Менеджмент и формирование рабочих команд

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе проведено теоретическое исследование вопроса формирования команды менеджмента проекта. В первой главе рассказывается, что такое команды, каковы ее функции и отличительные особенности, рассмотрели этапы становления команды. Во второй главе рассмотрены методы и подходы, с помощью которых формируют команды, цели и ценности членов команды.
Третья глава посвящена практической работе. Проведен анализ структуры гостиницы « Золотой колос», сформирована цель проекта, разработан план формирования команды менеджмента проекта.
Предметом настоящей курсовой работы является формирование команды управления проектом или организацией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования команды руководителей.....4
1.1 Сущность команды руководителей………………………………………...4
1.2 Состав команды руководителей…………………………………………….7
1.3 Процесс ее создания и становления……………………………………….10
1.4 Особенности команды руководителей…………………………………….13
Глава 2. Характеристика процесса формирования команды…………………15
2.1 Методология создания команды руководителей………………………….15
2.2 Процесс определения состава………………………………………………19
2.3 Классификация команд……………………………………………………...20
2.4 Определение функций команды руководителей…………………………..23
2.5 Специфические аспекты формирования команды………………………...26
Глава 3. Практическое формирование команды в ООО "Стандарт"………...28
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….28
3.2 Анализ состава персонала…………………………………………………..30
3.3 Создание структурного каркаса в ООО "Стандарт"………………………33
3.4 Разработка требований к персоналу………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….....38
Список литературы………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 64.19 Кб (Скачать)

 Параметрический. Изначально описываются  требования к команде, указываются  параметры, которым должен соответствовать  коллектив и каждый его участник. По заданным параметрам формируют  группу участников.

 Блочный. Сначала формируют  небольшие группы – "блоки", потом объединяют их в общую эффективную команду.

 Моделирование. Предполагает наличие четкой научно-обоснованной экономической модели, на основе которой формируется команда.

 Структуризация целей. Команда формируется исходя из поставленных целей и задач. Под каждую цель – создается команда, которой создаются условия, эффективные для достижения цели.

 Опытный. По своему значению  метод похож на экспериментально-аналитический, только занимает еще больше  времени, так как оценивает не  группа экспертов, а руководитель, либо сама команда по результатам  деятельности.

Метод творческих совещаний. Суть метода в том, что принятие решений о создании и изменении команды принимают сами работники коллектива. На предприятии проводятся творческие совещания, на которых работники высказывают свои мнения, решают, каким образом улучшить производительность и какие меры предпринять.

Существует множество других методов формирования команды, однако нельзя утверждать, что какой-то один способ самый правильный и универсальный. В ситуациях формирования команды "с нуля" подойдут одни методы, в ситуации "оптимизации работы предприятия" - другие.

Руководитель предприятия должен четко представлять, для чего ему нужна команда, и какими ресурсами он обладает для того, чтобы команду сформировать.

 

2.2 Процесс определения состава

 

Структура организации или проекта – самый важный этап в формировании команды. Именно структура организации определяет степень включенности людей в проект, типы и принципы формирования управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации.

В зависимости от того, каким образом связаны звенья общей системы, выделяют несколько типов структур:

  1. линейная — звенья связаны друг с другом последовательно;
  2. функциональная – звенья выполняют свои функции и взаимодействуют с другими звеньями с целью качественного выполнения функций;
  3. кольцевая — звенья связаны друг с другом также последовательно, но "выход" последнего звена одновременно является входом" первого;

4) "колесо" — в отличие от кольцевой в центре (на месте "оси") имеется звено, связанное со всеми остальными;

5) звездная  — в отличие от структуры "колесо" отсутствуют периферийные связи ("обод"), а звенья связаны между собой лишь через центр (центральное звено);

6) многосвязная  — в отличие от кольцевой структуры каждое звено связано со всеми остальными;

7) сотовая  — каждое звено связано либо с четырьмя другими (либо с тремя) и имеет один внешний "выход" ("вход"), либо с двумя и имеет два внешних "выхода" ("входа");

8) иерархическая  — характеризуется наличием иерархии управления;

9) смешанная — в различных подсистемах возможны перечисленные виды структур.

Для различных предприятий, в зависимости от типа задач, которые нужно решать, та или иная структура оказывается более или менее эффективна.

