Обучающаяся организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение обучающейся организации.
Задачи работы:
1. Определение понятия «обучающаяся организация»;
2. Изучение основных характеристик обучающейся организации;
3. Рассмотрение методов формирования обучающейся организации;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Понятие и характеристики обучающейся организации………4-6
1.1 Условия обучения работников………………………………………….7-9
2.1 Принципы и методы обучающейся организации…………10-13
2. Концепция Сенге……………………………………………………………….14-17
2.1 Роль менеджеров в обучающейся организации………….18-22
2.2 Управление человеческими ресурсами………………………......23
3. Заключение……………………………………………………………………....24-25
4. Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 64.76 Кб (Скачать)

 Принципы самообучающейся компании.

В обучающейся организации рост знаний и совершенствование навыков  происходит не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. Для  нее характерно и необходимо также  совершенствование способностей к  обучению как таковых. Обучение персонала  в ней происходит не только в более  или менее традиционных формах, но и в процессе самой трудовой деятельности, которая включает взаимопомощь, обмен  опытом и знаниями.

Наиболее прогрессивный вариант  – это поддержка и обеспечение  обучения каждого сотрудника на всем протяжении его работы. Это могут  быть стажировки, внутренние и внешние  обучающие курсы, лаборатории, мастер-классы, и так далее.

Обучающаяся организация по сути своей  отлична от традиционной. В то время как традиционная организация опирается на власть, обучающаяся полагается на лидерство. Можно перечислить ряд основных различий между ними:4

 

Традиционная  организация                                                                      Обучающаяся организация

 

Статус работника определяет должность  и полномочия

Статус проистекает из знаний, умений, навыков

Управленческие решения принимаются на основе прецедентов и правил

Решения могут быть самыми различными в зависимости от оценки конкретной ситуации и ее видения

Работник рассматривается прежде всего как исполнитель с крайне ограниченными полномочиями по принятию решений

В пределах своих полномочий работник имеет право принимать самостоятельные  решения

Конфликты считаются разрушительными, разногласия пресекаются

Дискуссии, разногласия вполне допустимы; отношения внутри организации не носят чрезмерно формального  характера

Управление работниками как подчиненными, исполнителями

Управление работниками как партнерами

Сотрудничество между работниками  разных подразделений крайне ограничено или вообще не существует

Культивируется дух всеобщего  сотрудничества, отношения в коллективе в фокусе внимания

Работники испытывают недостаток сведений и, как следствие, понимания общих  целей организации

Цели и задачи организации специально обсуждаются и разъясняются на всех уровнях

Получение информации затруднено иначе  как по неформальным каналам, так  как она засекречена или недоступна по разным причинам

Коммуникация приветствуется, поддерживается и развивается по всей организации, между отдельными работниками и  группами сотрудников


 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы и методы обучающейся организации

 

Существует ряд принципов и  технологий, составляющих основу обучающейся  организации. К ним относятся, по П. Сенге, который является автором самого термина «обучающаяся организация», следующие:

Совершенствование личного мастерства – человек совершенствует свои умения и ищет новых знаний не только по требованиям среды и обстоятельств, но по собственной инициативе, исходя из внутренней потребности в этом.

 

Создание общего видения – основывается на представлении о том, что для  наибольшего успеха в достижении общих групповых целей необходимо общее ясное представление о  желаемом будущем организации, которое  было бы равно известно и разделяемо абсолютно всеми работниками. Это  не только улучшает согласованность  работы, но и порождает искреннюю  личную заинтересованность в ее результатах.

 

Групповое обучение – предполагает создание группового знания, то есть обучение людей групповому взаимодействию на уровне отдельных команд и организации  в целом. Осуществляется не только в  форме тренингов и семинаров, но и в самом трудовом процессе посредством открытых диалогов, дискуссий, обмена опытом. Результат группового обучения – синергетический эффект, когда группа становится чем-то большим, нежели простой совокупностью людей, и ее знания, соответственно, превосходят  простую сумму знаний каждого  входящего в нее человека.

