Организация как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются, функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?
Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Оглавление

Понятие «система» и виды систем.
Понятие «организация».
Организация систем разной природы.
Простые и сложные организованные и сложные неорганизованные
системы.

Файлы: 1 файл

теория организации (Автосохраненный).docx

— 125.10 Кб (Скачать)

     Одна  из таких черт – это признание  взаимозависимости между системой и внешним миром. Существует граница, отделяющая систему от ее окружения. Изменения в окружении влияют на один или несколько атрибутов  системы, и наоборот, изменения в  системе воздействуют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 3  

  

  Рис. 3 - Внешняя среда организации 

     Без границы не существует системы, и  граница (или границы) определяют то, где начинаются и заканчиваются  системы или подсистемы. Границы  могут быть как физическими, так  и иметь психологическое содержание через такие символы, как названия, форма одежды, ритуалы. Концепция границ требуется для более углубленного понимания систем.

     Принципиальное  значение для функционирования организаций  имеет обратная связь. Открытые системы  постоянно получают информацию из своего окружения. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений от принятого курса. Здесь под  обратной связью понимается процесс, позволяющий  часть выходной продукции получить обратно в систему в виде информации или денег для модифицирования  производства той же выпускаемой  продукции или налаживания выпуска  новой продукции.

     Функционирование  современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых  типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью  обычных технологий разработки и  реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются  специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части  проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Организация систем разной природы 

     Закон  – отражение объективных и  устойчивых связей, проявляющихся в  природе, обществе, человеческом мышлении, отражают количественные и качественные связи. Различают законы: всеобщие, частные и специфические; функционирования и развития.

     Закономерность  является частью закона. Закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

     Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято  считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности  организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и  возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который  перекрывает потери, связанные с  ограничением самостоятельности.

     Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод  «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.

     Второй  закон организации — закон  дополнения внутриорганизационных  процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал. Персонал компании может меняться. Сокращение лишних единиц и объединение отделов внутри компании может чередоваться с введением в штатное расписание новых должностей и выделением новых отделов из уже существующих.

     Третий  закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и  ее элементами при любых возможных  изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники  слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.

     Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит  в том, что функционирование всех без исключения организационных  элементов в той или иной степени  подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями. Общая цель  торговой организации – получение прибыли. Эта цель едина для всех работников организации, но в то же время у каждого есть свои определенные задачи, способствующие достижению общей цели. Так, для менеджера по работе с клиентами одной из задач является привлечение наиболее крупных организаций для дальнейшего сотрудничества.

     Пятый закон организации — закон  самосохранения. Он предполагает, что  любая организация, равно как  и ее отдельный элемент, стремятся  сохранить себя как целое, что  требует соблюдения ряда условий. К  ним можно отнести недопущение  серьезных потрясений, которые могут  привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения  границ, рангов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности. Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

     Шестой  закон организации — закон  информированности. Он утверждает, что  в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется  информации о реальном положении  вещей, позволяющей им принимать  осмысленные решения. Все отношения в компании основаны на получение, обработке, передаче и хранение приказов, распоряжений договоров. Они могут содержать данные в виде текста, цифр, рисунков, таблиц, звука, видеоизображений. Часть этих данных может быть известна исполнителю, а часть - может быть новой, необходимой для выполнения заданий или развития его профессионального уровня.

     Седьмой закон организации — закон  необходимого разнообразия. Последнее  обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно  отвечать на любые внутренние и внешние  возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.

     Наконец, восьмой закон организации —  закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации  состоит из трех основных фаз, последовательно  сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что  задача руководства в свете этого  состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и  отсрочке наступления третьей.

     В соответствии с перечисленными законами живут все виды организаций. 
 
 
 
 
 

4.Простые и сложные  организованные и сложные неорганизованные  системы 

Живые системы являются сложными организованными, в то время  как неживые системы проявляют  свойства либо простых организованных, либо сложных неорганизованных систем. Простые организованные системы  образованы последовательным соединением  компонентов, действия которых заданы «линейно-временной последовательностью, так что каждое действие зависит  от предыдущего.

В цепочке причинных  связей не должно содержаться замкнутых  циклов». Сложность в данном типе систем определяется главным образом  характером взаимодействий, которые  следует учитывать при числе  компонентов, большем трех.

В противоположность  простым организованным системам известны хаотичные, или неорганизованные, сложные  системы. Например, поведение газа определяется случайным взаимодействием огромного, но конечного числа молекул. Суммарный  результат такого взаимодействия определяется с помощью законов статистической механики и теории вероятностей. Свойства сложных неорганизованных систем описываются  параметрами вероятностного распределения  на бесконечном множестве событий.

Поведение живых  систем не может быть объяснено ни законами динамики, основанными на изучении общих свойств компонентов  системы» ни вероятностным результатом  бесконечного числа взаимодействий, как это имеет место в отношении  соответственно простых организованных и сложных неорганизованные систем. Живые системы обычно проявляют  признак так называемых сложных  организованных систем. 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Законы  играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический  фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

     Практика  использования закона состоит в  обоснованном выборе необходимых элементов  организации и обеспечение требуемой  их пропорции.

     Профессиональное  использование законов организации  способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений  между управляющей и управляемой  системами. Они составляют часть  управленческой технологии организации

     В данной работе мы рассмотрели организацию  как систему, их особенности, свойства, специфику. Также рассмотрели и изучили процессы протекающих в различных организациях, в том числе социальных. Рассмотрение данных вопросов помогло нам глубже проникнуть в суть организационных явлений, процессов, отношений, понять их всеобщий и объективный характер, сформировать целостное, многоаспектное видения организации с позиций: предпринимателя, менеджера, исполнителя, конкурента; научиться применять навыки системного и комплексного подходов к решению практически значимых задач; проектировать организационные структуры; практически применять ведущие законы и принципы управления. 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах.: Кн.1\2. - Москва: Экономика, 1989.- 304
  2. Бусыгин А.Г. Предпринимательство: Учеб. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2000. – 640 с.
  3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. – СПб.: СПбГТУ, 1997. – 510с.
  4. Волкова В.Н. Структуризация и анализ целей в системах организационного управления: Учебное пособие. – СПб.: СПбГТУ, 1995. – 72с.
  5. Горохов Б. Стратегия и гибкость управления предприятием: трудный баланс // Проблемы теории и практики управления, 1994, № 4.
  6. Лаукс Г., Лирманн Ф. Основы организации: управление принятием решений. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 600 с.
  7. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. Дело, 1995. 704с.
  9. Мильнер Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. 480 с.

Информация о работе Организация как система