Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, реферат
Известно, что никакая социальная система не исчерпывается формальной организационной структурой, хотя и определяется ею. Формальная структура не может охватить все аспекты социальной среды, она рассчитывает на функционеров, а действуют в ней живые люди, которые неизбежно привносят в организацию свои мотивы, ожидания, прошлый опыт. Их деятельность не ограничивается исполнением запрограммированной формальной роли, они вступают во взаимодействие между собой, поэтому образующиеся внутриорганизационные связи оказываются значительно богаче и сложнее предусмотренных формальной организационной структурой.
Таким образом, организационная структура оказывается погруж
КОРПОРАТИВНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
10.1. Организационная культура: ее значение, структура и содержание
Известно, что никакая социальная система не исчерпывается формальной организационной структурой, хотя и определяется ею. Формальная структура не может охватить все аспекты социальной среды, она рассчитывает на функционеров, а действуют в ней живые люди, которые неизбежно привносят в организацию свои мотивы, ожидания, прошлый опыт. Их деятельность не ограничивается исполнением запрограммированной формальной роли, они вступают во взаимодействие между собой, поэтому образующиеся внутриорганизационные связи оказываются значительно богаче и сложнее предусмотренных формальной организационной структурой.
Таким образом, организационная структура оказывается погруженной в культурную среду, что может приводить к ее укреплению, разрушению или формированию противостоящей структуры. Это в свою очередь влияет на достижение целей организации. Причем умение организоваться является компонентом культуры, поэтому в настоящее время руководители придают большое значение организационной культуре, рассматривая ее как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников на выполнение общих целей.
Организационная культура — это набор убеждений, верований, Ценностей и норм, которые разделяет большинство работников организации.
Организационная культура складывается стихийно в процессе взаимодействия ценностей и прошлого опыта работников, и, таким образом, формирует уникальность организации. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации. Хотя идея организационной культуры носит достаточно абстрактный характер, но она присутствует, распространяется и влияет на все, что
происходит в организации. Однако спонтанно сложившаяся организационная культура не всегда благоприятна для бизнеса.
Для повышения управляемости организации Целесообразно сознательно сформировать культуру организации, соответствующую g. целям и стратегии. В таком случае она называется корпоративной культурой. Корпоративная культура максимально и напрямую объединяет интересы персонала вокруг общефирменных целей. Понятно, что организационная культура шире и разнообразней, чем корпоративная так как включает, наряду с ценностями и нормами, пропагандируемыми руководством организации, сложившиеся ценности и нормы профессиональных, возрастных и других социальных групп.
Практически невозможно найти формальное описание корпоративной культуры организации. Обычно представление о ней мы получаем из историй о «жизни» компании, из отражающих идеалы компании лозунгов, из принятых процедур собраний или награждений работников.
Термин «корпоративная культура» впервые применил в XX в. фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Известно, что правила поведения, как писаные, так и неписаные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ. Начало изучения феномена культуры организации положил выдающийся немецкий ученый Макс Вебер. Однако разработка концепции корпоративной культуры активно началась в начале 80-х гг. прошлого столетия в США.
Различают следующие функции культуры:
1) информационную, которая заключается в передаче социального опыта;
2) познавательную, которая состоит в познании и усвоении принципов культуры на стадии адаптации работника к организации и, таким образом, способствует его включению в жизнь коллектива;
3) нормативную, так как культура устанавливает нормы приемлемого поведения в организации;
4) регулирующую, посредством которой происходит сравнение реального поведения человека или группы с принятыми в организации нормами;
5) ценностную (смыслообразующая), так как культура влияет на мировоззрение человека;
6) коммуникативную, так как через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание работников и их взаимодействие. Рассмотренные функции определяют значение корпоративной культуры для организации, которое заключается в следующем:
— она формирует определенный имидж организации;
— создает у сотрудников чувство безопасности; s
— помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события;
— стимулирует высокую ответственность работников при выполнении поставленных задач, поэтому повышает жизнеспособность организации;
— стимулирует работников на достижение общих целей, что вызывает повышение инновационного потенциала организации;
— задает внутрифирменные правила и стандарты поведения, поэтому культуру часто называют «коллективным программированием»;
— регламентирует управленческую деятельность;
— способствует идентификации работника с фирмой и формирует приверженность фирме.
Организационная культура — это сложное образование, в котором можно выделить три структурных уровня, которые отличаются степенью видимости и сложности компонентов: поверхностный, подповерхностный и глубинный.
Поверхностный уровень содержит видимые внешние факторы (артефакты), в том числе видимая организационная структура, технология, интерьер помещений, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык и стиль общения, ритуалы. Все это можно ощущать и воспринимать через органы чувств.
