Организация местного самоуправления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение путей реформирования системы местного самоуправления в условиях действующего законодательства путем изучение структуры, компетенции правового статуса органов местного самоуправления в их системе. На основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики предпринята попытка осмыслить и обосновать основные положения и применить практические знания по выбранной теме.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления...............................5
1.1 Понятие местного самоуправления…………………………………………5
1.2 Формы и модели местного самоуправления: исторический и международный аспекты.......................…………………………………………8
Глава 2. Органы местного самоуправления: структура, полномочия………..11
2.1 Система и виды органов местного самоуправления……………………....11
2.2 Структура органов местного самоуправления, способы её организации..15
2.3 Полномочия органов местного самоуправления..........................................20
Глава 3.Проблемы реализации нового законодательства о местном самоуправлении………………………………………………………………….25
3.1 Затруднения в разграничения компетенции местного самоуправления и
органов государственной власти……………………………………………..…25
3.2 Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе...................................................36
Заключение.............................................................................................................39
Библиографический список..................................................................................41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

 

По дисциплине «Система государственного и муниципального управления».

 

На тему: «Организация местного самоуправления в Российской Федерации».

 

 

 

 

                                                                                                                Выполнила:

Студентка III курса

Специальности ГМУ

Плигина Анна

 

Научный руководитель:

А.В. Лабзин

 

 

 

г. Самара

 

2012г.

Содержание.

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления...............................5

1.1 Понятие местного самоуправления…………………………………………5

1.2 Формы и модели местного самоуправления: исторический и международный аспекты.......................…………………………………………8

Глава 2. Органы местного самоуправления: структура, полномочия………..11

2.1 Система и виды органов местного самоуправления……………………....11

2.2 Структура органов местного самоуправления, способы её организации..15

2.3 Полномочия органов местного самоуправления..........................................20

Глава 3.Проблемы реализации нового законодательства о местном самоуправлении………………………………………………………………….25

3.1 Затруднения в  разграничения компетенции местного самоуправления и

органов государственной власти……………………………………………..…25

3.2 Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе...................................................36

Заключение.............................................................................................................39

Библиографический список..................................................................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.
 

Система местного самоуправления находится в стадии реформирования и становления в новом качестве в условиях современной России. Данная система в сфере общественных отношений на сегодняшний день является наиболее динамичной. Серьезной проблемой становления и развития городского самоуправления остается совершенствование правовых основ, определяющих организационные и территориальные модели городского самоуправления. Федеральное законодательство предоставило муниципальным образованиям широкое поле для самостоятельного регулирования этих вопросов в уставах. Проблемы организации и практической деятельности органов городского самоуправления рассмотрены с целью выработки предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организационных и территориальных моделей городского самоуправления.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур.

- потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;

- острота проблемы укрепления российской государственности, важной частью которой является формирование новой законно - обеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;

- отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.

Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных и организационных основ местного самоуправления. В настоящее время важнейшей задачей развития местного самоуправления является формирование на основе федерального и регионального законодательства собственной нормативной базы муниципальных образований. Одной из серьезных проблем развития местного самоуправления совершенствование уставов муниципальных образований. Целью настоящего исследования является определение путей реформирования системы местного самоуправления в условиях действующего законодательства путем изучение структуры, компетенции правового статуса органов местного самоуправления в их системе. На основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики предпринята попытка осмыслить и обосновать основные положения и применить практические знания по выбранной теме.

Исходя из целей, были изучены основные задачи исследования:

1.  определено понятие местного самоуправления;

2.  изучена структура органов местного самоуправления;

3.  обусловлен круг полномочий и компетенцию органов местного самоуправления;

Реформа местного самоуправления особенно важна для городов. В них сосредоточена большая часть населения России, увеличивается и общее количество городов, возрастает их роль в развитии российского общества.

 


1. Теоретические основы местного самоуправления.

1.1 Понятие местного самоуправления.

 

Как понятие местное самоуправление отражает многообразное общественное явление, возникающее в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других особенностей. Для существования местного самоуправления нужны определенные условия:

- общность местных интересов и согласования их с региональными и общегосударственными органами государственной власти и местного самоуправления;

- при наличии достаточной инфраструктуры, финансово-экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению собственными силами решать местные проблемы;

- инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно заниматься делами управления. Суть местного самоуправления в том, что оно признано решать проблемы населения, объединенного общими условиями проживания.