 

Выявление преобладающих ментальных моделей – под ментальными  моделями здесь понимаются имплицитные, неявные и невыраженные, порой  даже не осознаваемые представления, убеждения, верования, присущие людям. Такие ментальные модели могут мешать людям обучаться, так как с ними вступают в конфликт новые способы действий. Анализ существующих стереотипов и ментальных штампов необходим для успешного внедрения изменений.

 

Системное мышление – подытоживает все вышеперечисленное, подразумевая способность к глубокому и  всестороннему пониманию причинно-следственных связей и отношений между явлениями  окружающего мира.5

Американским исследователем М. Педлером также был описан ряд признаков обучающейся организации:

 

1. Гибкость в выработке стратегий.  Стратегия рассматривается не  как что-то неизменное, однажды  заданное и подлежащее к исполнению, но как постоянно меняющиеся, отвечающие на возникающие влияния  и обстоятельства процессы.

2. Сотрудники активно участвуют  в разработке стратегий и тактик  организации, то есть в них  привносятся идеи, ценности, цели  не только высшего руководства,  но и всего персонала.

3. Открытость информации. Организация  открыта для информации извне  и столь же легко предоставляет  организацию о себе. Для принятия  решений используется как внешняя,  так и внутренняя информация.

4. Контроль и учет способствуют  развитию организации. Системы  учета и контроля строятся  на этом принципе, имеют обучающую  функцию.

5. Подразделения оказывают друг  другу услуги в рамках организации,  поставляя и потребляя их для  успешной деятельности организации  в целом.

6. Гибкая система поощрений.  Понятие «вознаграждение» понимается  шире, чем «оплата труда». При  этом вознаграждение зависит  от вклада работника в общие  результаты, а формы приемлемых  вознаграждений определяются коллективным  опытом.

7. Структура организации открывает  возможности: должности не являются  чем-то незыблемым, но рассматриваются  как условия, варианты для развития  и роста, которые достаточно  легко могут быть изменены. Могут  меняться границы подразделений,  регламенты и процедуры.

8. Сбор и анализ информации  о том, что происходит вне  и вокруг организации, входит  в обязанности каждого сотрудника  в той или иной мере.

9. Присутствует постоянный обмен  опытом с клиентами и партнерами  – организация стремится к  совместному обучению и совместным  проектам.

10. Атмосфера способствует обучению. Сама корпоративная культура  в основе своей такова, чтобы  поощрять работников к постоянному  росту и развитию, при этом  признавая его право на ошибки  и предоставляя ему нужный  ресурс времени на обучение.

11. Возможности для саморазвития  сотрудников. Обучение – важнейшая  часть карьеры работника, оно  планируется и поддерживается.

 

Обучающиеся организации имеют  более высокую конкурентоспособность, так как быстро изменяются и таким  образом адаптируются к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка. Часто  необходимо даже опережающее обучение. При этом обучаться должна вся  организация – от дирекции до самых  низовых работников, в условиях постоянного  прогнозирования будущих условий.

 

В обучающейся организации происходит не простое накопление знаний, но опыт их использования, создаются новые  идеи, представления и способы  действий. Суть не в простом повышении  квалификации, но в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности. Решая любую текущую задачу, обучающаяся  организация ставит перед собой  не только цель достижения нужного  результата, но и обучение в процессе решения задачи. Такие организации  также иногда определяются, как интеллектуальные организации, в том смысле, что  им присущи высокие способности  получения информации, ее анализа, интерпретации, использование и, в конечном итоге, генерации новой информации, новых  идей.

Важность именно группового обучения в организации состоит в том, что вложения в человеческий капитал  могут быть легко потеряны в случае увольнения работников, если знания имеют  характер индивидуального достояния, а не группового. Это определяет важность предотвращения текучки кадров, а значит, требует эффективного и  профессионального управления.

 

Одним из методов функционирования и развития обучающейся организации  является корпоративное обучение. Оно  может осуществляться в разных формах, как традиционных, так и в форме  наставничества, мозговых штурмов, разбора  кейсов. Насколько эффективным будет  корпоративное обучение, зависит  от ряда факторов. К ним относят  потенциал наставничества, проницаемость  границ внутри организации, культуру обучения и информационную инфраструктуру.

