Организация местного самоуправления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение путей реформирования системы местного самоуправления в условиях действующего законодательства путем изучение структуры, компетенции правового статуса органов местного самоуправления в их системе. На основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики предпринята попытка осмыслить и обосновать основные положения и применить практические знания по выбранной теме.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления...............................5
1.1 Понятие местного самоуправления…………………………………………5
1.2 Формы и модели местного самоуправления: исторический и международный аспекты.......................…………………………………………8
Глава 2. Органы местного самоуправления: структура, полномочия………..11
2.1 Система и виды органов местного самоуправления……………………....11
2.2 Структура органов местного самоуправления, способы её организации..15
2.3 Полномочия органов местного самоуправления..........................................20
Глава 3.Проблемы реализации нового законодательства о местном самоуправлении………………………………………………………………….25
3.1 Затруднения в разграничения компетенции местного самоуправления и
органов государственной власти……………………………………………..…25
3.2 Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе...................................................36
Заключение.............................................................................................................39
Библиографический список..................................................................................41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Как правило, субъекты наделяют органы государственной власти субъекта правом передавать отдельные государственные полномочия органам местного самоуправления всех муниципальных образований или части муниципальных образований, а иногда и отдельного муниципального образования. Полномочия передаются органам местного самоуправления на определенный срок или без указания срока.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал, что достаточно часто передаются органам местного самоуправления государственные полномочия субъекта Российской Федерации в области:

•  ведения записи актов гражданского состояния;

•  совершения нотариальных действий;

•  ведение воинского учета;

•  участия в организации гражданской обороны;

•  регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•  ведения статистического учета;

•  архитектурно-строительного контроля и надзора;

•  управления жилищным фондом;

•  ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

•  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

•  ведение земельного кадастра;

•  использование лесов;

•  лицензирования образовательной деятельности;

•  осуществления контроля над соблюдением карантинных правил;

•  реализации государственной молодежной политики;

•  государственного управления охраной труда;

•  осуществления мер социальной защиты;

•  установления дополнительных льгот по уплате госпошлины;

• присвоения звания «Ветеран труда»; регулирования тарифов (цен);

• лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.

В ряде регионов в настоящее время приняты законы о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Они регулируют механизм принятия соответствующего законодательного решения, порядок передачи органам местного самоуправления материально-финансовых средств, необходимых для исполнения переданных полномочий, порядок осуществления государственного контроля над исполнением указанных полномочий и взаимодействия государственных и муниципальных органов, гарантии учета интересов муниципальных образований при передаче отдельных государственных полномочий и т.д.

Согласно новому Федеральному закону (ст. 14-16) органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Делать это они могут только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

На мой взгляд, сейчас субъектам Российской Федерации более необходимо будет привести в соответствие с Федеральным законом свои законы, регламентирующие наделение органов местного самоуправления конкретными полномочиями субъектов Федерации.

 

3.2 Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.

 

В последнее время в научной литературе и выступлениях практических работников вполне справедливо уделяется большое внимание проблемам укрепления муниципальной собственности в становлении и развитии муниципальных образований, местного самоуправления. Развитие местного самоуправления имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создавать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой государственности. И прежде всего потому, что уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества страны. Эти стандарты не в силах обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион.

Не завершена работа по созданию необходимого законодательства РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, по приведению всех действующих в этой сфере правовых актов в полное соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Особенно остро стоят проблемы кадрового обеспечения местного самоуправления, их подготовке, переподготовке и повышению квалификации, подбора, расстановки, аттестации и рационального использования.

К настоящему времени всего в органах местного самоуправления в России занято 386,3 тыс. человек, причем 177,6 тыс. или 46 %, замещают муниципальные должности (75 % - женщины). Среди лиц, занятых на должностях местного самоуправления, 5,5 % занимают выборные муниципальные должности. Почти две трети их (64,2 %) имеют высшее образование, треть - только среднее (33,6 %), а 2,2 % не имеют профессионального образования. Муниципальные служащие составляют 94,5 % общей численности работников, занимающих муниципальные должности. Высшее образование среди них имеют 51,2 %, среднее образование - 46,0 %, не имеют образования 2,2 %. При этом подавляющая часть работников муниципальных органов не имеют достаточных знаний в области экономики, права, управления. Так, юридическое образование имеют только 5,4 %, экономическое и управленческое - 17,1 %.

Предстоит, как видим, проделать большую работу по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников муниципальных органов, еще большему выпуску учебных, учебно-методических и информационно-аналитических изданий по различным аспектам теории и практики организации местного самоуправления.

Федеральный закон предполагает значительное расширение правотворческой деятельности органов местного самоуправления, затрагивающей вопросы организации местного самоуправления. Как показывает прокурорская практика, определяя эффективность такой деятельности, следует учитывать, что у многих работников местного самоуправления нет достаточного опыта разработки нормативных актов.

Несмотря на то, что общие принципы организации и деятельности местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации и имеют прямое действие, тем не менее, они не реализованы в полной мере.

До сих пор мы сталкиваемся с фактами несоответствия Конституции Российской Федерации законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Не инициируется процесс проведения в соответствие с Конституцией и федеральных законов, затрагивающих права местного самоуправления.

