Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:56, контрольная работа
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.
Рис. 2. Показатели общей экономической эффективности туристского бизнеса
В целом все общие показатели отражают экономический эффект и эффективность туристского бизнеса. Существенным недостатком данных показателей является их статичность. Они демонстрируют эффективность деятельности туристской организации в отдельный момент времени, на отдельном предприятии, позволяют оценить, эффективно или неэффективно работает организация, но не дают возможности понять, насколько хорошо (или плохо) она работает.
Эту проблему решают показатели сравнительной экономической эффективности (рис. 3).
Рис. 3. Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса
Показатели сравнительной
экономической эффективности
Внешние абсолютные показатели определяются разницей результатов деятельности туристских организаций, исчисляются в денежном или натуральном выражении и могут быть определены по формуле
где - внешний абсолютный эффект (в денежном или натуральном выражении), означающий наличие конкурентных преимуществ (или угроз) туристской организации перед другими участниками рынка;
Iо, Iб – эффективность соответственно туристской организации и базовая.
Внешние относительные показатели позволяют определить, во сколько раз эффективнее (или хуже) работает туристская организация по сравнению с конкурентами, по формуле
где - внешний относительный эффект туристской организации.
Наряду с внешними
показателями существуют внутренние показатели
сравнительной экономической
где - внутрифирменный эффект (в денежном или натуральном выражении), означающий рост общих абсолютных и (или) относительных показателей эффективности и (или) снижение общих абсолютных и (или) относи-тельных показателей эффективности (эффект может иметь различную форму, например рост выработки приводит к экономии численности персонала и (или) заработной платы, а также способствует увеличению объемов производства услуг; рост оборачиваемости оборотных средств приводит к их экономии; снижение себестоимости способствует увеличению прибыли);
I1, I2 – эффективность туристской организации в разные периоды.
Внутрифирменные относительные показатели позволяют определить, во сколько раз (или на сколько процентов) повысилась (понизилась) эффективность работы туристской организации за определенный период времени, по формуле
где - внутрифирменный относительный эффект туристской организации.
Система показателей
общей и сравнительной
Экономическая эффективность технологий туристской отрасли выражается определенными критериями и показателями. На уровне туристской организации используются общие и частные показатели общей экономической эффективности: система показателей прибыли и рентабельности, показатели эффективности использования производственной мощности, показатели эффективности использования ресурсов. Показатели сравнительной экономической эффективности используются для анализа динамики изменения эффективности деятельности туристской организации во времени.
Постоянное совершенствование б