Самоорганизация и самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность, содержание и соотношение процессов самоорганизации и самоуправления.
Для достижения данной цели были выделены следующие задачи:
рассмотреть процессы самоорганизации и самоуправления;
проанализировать основные виды самоорганизации;
определить основные элементы самоорганизации и самоуправления;
проследить взаимосвязь процессов самоуправления и самоорганизации;
исследовать в практической части организационную систему ООО «Барнаульская деревоперерабатывающая компания».

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Сущность процесса самоорганизации, ее виды и основные элементы……4
3. Сущность самоуправления, его виды и основные элементы……………….8
4. Соотношение процессов самоорганизации и самоуправления……………12
5. Самоорганизация на ООО «Барнаульская деревоперерабатывающая компания»……………………………………………………………………..17
6. Заключение……………………………………………………………………21
7. Тесты…………………………………………………………………………..22
8. Список используемой литературы………………………………………..…24

Файлы: 1 файл

контрольная теория организации.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Сущность процесса самоорганизации, ее виды и основные элементы……4
  3. Сущность самоуправления, его виды и основные элементы……………….8
  4. Соотношение процессов самоорганизации и самоуправления……………12
  5. Самоорганизация на ООО «Барнаульская деревоперерабатывающая компания»……………………………………………………………………..17
  6. Заключение……………………………………………………………………21
  7. Тесты…………………………………………………………………………..22
  8. Список используемой литературы………………………………………..…24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой организации  имеются регламентирующие документы на систему управления организации (уставные документы, законодательные и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т.е. самоуправление и самоорганизация.

Самоуправление и самоорганизация  свойственны живой и неживой  материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и  организация. В некоторых случаях  они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно.

«Самоуправление» как  научная категория связана с  понятием «организация». Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление» и «организация», также самоорганизацию. Самоорганизация позволяет упрощать управление (а значит, и самоуправление) просто тем, что и само способно изменяться в требуемом направлении.

Цель данной работы –  раскрыть сущность, содержание и соотношение процессов самоорганизации и самоуправления.

Для достижения данной цели были выделены следующие задачи:

  1. рассмотреть процессы самоорганизации и самоуправления;
  2. проанализировать основные виды самоорганизации;
  3. определить основные элементы самоорганизации и самоуправления;
  4. проследить взаимосвязь процессов самоуправления и самоорганизации;
  5. исследовать в практической части организационную систему ООО «Барнаульская деревоперерабатывающая компания».

 

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

Самоорганизация может  рассматриваться как процесс  и как явление.

Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе.

Сущность самоорганизации  как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур [1, c.126].

В изображенном цикле  процесс организации является следствием регламентного управления, а самоорганизация  первична (инициирующая) для самоуправления (рис. 1).

 

Рисунок 1. –  Схема цикличности управления и  самоуправления, организации и самоорганизации [1, c.126]

Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация – это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Процессы мутации живых организмов, их приспособление к конкретным условиям существования являются проявлением биологической самоорганизации.

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентаций, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация – это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Основные качества, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации –  это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.

Позитивными формами проявления самоорганизации руководителя и специалиста выступают изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.

Самообучение – это  необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний [1, c.127].

Самообучение реализуется  путем затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов на более полное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях, общении. Самообучение может проводиться в обычных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике.

Самовоспитание может  относиться как к человеку, так  и к организации. Цель самовоспитания – преодоление вредных или  создание новых позитивных качеств  личности или организации,  преодоление  отрицательных эмоций.

Самоконтроль – это  контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, правилами и стандартами [1, c.128]. Это сравнение позволяет человеку или другому объекту организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности или убедиться в несоответствии работы своим силам и знаниям.

Изначально самоорганизация  возникает спонтанно, а затем  постепенно формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление, которое создает организационные функции и структуры управления.

Внутренние и внешние  возмущающие воздействия приводят к нарушению принятого порядка  деятельности в организации (к нарушению  гармонии). Вследствие  этого возникают  процессы, помимо воли и сознания людей стремящиеся сформировать новые пропорции, ввести новые элементы в деятельность организации или вывести из нее устаревшие. Люди являются проводниками (осознанными или неосознанными) этих процессов. Кроме того, возмущающие процессы могут инициироваться и самоуправлением, профессиональным управлением, реализацией функций и структур управления таким образом, может быть достаточно много циклов возникновения самоорганизации и вследствие этого самоуправления.