Особую озабоченность вызывают отсутствие новых конституционных органов местного самоуправления. Во многих субъектах Российской Федерации, попытки возврата к централизованно-бюрократическим формам управления, нарушение в ряде регионов страны избирательных прав граждан и порядка формирования местных органов в городских, сельских поселениях и на других территориях, а так же конституционного права населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Со стороны федеральных и региональных органов не предпринимается необходимых условий по решению вопросов муниципальной собственности, формирования местных бюджетов, муниципального землепользования, материального и финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей, компенсацию местному самоуправлению расходов, возникающих в результате решений, принимаемых органами государственной власти. Особую значимость в обеспечении нормального функционирования органов местного самоуправления имеет проблема реализации прав населения на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Это прежде всего обусловлено тем, что муниципальная собственность образует основу местного самоуправления и распоряжение ею не может не находиться в ведении населения и тех органов, которые непосредственно олицетворяют его интересы. Отсюда само собой понятно, что любая сделка с муниципальной собственностью должна осуществляться с согласия только выборного органа местного самоуправления[8].

 

 


Заключение.

Безусловно, развитие форм демократического Участия граждан в решении вопросов местного значения является и должно остаться важнейшим императивом муниципального права. Однако можно назвать юридическим романтизмом представления о том, что реальное российское местное самоуправление сегодня является самоорганизацией и самодеятельностью населения. Более того, не следует полагать, что соответствующие идеи муниципально - правовой науки можно будет воплотить в жизнь в исторически короткие сроки. К сожалению, для этого пока нет необходимых социальных и экономических предпосылок. Попытки же закрепить в позитивном праве схемы, не отвечающие потребностям практики, неизбежно обречены на провал.

На практике институт народной правотворческой инициативы не используется. Так, внести проект правового акта в представительный орган муниципального образования может по просьбе инициаторов любой депутат, причем это не потребует от него никаких усилий. В этих условиях организовывать громоздкую (а в крупных муниципальных образованиях и весьма дорогостоящую) электоральную процедуру по сбору подписей с практической стороны бессмысленно. Излишне говорить о том, имеется ли хоть один шанс принятия представительным органом проекта правового акта, если внести его не пожелал ни один из депутатов.

Тем не менее, одну из функций данный правовой институт все же может выполнять; речь идет о пиар - функции. В целях политической рекламы, особенно в преддверии выборов, политики местного масштаба охотно будут организовывать сбор подписей под тем или иным популистским требованием. Однако полагать, что именно в этом заключается самоорганизация населения, самообман. Приведенный пример не отрицает как таковой ценности петиционного инструментария в системе народовластия, он лишь демонстрирует разрыв между благими пожеланиями правовой теории и действительностью.

Однако на практике принцип самостоятельности местного самоуправления не был реализован в полной мере. С одной стороны, были закреплены существенные правовые гарантии этой самостоятельности. ФЗ «Об общих принципах...» от 28 августа 1995 г., следуя логике Конституции, лишь рамочно урегулировал вопросы организации местного самоуправления; он предоставил возможность муниципальным образованиям самостоятельно определить структуру органов местного самоуправления и порядок их деятельности, разрешил многообразие схем территориальной организации местного самоуправления в субъектах Федерации, продекларировал самостоятельность местных бюджетов.

С другой стороны, органы местного самоуправления не получили обещанной им самостоятельности даже в тех вопросах, которые названы как имманентные местному самоуправлению самой Конституцией. Так, ст. 132 Конституции РФ предусматривает право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Однако рамки закрепленных федеральным законодателем общих принципов налогообложения и сборов усекли более 90% этой самостоятельности, что было признано не противоречащим Конституции. При неразвитости форм непосредственной демократии и объективной сложности их использования в сегодняшних экономических условиях только качественная законодательная база могла гарантировать эффективность местной власти и ее ответственность перед населением.

На мой взгляд, основным способом укрепления и поддержки процесса становления данной системы может явиться исключительно обеспечение государством самостоятельности органов местного самоуправления, в рамках предоставленных законодательством компетенции.


Библиографический список.

Нормативно-правовые акты.

 

1. Конституция Российской Федерации. - М: Теис, 1996 г.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 10.2003г. №131-Ф3.

4. Постатейный комментарий к Конституции РФ/Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М: Юрайт - М; Новая Правовая культура, 2002г.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 22-0 // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1998. - № 3.

 

Научные труды и учебные пособия.

1.        Фадеев В.И. «Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации».- Москва, 2003.

2.        Анимица Е.Г. «Местное самоуправление: история и современность».- М.: ИНФРА – М., 2000

3.        Рой О.М. «Система государственного и муниципального управления».- СПб: Питер, 2004

4.        Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие/ Р.В. Бабун.  – СПб: Питер, 2005

5.        Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов».- М.: Издательство НОРМА, 2002

6.        Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004

7.        Соловьев С. Механизм ответственности глав муниципальных образова-ний // Законность. – 2003

 

41

 



[1] Анимица Е.Г. «Местное самоуправление: история и современность».- М.: ИНФРА – М., 2000

 

[2] Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие/ Р.В. Бабун.  – СПб: Питер, 2005

 

[3] Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. № 7.

[4] Рой О.М. «Система государственного и муниципального управления».- СПб: Питер, 2004

 

[5] Фадеев В.И. «Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации».- Москва, 2003.

 

[6] Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины: Коммент., к отдельным нормам федер. Законодательства. 1999.

[7] Соловьев С. Механизм ответственности глав муниципальных образова-ний // Законность. – 2003

 

[8] А. И. Коваленко, Учебное издание Конституционное право России.М.: Право и Закон. 1997 г.

 


Информация о работе Организация местного самоуправления в Российской Федерации