представлений) между тремя взаимосвязанными функциями. Законы корреляции уже дают возможность переходить от одного к другому представлению. Они опираются на выделение типологичного, видов, класса явлений, множеств т. д.. Благодаря законам корреляции наше мышление обладает большой скоростью перемещения с объекта на объект, а практическая деятельность может осуществляться с исполнением нескольких разнокачественных операций.

     В качестве объекта также могут  выступать виды мыслительной и практической деятельности, функционирование каких-то отдельных процессов. Таким образом, с помощью законов самоорганизации мы получаем возможность моделировать целостное представление об объекте и его развитии через большое количество взаимосвязанных представлений с учетом целей мыслительной или практической деятельности,  [ 11, c. 89]

     1. Благодаря законам флуктуации  мыслительная и практическая  виды деятельности становятся  удивительно разнообразными, а мышление  и все остальные жизненные  отправления приобретают степень  свободы и возможность настраиваться на другие виды деятельности. Законы флуктуации действуют только при наличии трех взаимодействующих функций. В противном случае мы не достигаем понимания целостности, а останавливаемся на этапе достижения ее. Законы флуктуации: • Все представления информационного содержания содержат в себе «знания - А» (факты, знаки, названия объектов и т. д.), «умения –В» (ассоциативные цепочки составляющие схемы мышления, схемы реальных и предполагаемых действий), «навыки –С» ( способы достижения смыслов и конкретных целей в мыслительной и практической деятельности). Все они могут флуктуировать или переходить в «свое иное» (Ф, Гегель), в зависимости от задач, которые необходимо решать. Так, усвоение новых знаний возможно только на основе имеющихся навыков и по определенным ассоциативным схемам. Или, появление нового навыка обеспечивается привлечением знаний, по определенному результативному сценарию, и т. д. • Во всех представлениях содержится информация, сохраняющая опыт прошлого (С), организующая активность в настоящем времени (А) и прогнозирующая активность на будущее (В). В зависимости от преобладания цели изменяется содержание представления при сохранении своей целостности. Прогноз будущего обеспечивает приоритет возможных схем деятельности по сравнению с другими. Впоследствии они будут осуществляться в настоящем времени и переходят в прошлый опыт. • Всякая деятельность на уровне мышления и практики осуществляется через единство функций «организация (А) – планирование (В) – контроль (С)». Вначале появляется план, с учетом возможностей его организации в настоящем времени и с выделением этапов для контроля. На каком-то этапе приоритет будет за выполнением контрольной функцией с последующей коррекции планов и содержания деятельности и т. д. • Любой тренинг или соревновательная деятельность в индивидуальных и групповых видах деятельности спорта осуществляются в единстве «физической подготовленности (А) – тактической подготовленности (В) – технической подготовленности (С). На тренировках их приоритеты устанавливаются в зависимости от решаемых задач. • Любая организованная целостность сохраняет свою нормативность через единство и взаимосвязь «нормы (А) – процесса исполнения нормы (В) – средство исполнения (С). Даже вселенная живет по этим законам через взаимосвязь «А-В-С: энергия – поле - масса» Законы флуктуации используются в обучении для достижения простого понимания предмета, объекта, вида деятельности, а также организации деятельности в рамках достижения конкретной задачи и для улучшения какого-то параметра в мыслительной или практической видах деятельности. Примеры: • Общая тактика в индивидуальных и групповых видах обучения:- «Рассказал (дал знания А) – показал возможности (дал умения В) – научил действовать в конкретной ситуации (сформировал навык С)». Если у кого то - обнаружился полезный навык, то для всех показываются его возможности и раскрывается его содержание в обратном порядке, то есть по СВА • Улучшение мыслительных или практических результатов. Например, результаты тестирования показывают необходимость увеличения скорости мышления или движения в практике. В этом случае: А) даются знания о мыслительной или практической технике исполнения; В) предлагаются планы тренировочных занятий; С) Предлагаются средства, обеспечивающие проведение результативных занятий по одному из рассмотренных планов. От простого к более сложному. [ 8, c. 165]