Так, достаточно простым и четко поставленным задачам, а также рутинным заданиям, допускающим возможность ошибки, более соответствуют звездная и иерархическая структуры, поскольку обеспечивают быстрое получение решений. Многосвязная структура в смысле безотказности и правильности решения более подходит для сложных задач с неполной информацией, хотя процесс решения занимает больше времени. Линейная структура дает неплохие результаты при решении простых задач с малым объемом исходных данных. Кольцевая — предпочтительнее там, где требуется творческий подход к решению, она же способствует наибольшей удовлетворенности участников своей деятельностью. Наименьшее влияние на результат решения оказывает квалификация участников в многосвязной и сотовой структуре, а наибольшее — в звездной и иерархической.

Структуру необходимо выстраивать как для всей организации в целом, так и для каких-либо отдельных проектов. Кроме того, стоит иметь в виду, что структуры могут пересекаться между собой. Например. При выполнении какого-либо определенного проекта в организации, возможен вариант, когда сотрудники в обычном режиме организации подчиняются соответственно одной структуре, а в рамках выполнения проекта – другой.

 

2.3 Классификация команд

 

Для формирования эффективной команды необходимо четко представлять, для чего она формируется и какими навыками должны обладать члены команды.

Если команда создается с нуля, то управленцев нужно подбирать, исходя из функциональных требований, а также в соответствии с личностными характеристиками.

Исследователи определили, что для того чтобы команда была эффективной, в ее состав должны быть включены люди, обладающие определенными навыками.

  1. Навыки системного мышления и аналитический склад ума. Люди с такими навыками в рамках команды могут анализировать информацию, планировать деятельность, прогнозировать, вовремя выявлять проблемы. Чтобы команда была эффективной, ее члены должны уметь:
    • Собирать информацию, находить ее в различных источниках, выделять общее, находить отличия относительно рыночной информации, информации о конкурентах, потребителях, технологиях, экономике страны, политических факторах и т.п.
    • Анализировать полученную информацию, выделять важное, делать правильные выводы, формировать прогнозы.
    • Оценивать риски, выделать плюсы и минусы, за и против, формировать сценарии развития событий.
  2. Коммуникативные навыки членов команды.
  • Умение налаживать отношения, создавать благоприятные впечатления, доверительную обстановку между сотрудниками.
  • Способность вовлекать всех членов команды в общую работу, активизировать каждого сотрудника, инициировать его творческий потенциал.
  • Способность определять стимулы каждого члена команды, мотивировать его на эффективную работу.
  • Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои предложения и выслушивать предложения других людей.
  1. Лидерские качества членов команды.
  • Уверенность в себе, самоанализ, целеустремленность.
  • Позитивное мышление, способность вдохновлять других людей на работу.
  • Умение влиять на людей, решать конфликтные ситуации.
  • Нацеленность на результат, ответственность за свои действия.

При формировании команды необходимо также распределять обязанности между членами команды в соответствии с личными особенностями.

Разделение должно осуществляться по нескольким признакам.

Во-первых, по профессиональным навыкам. Команде нужны:

  1. Организатор.
  2. Специалисты с высокой квалификацией, способные решить возникающие проблемы.
  3. Помощники специалистов.
  4. Человек, обеспечивающий команду ресурсами для достижения цели, достающий эти ресурсы.
  5. Человек, ответственный за наличие у команды всего необходимо для достижения цели.

Во-вторых, по взаимоотношениям с окружающим миром в команду должны входить:

    1. Аналитик – с аналитическим складом мышления.
    2. Переговорщик – умеющий вести переговоры, добиваться сотрудничества и удовлетворения интересов обеих сторон переговоров.
    3. Скептик – человек с критическим складом ума, обращающий внимание на негативные моменты, риски.
    4. Пробивной – человек, который умеет доставать все необходимое для решения проблем.
    5. "Душа компании" - человек, формирующий комфортную психологическую обстановку в команде, создающий положительный настрой.

В третьих, распределение ролей должно осуществляться по принципу отношения к решению проблем и принятию решений:

Генератор – человек, способный генерировать новые идеи, творческий, раскрепощенный.

Концептуализатор – человек, умеющий проводить системный анализ, обобщать информацию, придавать законченный вид идее, излагать ее привлекательно для других людей.

Оптимизатор – член команды, который умеет адекватно и объективно оценивать идеи, соотносить идеи с информацией, составлять сценарии развитии, разрабатывать план достижения цели.

