Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, и изучении причин возникновения трудовых организационных конфликтов в Муниципальном образовании. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические исследования организационных конфликтов и их видов;
-изучение способов разрешения и управления организационными конфликтами;
-анализ причин возникновения организационных конфликтов в деятельности муниципального образования;
-рекомендации по воздействию и управлению организационными конфликтами.
–Вертикальный
конфликт - это конфликт между уровнями
управления в
Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.
Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других – тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.
Застраховаться от конфликтов практически
невозможно, так как в любой
организации существует масса объективных
причин, которые могут способствовать
обострению обстановки. Так, любая ситуация,
связанная с ограничением ресурсов,
подлежащих распределению, ведет к
возникновению напряженности. Появление
информации, приемлемой для одной
стороны и неприемлемой для другой
(слухи, сплетни), стимулирует неадекватное
поведение некоторых
Поводом для конфликта на работе могут служить:
Вместе с тем вполне закономерным
является вопрос, что же оказывает
большее влияние на вероятность
преодоления конфликтных
Во-первых, личностно-ориентированный,
когда причины вовлечения человека
в конфликты в организации
видятся в эмоционально-
Во-вторых, мотивационно-ориентированный
подход, выдвигающий на первое место
мотивационные предпосылки
В-третьих, интегральный подход, объединяющий два предыдущих.
Американскими исследователями К.Томасом
и Л.Ронди выявлено, что конфликтность
в значительной степени обусловлена
субъективностью в оценках
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов»
Направленность конфликтного поведения |
Отмечается испытуемыми в |
Отмечается испытуемыми в |
Направленность на сотрудничество
и взаимопонимание при |
41 % |
4% |
Склонность к компромиссным решениям |
25% |
6% |
Направленность на перестройку собственного поведения |
8% |
2% |
Конкурентный тип реагирования, неуступчивость |
21% |
73% |
Игнорирование конфликта |
5% |
16% |
Интересные данные были получены и Т.Г. Закранец. Она показала, что преобладающий в организации тип конфликтного поведения, в первую очередь, связан с социально-экономическими и демографическими факторами, такими как возраст, структура профессиональной деятельности. Кроме того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает тип ситуации или природа противоречия, вызывающего конфликтное поведение. В организации наибольшая дифференциация реакций причастных к конфликту лиц характерна для ситуаций, обусловленных материально-техническим и кадровым обеспечением деятельности, при подготовке нововведений.
Таким образом, следует помнить
об отсутствии однозначной прямой связи
между личностными
Итак, конфликт-явление
4. Этапы конфликта
Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное
положение дел; интересы
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
3. Ответные
меры; степень готовности к
4. Отсутствие
взаимопонимания, т.е.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование
силы или угрозы силой (
7. Мобилизация
контрресурсов; идеологизация
8. Тупиковая
ситуация, ее саморазрушающее
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление,
переформулировка собственных
Заключение.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.
В организации конфликты:
Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.
Но так же следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.
Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами (нередко «холодная война» между сотрудниками намного хуже открытого противостояния), они способствуют сплочению коллектива, снимают синдром покорности у подчиненных (это способствует повышению активности подчиненных, они более открыто высказывают свое мнение по ключевым вопросам работы отдела) и т.д.
Руководитель отдела должен быть в курсе происходящего в его отделе и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между работниками.
Инициатива сотрудника должна поощряться, но только в том случае, если она принесла ощутимые положительные результаты (например, разработка какого-то проекта, его реализация, получение гранта и т.п.), которые сказываются на имидже всего отдела.
В отделе должна присутствовать здоровая конкуренция. Это значит, что конфликт присутствует, но в минимальной степени и протекает ровно, вызывая лишь ощущение легкого стресса у сотрудников, который благоприятно сказывается на их внимательности, активности.
Введение
штатного психолога в отдел
Необходимо налаживать отношения между сотрудниками вне работы. Корпоративные праздники, выезды на природу и т.п. решают эту проблему.
Но в любом случае, благоприятный климат в организации должен контролировать руководитель. В его задачу должно входить не только предоставление работы, но и своевременное реагирование на всевозможные конфликтные ситуации.
Конфликт-явление
Ситуационное задание: Разрешение конфликтной ситуации
Полдня грузчики одного из цехов простаивали без работы из-за отсутствия груза. За 10 мин. до конца рабочего дня прибыли, наконец, автомашины со стеклом. Его необходимо было срочно выгрузить, так как машины заказные и предприятию придется платить значительный штраф за простой.
Мастер Ломов (обращаясь к рабочим):
Рабочие:
Мастер:
Бригадир (нерешительно):
Рабочие:
— Платите за сверхурочные по 20 усл. ед.
Рабочий Крюков (опытный, авторитетный, 40 лет):
— Надоело через день оставаться после работы. Полдня сидели без дела. Не можете организовать работу, а мы отдуваемся, да еще бесплатно. Платите, а не хотите платить — привозите вовремя, а мы разгрузим.
Мастер (обращаясь к бригадиру при всех):
— Что у тебя за бригада?! Кто у тебя бригадир?! Почему не можешь организовать разгрузку?!
Лишь два человека из семи грузчиков поддерживают бригадира, но разгружать не торопятся. Остальные собираются домой.
Тогда мастер спешит к начальнику цеха и объясняет ему положение.
Начальник цеха (не вникая в подробности):