Социальная самоорганизация  может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в рамках теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганизации. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:

− внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);

− внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при  виртуальных контрактах);

− рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).

 

 

СУЩНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Самоуправление в широком (общем) смысле означает, что люди сами управляют собой. А в узком  смысле – хозяйствующий субъект  сам осознает свои потребности, анализирует возможности, мотивирует свое поведение (намечает стратегию и тактику), формирует цель и в рамках ограниченных ресурсов и доступных способов выбирает наилучший вариант достижения поставленной цели, закрепляя его соответствующим организационным решением [2, c.116].

Самоуправление имеет  различные формы. Различия существует по субъектам, объектам и уровням  самоуправления, его целям, методам  и формам организации. Так, в условиях персонифицированного управления выделяют индивидуальное и групповое самоуправление [3].

Индивидуальное самоуправление - управление собой, то, что близко к  понятию «самообладание», т.е. способность личности не менять своего «Я» в различных ситуациях. Индивидуальное самоуправление может по своему характеру быть либо исполнительским, либо связанным с установлением заданий для других индивидов. Способность именно к такому самоуправлению позволяет работнику быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим (кто не может управлять собой, не способен управлять другими). В этом смысле при персонифицированном управлении самоуправление предшествуют управлению.

Групповое самоуправление может быть, реализовано на основе внутренней дисциплины, консенсуса и консолидации, достигаемых членами группы самостоятельно или под влиянием лидера. Оно может сообразовываться по целям и мотивам с идущими сверху воздействиями «помогать» им. Такая разновидность самоуправления есть кооперационное самоуправление. Если же присущая последнему согласованность не достигается, то самоуправление становится по отношению к управлению конфронтационным, противостоит ему.

Различают самоуправление профессиональное и самоуправление общественное.

В общественном самоуправлении выделяют подвиды, которые реализуются [3]:

а) трудовыми коллективами государственных предприятий, действующими в управлении на «общественных началах»

б) инициативными группами граждан по месту жительства - территориальное  самоуправление городских микрорайонов

в) учредителями и членами  различного рода инициативных образований  общественных организаций, фондов. Система общественного самоуправления, функционирующая как в обществе в целом, так и в его подсистемах имеет свои уровни иерархии. Отсюда следует, что ей присуще свое профессиональное самоуправление.

Профессиональное управление, осуществляемое в недрах общественного самоуправления, обычно называют квазипрофессиональным. В этой связи важно отметить, что сравнительный потенциал профессионального и квазипрофессионального управления произведен от соотношения фундаментальности, основательности профессиональных знаний, получаемых персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при переподготовке, повышении квалификации, - с другой. Исходя из этого и надлежит, как подбирать работников, так и выявлять области самоуправления.

Самоуправление присуще  любой системе.  Оно реализует  потребность человека и организации  к свободе, самовыражению и самопроявлению.

Самоуправление предполагает выбор целей, формирование сопутствующих  им задач, разработку средств и методов  их решения.

Процесс самоуправления служит элементом демократизации общего управления в результате непосредственного участия работников в разработке решений компании, стратегий ее развития.

Существует три принципа самоуправления [4].

  1. Принцип вторичности. Самоуправление не может быть первичным в организации. Любая организация создается для удовлетворения какой-то общественной потребности или интереса. Она включается в систему хозяйственных или общественных организаций с заданной структурой под общим государственным управлением. Если организация не будет следовать законодательным актам государства, она будет ликвидирована.
  2. Принцип сочетания управления и самоуправления. В любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления. Данный принцип основан на обязательности удовлетворения потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению,  так и к самоуправлению (табл. 1).

Таблица 1

Базисные потребности  человека и общества, реализуемые  с помощью самоуправления

 

Потребности и интересы человека и общества

Относящиеся к управлению

Относящиеся к самоуправлению

Организация жизни и  деятельности

Безопасность

Управление

Порядок и стабильность

Информация

Пища, жилье, одежда

Творческий труд

Вера и патриотизм

Прибавочный продукт

Самовыражение и самопроявление

Управление

Неформальная информация

Отдых

Свободное время

Творческий труд

Информация о работе Самоорганизация и самоуправление