Реализатор – человек, умеющий реализовывать, приводить в действие запланированное, с практичным складом ума, прагматичным характером.

Критик – человек, который умеет находить негативные моменты и риски, обращать внимание команды на негативные сценарии развития событий, тормозить в моменты неоправданного риска.

Если в управленческой командой гармонично распределяются роли одновременно по всем признакам, то у команды есть шансы быть эффективной и решать оптимально все поставленные перед ней задачи.

Принципы формирования команды менеджмента целой организации или проекта одинаковые. Разница лишь в том, откуда будут набираться сотрудники: из внутренних трудовых ресурсов компании или будут подбирать со стороны активным поиском кандидатов.

 

2.4 Определение функций команды  руководителей

 

Как  уже было сказано выше, одной из отличительных особенностей команды является наличие у команды единой цели и общие ценности членов команды.

Таким образом, процесс формирования управленческой команды тесно связан со стратегией компании или проекта, целями компании и ценностями, которые разделяют все члены команды. Конечно, основной отбор людей должен вестись на этапе подбора сотрудников, чему должен предшествовать процесс разработки стратегии.

Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы :

    • Определение миссии и целей.
    • Анализ информации.
    • Выбор стратегии.
    • Реализация стратегии.
    • Оценка и контроль выполнения.

Миссия компании, ее философия обуславливают ценности людей, которые будут входить в управленческую команду. Миссия – это нечто философское, что задает направление ценностным ориентациям членам команды.

Существует как в широкое понимание миссии компании, так и узкое. В широком понимании миссия – это философия организации, которая определяет сущность, смысл деятельности. В узком понимании – это утверждение, в котором отражается то, для чего существует организация, и формулируются ее преимущества на рынке перед конкурентами. Миссия призвана делать компанию особенной, оригинальной, отличающей ее от других фирм. Миссия организации должна соответствовать интересам ее собственников, инвесторов и заказчиков, покупателей. Миссия – это некоторое расплывчатое формулирование цели, поэтому она не содержит цифр, дат, не привязана к ресурсам.

Цели организации. Цели – это результаты, которых стремится достичь организация. Цели обладают конкретикой, они измеримы, имеют четкий временной интервал, непротиворечивы и контролируемы.

Цели значимы в том случае, если руководство их правильно формулирует, доносит до сотрудников и стимулирует персонал для выполнения планов.

Цели бывают общие для организации в целом, а бывают специфические, соответствующие отдельным подразделениям :

  • Финансы: источники финансирования, методы распределения прибыли, оптимизация издержек.
  • Производство: ресурсы, качество, процессы.
  • Новые разработки: новый товар, новые технологии.
  • Маркетинг: структура сбыта, продвижение товара, объем продаж.
  • Безопасность: финансовая безопасность, коммерческая, интеллектуальная.
  • Персонал: потребности в персонале, квалификация персонала.

Цели формулируются, исходя из общей миссии компании, и являются почвой для формирования управленческой команды.

В зависимости от целей компании, соответствующих функциям различных подразделений, в управленческую команду, как правило, входят люди, обладающие навыками управления в рамках того или иного подразделения. Иначе говоря, в коммерческих организациях управленческую команду составляют руководители отделов: маркетинга, продаж, финансового отдела, производственного, отдела персонала, безопасности.

Главной ценностью членов команды является человек, и деятельность команды приобретает гуманистический характер.

В своей работе члены команды нацелены на результат, стремятся к достижению единой цели.

В рамках команды действует негласный кодекс чести, что позволяет команде саморегулироваться. Члены команды стараются приложить максимум усилий, чтобы не подвести команду и чтобы оставить о себе положительное мнение.

Среди ценностей команды также имеет место быть доброта, эмоциональный комфорт и взаимовыручка. Члены команды стремятся поддержать друг друга, помочь, создать комфортную обстановку для работы всей команды.

Отношения строятся не на формальной бюрократической основе, а на личных отношениях и носят не официальный, а дружеский характер.

Также члены команды должны разделять ценности каких-либо особых типов, специфичных для сферы деятельности компании, предлагаемой продукции и услугах. Члены команды должны оценивать положительно деятельность организации, чувствовать полезность компании и гордиться своей причастностью к организации.

Информация о работе Менеджмент и формирование рабочих команд