Традиции местного самоуправления старше самого государства, и значит, государственного управления. В этом смысле положение государства как первоначального субъекта общественного правления, давшего права на самоуправление, не исторично. Некоторые государства фактически зарождались из местного самоуправления (США, Канада). Вместе с тем, возникновение и усиление государственной организации не повлекли отмены функций местного самоуправления, которое было интегрировано в общую систему государственного управления.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы гораздо лучше могут сами решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы, государственные чиновники при централизованном управлении местными делами. Местное самоуправление позволяет демократизировать сам процесс управления, обеспечиваемый аппаратом, менее бюрократизированным и более приближенным к повседневным нуждам людей, чем громоздкий аппарат государства. Местное самоуправление представляет собой способ организации и различные формы осуществления власти населением как непосредственно, так и через избираемые им органы и должностных лиц. Таким образом, местное самоуправление - это способ организации и многообразие форм деятельности граждан, совместно проживающих на определенной территории, для самостоятельного и под свою ответственность решения проблем и вопросов местного значения, управляя делами местного хозяйства по праву, признаваемому и гарантированному государством.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Согласно ст. 130 Конституции РФ «местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Тем самым Конституция РФ определила наиболее существенные характеристики местного самоуправления - его самостоятельность в пределах своей компетенции и обособленность от органов государственной власти.

Данный подход к определению понятия местного самоуправления, предполагающая выделение сильного местного самоуправления в качестве отдельной ветви публичной власти, является принципиально новой для России, система власти которой обычно характеризовалась высоким уровнем централизованности. Новый подход к определению сущности местного самоуправления призван непосредственно «приблизить» власть к населению.        Впервые законодательное определение местного самоуправления появилось лишь в Федеральном законе от 28 августа 1995 года. В этом определении законодатель дополнил понятие местного самоуправления такими характеристиками, как осуществление деятельности органами местного самоуправления исходя из интересов населения соответствующих муниципальных образований, с учетом его исторических и иных местных традиций. К нововведениям законодательства относится непосредственное указание на то, что местное самоуправление является формой народовластия, а также указание на пределы осуществления местным самоуправлением своей деятельности - в пределах. Установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ.

Закрепление основ правового регулирования местного самоуправления в Конституции РФ говорит о той важности, которую придает государство этому институту. Кроме того, это, как представляется, обеспечивает наивысший уровень гарантий местного самоуправления, его функционирования и развития.

Таким образом, основной акцент в определении местного самоуправления Хартия ставит на практическую сторону реализации местного самоуправления. Это, по-видимому, обусловлено тем, что иногда внешне демократические нормы о местном самоуправлении на практике имеют лишь декларативный характер. На настоящий момент сформировано законодательное определение местного самоуправления, которое является определяющим фактором развития данного института. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий по отношению к государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организованное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Это форма осуществления публичной власти, власти народа. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

 

1.2 Формы и модели местного самоуправлении: исторический и международный аспект.

 

Российский и мировой исторический опыт предлагает большое разнообразие организационных форм местного самоуправления: земства, местные советы народных депутатов, муниципальные (коммунальные) органы - магистрат, ландрат, ратуша, местная администрация (во главе с бургомистром, мэром) и др.

Проявления местного самоуправления обнаруживаются на разных этапах русской государственности. Еще в ранний период зарождения государства (Х-ХI вв.) его территория делилась на самоуправляемые «земли» и «волости». При Иване IV полномочиями для выполнения поручений центральной власти на местах пользовались земские и губные старосты, избираемые населением. Петровская модернизация «по-европейски» привела к созданию городского самоуправления - появилась ратуша в Москве и выборные магистраты в других городах, а в провинции - земские избы. Екатерина II хотела создать местные сословные общества с правами «по внутреннему управлению сих обществ», что было отражено в Учреждении о губерниях (1775), Жалованной грамоте дворянству (1785), грамоте на права и выгоды городов (1785). Значительны оказались земства (1864) и городская (1870) реформы Александра II. В результате местные органы, хотя и возникли благодаря реформам «сверху», приобрели характер широкого общественного самоуправления[1]. Однако недостатки в его практике вследствие постоянной розни между правительственной администрацией и учреждениями местного самоуправления побудили Александра III к пересмотру полномочий земских и городских органов. Теоретическую базу «контрреформ» последней трети XIX века составила государственная теория самоуправления. После Февральской революции 1917 года попытку провести реформу местного самоуправления предприняло Временное правительство, издав закон о земской реформе, которой не дано было осуществиться. В советский период опыт местного самоуправления царской России оказался невостребованным. Идея муниципализации отвергалась как буржуазная, не приемлемая для социалистического государства, власть которого в середине 1980-х гг., что было связано с «перестройкой» государственного управления, в том числе и с реформированием системы местных советов. Исторический же экскурс свидетельствует, что Россия не знала коммунального движения, подобно западноевропейского, а процесс формирования местного самоуправления носит во многом импровизированный характер.

Информация о работе Организация местного самоуправления в Российской Федерации