     2. Законы корреляции в самоорганизации  обеспечивают гармоничность и  согласованность существования  мира косного и мира живого, организации мышления и деятельности. Бессознательно используемые управленческие действия по организации разнокачественных процессов есть следствие их проявления. Например, всем известна взаимосвязь функций y=(f)x. Формула отражает взаимосвязь элементов в некоторой целостности. Для того, чтобы мы могли зафиксировать некоторую определенность как целое, мы должны выделить в ней взаимосвязь трех элементов. Но в рамках троичных взаимодействий каждая может стать функцией. Тогда эту формулу можно свести к функциональному соотношению комбинаций АВС. Приоритет функций определяется частотой проявления. Количественные изменения функций привести к шести типовым комбинациям АВС, которые являются законом для корреляции с другими целостностями. Например, целостность, формирующая с помощью комбинации ВАС, будет легко и быстро корелировать (согласовываться) с другими целостностями объектов образующими через ВАС. Само же соотношение ВАС будет основой для выделения в своем подклассе явлений типового в других качественно различных представлениях. . Аналогии проявления этих законов есть в истории науки и их много: в праве «норма – процесс – средство исполнения», взаимосвязь функций в трансактном психоанализе «Родитель – Взрослый – Ребенок» и др. Затруднения возникают при возникновении корреляционных связей с разнотиповыми целостностями, так как необходимо время и переход одного типа в другой с помощью флуктуации. Естественно, эти законы проявляются только на уровне понятий высокой степени обобщения. Как правило, они просты, элементарны и всеобщи. Например, вот как определяется через них целостность:

     • Всякая целостность существующая в (А) настоящем, содержит в себе (С) прошлое  и элементы (В) будущего. То есть, назвал предмет, покажи его прошлое и  возможности в будущем; • Любая  целостность представлена в виде (А) пространства (физического, газового, информационного, физиологического и пр.), существует (В) во времени, имеет свой способ (С) локализации или консервации. То есть, любая методика разворачивается в каком-то пространстве (А - аудитория, стадион, площадка, сосуд), она раскрывает свое содержание во времени (В - выделяется сценарий с этапами по времени, поэтапный процесс), ее содержание определяется поставленной задачей, принципами локализации (С – определить смысл, сохранить устойчивость целосноси …) • Любая целостность состоит из (А) элементов, знаков, которые через свои (В) признаки, значения связаны между собой и с другими целостностями, сохраняя свое (С) качество или смысл. • Любая целостность может быть достигнута в бессознательном и сознательном понимании через выделение (А) дискретных фактов, знаний, связанных между собой через различные формы взаимодействия, ассоциации, которые реализуются через (В) умения и закрепляются в устойчивых связях и навыках (С). • Целостность памяти любого живого существа образуется взаимодействием трех видов памяти: (А) знаковой, зрительной памятью, (В) ассоциативной и (С) смысловой или инстинктивной памятью. Приоритетность какого-то вида памяти определяет ее типологию. • Целостность и результативность любого вида деятельности обеспечивается взаимосвязью трех функций: (В) планирование будущих действий, их (А) организация в настоящем времени и (С) контроль совершенных действий и т. д. Законы корреляции позволяют организовать обучение с достижением системности, комплексности задач, такие как увеличение разнообразия в мыслительной и практической видах деятельности. Например: 1. Скорость переключения от одной мыслительной комбинации на другую, в связи с изменением ситуации в игре, практике. 2. Увеличении возможностей памяти в запоминании тактических действий в групповом взаимодействии с учетом индивидуальных способностей. 3. Увеличении скорости переключения с одних видов исполнения технических действий на другие, физические и т.д. [ 8, c. 165]

