Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, реферат
Известно, что никакая социальная система не исчерпывается формальной организационной структурой, хотя и определяется ею. Формальная структура не может охватить все аспекты социальной среды, она рассчитывает на функционеров, а действуют в ней живые люди, которые неизбежно привносят в организацию свои мотивы, ожидания, прошлый опыт. Их деятельность не ограничивается исполнением запрограммированной формальной роли, они вступают во взаимодействие между собой, поэтому образующиеся внутриорганизационные связи оказываются значительно богаче и сложнее предусмотренных формальной организационной структурой.
Таким образом, организационная структура оказывается погруж
— определения миссии, целей и стратегии организации;
— выбора методов их достижения, в том числе формирования организационной структуры и системы стимулирования;
— формирования критериев измерения достигнутых индивидом и группой результатов.
Внутренняя интеграция — это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации путем:
— выбора методов коммуникации;
— установления критериев членства в организации и ее группах; .
— определения и распределения статусов в организации, установления правил по приобретению, поддержанию и потере власти;
— определения желательного и нежелательного поведения;
— установления правил об уровне и характере социальных отношений в организации.
Методы поддержания (сохранения) корпоративной культуры.
Выбор определенных объектов и предметов оценки и контроля со бороны менеджеров;
Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию организация имеет две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том ж числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо, используют второй вариант. Как отмечали Т. Питере и Р. Уотерман: «Истинная роль главного руководителя состоит в том, чтобы управлять ценностными установками организации».
Моделирование ролей и обучение, например демонстрация подчиненным определенного отношения к клиентам, демонстрация учебного фильма и т.д.
Формирование системы наград и привилегий. Награды и привилегии должны быть привязаны к определенным образцам поведения. Привилегиями являются хороший кабинет и его расположение, секретарь, прикрепленный автомобиль, хорошее оборудование и т.д.
Формирование критериев принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры, так как методы продвижения сотрудников внутри организации быстро становятся известны ее членам.
Формирование организационных традиций, обрядов, мифов, символов. Традиции улучшают информированность работников, способствуют укреплению уверенности в себе и окружающих, позволяют чувствовать себя комфортно в коллективе. В коллективе с развитыми традициями социально-психологическая адаптация новичков протекает быстрее и успешнее.
При этом речь идет о позитивных, гуманных традициях. Негуманные традиции отрицательно влияют на адаптацию работника (например, испытания, которые должен пройти вновь пришедший работник, старой техникой, неинтересным трудом, поручениями, не входящими в его круг обязанностей).
Обряды — это стандартные повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения.
Наиболее распространенными обрядами являются обряд ухода (увольнения), обряд выявления лучшего путем проведения конкурса или соревнования, обряд единения путем проведения корпоративных мероприятий (вечеринок, загородных поездок), обряд продвижения при завершении базового обучения или переподготовки. Эффективность обрядов повышается при вовлечении в них не только работников. но и их семей. Например, на одном из российских металлургических предприятий организаторы обряда «Лучший по профессии» направляют письма женам победителей, в которых благодарят их за создание мужу хороших условий для плодотворного труда.
Мифы организации — это истории о том, как была создана организация, через какие трудности она прошла, кто ее герои. «Врожденными героями» выступают основатели фирмы, «героями ситуации» являются работники, добившиеся выдающихся успехов, можно выделить «героев-новаторов», «героев-экспериментаторов» и т.д. Процесс формирования героев активно применялся в нашей стране и в советские времена. Достаточно вспомнить доски почета, награждение «Победителей социалистического соревнования» и т.д.
Использование внутрифирменных пропагандистских инструментов: издание внутрифирменных газет и бюллетеней, видеокассет, публичные выступления руководителей, проведение пресс-конференций.
Проведение каждодневных управленческих действий в четком соответствии с декларируемыми ценностями организации.
Развитие корпоративной культуры необходимо для адаптации организации к новым условиям функционирования. Считается, что перемены в содержании культуры требуются тогда, когда существующая в организации культура не способствует изменению поведения персонала до состояния, необходимого для достижения желательного уровня результативности организации. Это особенно требуется в следующих случаях:
— нужно резко повысить эффективность организации;
— изменяется миссия организации;
— усиливается международная конкуренция;
— предполагаются или проводятся значительные технологические изменения;
— происходят значительные изменения на рынке;
— принимаются решения о слиянии, поглощении, создании совместных предприятий с иностранными участниками;
— наблюдается быстрый рост организации;
— происходит переход от «семейного» бизнеса к профессиональному управлению;
— принимается решение о начале ведения внешнеэкономической деятельности.
Одной из проблем развития корпоративной культуры является обеспечение оптимального темпа ее изменения. Слишком медленный темп сдерживает внесение изменений, а следовательно, эффективное функционирование организации. Слишком резкие изменения в корпоративной культуре могут привести к отторжению нового, разрушению позитивных основ уже существующей культуры или формированию сильной контркультуры.
Методы развития во многом подобны методам поддержания культуры:
— изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджеров;
— изменение стиля руководства;
— перепроектирование ролей и изменение приоритетов в программах обучения персонала:
— изменение критериев в системе стимулирования персонала;
— смена акцентов в кадровой политике;
— смена организационной символики и обрядности.
К сожалению, во многих российских организациях в настоящее время отсутствует «.управление процессом создания корпоративной культуры и сохраняется тенденция к крайней централизации управления. Между тем корпоративная культура, являясь фактором самоорганизации, влияет на эффективность организационной структуры управления, а следовательно, эффективность организации в целом.
Информация о работе Корпоративная и организационная культура