 

Наставничество – это древнейший механизм передачи и накопления знаний и опыта. В современных условиях организации проявляют большой  интерес к использованию этого  метода для корпоративного обучения. Наставничество представляет собой  неформальное обучение. Один из основных инструментов здесь – так называемый «сторителлинг», рассказывание историй, касающихся традиций и прецедентов действий руководства, отношений сотрудников, или каких-либо важных событий. Такие истории порождаются корпоративной культурой и отражают ее сущность – нормы, ценности, символы. Выделяют несколько видов типичных историй. Они рассказывают о несоблюдении правил, ценных или важных человеческих качествах начальника, историях успеха, прорыва с низов к вершинам успеха, увольнениях, поддержке со стороны организации при переезде, о том, во что обходятся ошибки, о том, как организация справляется с трудностями. Все эти рассказы – выразительны, эмоциональны, увлекательны, а значит, человек принимает их глубже, чем формальные правила и указания.

 

Внутриорганизационные границы –  отражают степень свободы движения идей, людей в рамках организации, возможность создания сообществ. Чем  выше эта свобода, тем больше возможностей и конкурентных преимуществ имеет  организация. Наивысших успехов  достигают организации, в чьё  развитие могут вносить свой вклад  абсолютно все сотрудники. Это  подразумевает, в том числе широкие  возможности самостоятельного принятии решений сотрудниками в рамках своей  непосредственной работы. Необходимо также существование общей картины  будущего, системы целей, которые  известны всему персоналу, а также  механизмы содействия превращения  индивидуального опыта в общее  знание.

 

Информационная инфраструктура является как раз совокупностью таких  средств и механизмов, существующей помимо личных контактов, и включает в себя документацию и отчетность, компьютерные конференции, внутреннюю почту, компьютерные обучающие системы, и многое другое.

 

Культура обучения – это среда, благоприятствующая обучению и развитию. Она включает в себя как ценности, установки, традиции, стратегии, конкретные стандарты и планы относительно обучения, так и инфраструктуру обучения – каналы распределения ресурсов, и так далее.

 

Некоторые организации создают  собственные корпоративные университеты – отдельные подразделения, выполняющие  функции обучения персонала. Цель таких  инициатив – формирование единого  понимания особенностей бизнеса, которым  занята организация и подхода  к управлению его процессами на всех уровнях. Иными словами, цель заключается  в последовательной, осознанной и  согласованной реализации оптимальной  бизнес-стратегии. Кроме того, целью  ставится создание у людей продуктивных представлений и ожиданий о самих  себе и своих коллегах, своей работе, компании. Такое целостное системное  представление дает сотрудникам  глубокое понимание сути, смысла и  целей деятельности своей организации, ее структуре и способах действий, а значит, возможность более эффективной  и удовлетворяющей работы.

 

 

2. Концепция Сенге

Питер Майкл Сенге - американский ученый, директор Центра организационного обучения в школе менеджмента Массачусетского технологического университета.

Он известен как автор книги  «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» с 1990 года (новая редакция 2007 года). Кроме  того, он по-прежнему читает лекции в  качестве доцента в группе системной  динамики в школе менеджмента  Массачусетского технологического университета.

Питер Майкл Сенге родился в 1947 году. Он получил степень бакалавра в области аэрокосмической инженерии Стэнфордского университета. Учась в Стенфорде, он также изучал философию.

В 1972 году он получил степень магистра в области социальных систем моделирования  Массачусетского технологического университета.

В 1978 году он получил степень доктора  философии Массачусетского технологического университета. Он был директором центра организационного обучения в школе  менеджмента Массачусетского технологического университета и по настоящее время  работает там.

Он является основателем кафедры  Общества организационного обучения (SoL). С 1996 года он стал регулярно практиковался в медитации после того, как посетил Дзен Буддийский монастырь.

Концепция Сенге

Термин «обучающиеся организации» (learning companies), широко распространившийся в Европе и США в 1990-е гг., в России стал известен недавно. Одна из известных концепций обучающейся организации принадлежит американцу П. Сенге. Другая, «европейская», была разработана несколькими авторами: Т. Бойделом, Н. Диксоном и П. Сенджем.

Информация о работе Обучающаяся организация