     3. Любая целостность в своем  появлении и изменении проходит семь этапов своего осуществления и развития. Законы саморазвития выделял еще Ф. Гегель. Я их также обнаружил, как повторяющиеся циклы в исследовании истории познания через призму полезности. Эти же этапы обеспечивают стихийно сложившиеся формы специализации наук в познании, в рамках отдельных дисциплин, а также бессознательной рефлексии мышления, порядка исполнения любого вида деятельности. На этом уровне логика мышления и логика действия совпадают: - Пример №1 – Взаимосвязь основных категорий диалектики (Как я понял Ф. Гегеля: «бытие – количество – качество – внутреннее содержание – внешние взаимосвязи (борьба и единство противоположностей) – законы меры (здесь у него была Абсолютная Идея) – обратная связь (закон отрицание отрицания») . - Пример № 2 – этапы познавательного процесса и простого или сложного действия: «реагирование – познание – адаптация – внутреннее потребностное состояние – внешние способы взаимодействия – принятие решения – коррекция (обратная связь)». - Пример № 3 – ноты, обеспечивающие музыкальное созвучие «до – ре - ми – фа – соль - ля – си» и т. д. . Законы саморазвития используются в учебной и практической видах деятельности для коррекции неправильных действий и для переподготовки на более успешные действия. Процессы развития мышления, деятельности и закрепления их на уровне логики или порядка действий используются как в обучении, так и в управляющих воздействиях. Более подробно они даны в технологиях внутреннего планирования. Например, они активно используются и в спорте. Особенно в анализе хода матча или тренировок. Например, анализ характера взаимодействия после тренировок: 1-ый этап. Реагирование – Доводится статистический анализ индивидуальных проходов и передачи шайбы спортсмену, находящемуся в более выгодном положении, то есть соотношение фактов желаний играть индивидуально, а не во взаимодействии с членами команды. 2 –ой этап. Познание – Доказывается, что взаимодействие - фактор повышения результативности, расширения возможностей в достижении победы. 3-ий этап. Адаптация – доказательство необходимости использования взаимодействия в групповой игре данной команды с опорой на мнение игроков и преодоление сопротивления. 4-ый этап. Внутренняя необходимость – доказывается необходимость опоры на внутреннюю готовность взаимодействовать каждого, с учетом уже имеющегося опыта. 5-ый этап. Внешняя необходимость – приводится примеры собственного опыта команды в играх и опыта других команд добившихся результатов благодаря улучшению форм взаимодействия. 6-ой этап. Принятие решение. Опрос о согласии и готовности совершенствовать и развивать формы взаимодействия. 7-ой этап. Обратная связь. Очень часто в виде возражения (как желание получить дополнительную информацию) «Я конечно согласен, но чтобы увидеть партнера, я должен оглядеться, а значит снизить скорость и увеличить риск в потере шайбы»

     Дальше  снова по этим же этапам, но уже с  исследованием причин снижения скорости из-за неумения видеть периферическим (боковым) зрением тех, кто сбоку  и сзади тебя. Объяснение его природы  по 6 -ти этапам и включение формирование этих навыков в тренировочный процесс будет организацией технической коррекции по улучшению форм взаимодействия.

     Если  вы внимательно почтете еще раз  это введение, то обнаружите, что  этим законам люди подчиняются бессознательно, чтобы достичь целостности в представлениях. Это потребностное состояние, интуитивно следование переживается как вдохновение. Законы самоорганизации можно представить только умозрительно. Структуры и содержания, как самого простого детского стишка, так и сложной научной монографии воспроизводят эти этапы. Сознательное подчинение этим законам позволило бы образовательным стандартам и текстам ИСО в управлении стать более простыми и действенными, не говоря уж о правовом законодательстве (норма-процесс-средство) . [ 8, c. 176]

       С помощью этих законов построена  диагностика самоорганизации индивидуального  и группового сознания в   программе «Камертон2». В частности,  график процесса самоорганизации  индивидуального мышления и   деятельности  отражает все этапы  и степень выраженности типовых склонностей на каждом этапе. Доказывая наличие элементов самоорганизации, физики иногда фиксируют нелинейные фигуры в трехмерном пространстве - атракторы. В Камертоне таких нелинейных трансферов семь и все они взаимосвязаны. Такое моделирование позволило в Камертоне обнаружить не только типовое, но и все бесконечное количество индивидуального. Это доказывает, что хаоса нет, мы имеем дело со сверхсложной упорядочностью, каковым и является наше бессознательное. С помощью ощущений мы видим себя в материальном мире, а законы самоорганизации   позволяют умозрительно увидеть другой мир, такой же гармоничный и упорядоченный – мир духовный. И вы должны понимать, что здесь показаны не все законы самоорганизации, а только их начало.

     Некоторые предполагают, что наличие самоорганизации ставит под сомнение возможность существования Бога. Должен огорчить атеистов. Возможность познания самоорганизации с помощью законов говорит о наличии степени свободы у человека в этом мире и о необходимости повышения ответственности за себя, другого и окружающий мир. Они доказывают, что Бог не может отвечать за каждый шаг человека, человек имеет право даже быть кретином. Законы самоорганизации доказывают, что нам необходимо жить в гармонии с собой, с другими и с Богом, как основой этого духовного мира. Есть пределы, за которые выходить нельзя. Нарушение функционирования индивидуального способа самоорганизации бессознательного приводит к уничтожению отдельного человека («все болезни от нервов»), криминальному поведению и убийству других людей. Нарушения законов коллективного бессознательного приводит к войнам, снижение экологии и исчезновению человека как вида на Земле. Это кара за грехи наши… [ 10, c. 237]

Информация о работе Синергетика как одно из современных направлений развития организационной теории