Подповерхностный уровень содержит ценности и верования, разделяемые членами организации, декларируемые принципы работы, этические правила, миссию, стратегии и цели организации, нормы взаимоотношений. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
Глубинный уровень содержит базовые предположения, которые определяют, как реагировать на те или иные события, а именно, отношение к общечеловеческим ценностям, национальный менталитет, представления о природе человека, оценка времени и пространства, важность работы, семьи и саморазвития, правила взаимоотношений индивида
Рассмотрим компоненты организационной культуры.
Осознание себя и своего места в организации. Одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление, в одних организациях поощряет сотрудничество, а в других — индивидуализм.
Коммуникационная система и язык общения (характер использования устной, письменной, невербальной коммуникаций, в том числе использование жаргона, аббревиатуры, жестикуляции).
Внешний вид сотрудников и их представление себя на работе (наличие униформы, спецодежды, требования к опрятности, косметике прическам работников).
Организация питания, включая наличие или отсутствие помещений для питания, периодичность и продолжительность питания, наличие одной столовой для всего персонала или отдельные столовые для управленческого и рядового персонала.
Осознание времени, отношение к нему и его использование (соблюдение временного распорядка и поощрение за это).
Взаимоотношения между людьми (в том числе различными по возрасту, полу, статусу, опыту, знаниям, религии и т.д., степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов).
Ценности и нормы. Ценности — это набор стандартов и критериев, которые декларируются основателями и руководством организации, составляют ядро корпоративной культуры и призваны объединить сотрудников различных подразделений и уровней управления, а также личные ценности каждого конкретного человека (т.е. то, что люди ценят в своей организационной жизни, например, положение, титулы, саму работу).
Нормы — это ориентиры, определяющие допустимость того или иного поведения.
Анализ литературных источников, освещающих проблемы корпоративной культуры преуспевающих западных фирм, позволяет составить общий перечень корпоративных ценностей:
—. выполнение своих обязанностей на высочайшем профессиональном уровне;
— инициативность и способность к восприятию новаций;
— адаптивность к переменам;
— способность принимать решения;
— умение работать в команде;
— открытость для информации о грядущих или актуальных проблемах;
— доверие к работникам;
— уважение к клиентам и самим себе;
— соответствие вознаграждения результатам деятельности.
Вера во что-то или расположение к чему-то (например, вера руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость, также отношение к коллегам, к клиентам, конкурентам, злу, насилию).
Процесс развития работника (бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или силу).
Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки по работе, оценка работы и вознаграждение, продвижение по работе).
Необходимо понимать, что в организации наряду с преобладающей культурой может быть много «локальных» культур, т.е. культур уровней управления, подразделений, профессиональных, региональных, возрастных групп. Такие культуры называются субкультурами и могут существовать совместно с общей культурой. Существует несколько видов субкультур.
Первый вид — это субкультура, ценности которой совпадают с ценностями доминирующей культуры. Обычно это культура центрального аппарата организации.
Второй вид — это субкультура, которая включает ключевые ценности доминирующей культуры, а также набор других, не конфликтующих с ними ценностей. Наличие таких субкультур можно наблюдать в территориальных органах управления. Именно через них может идти приспособление территориальных отделений к местным условиям.
Третий вид — это субкультура, ценности которой противоположны ценностям доминирующей культуры, поэтому называются контркультурой. Такие культуры обычно возникают в период кризиса.
10.2. Типы корпоративной культуры. Управление корпоративной культурой
Из всего изложенного выше следует, что для эффективной деятельности организации необходима согласованность между собой культы, миссии, структуры организации, а также их соответствие персоналу, задачам, технологии организации, внешнему окружению. Согласно этому подходу выделяют следующие типы корпоративной культуры.
Культура власти. Она характеризуется высоким уровнем централизации власти, поэтому качество принятых решений зависит от группы личностей, находящихся в центре структуры. Эта культура опирается на отдельные личности, позволяет быстро реагировать на события и изменения внешней и внутренней среды. Однако такая куль тура ограничивает размер организации, так как трудно контролировать одновременно многие виды деятельности, поэтому применяете в основном в небольших организациях с линейной организационной структурой.
Культура роли. Она строится на сложившихся традициях и обычаях, не восприимчива к нововведениям, характеризуется строгой специализацией подразделений, определяющим влиянием правил и инструкций, задающих разделение работы, полномочия, способы связи и разрешение конфликтов. В культуре роли основной источник власти — сила положения в организационной иерархии. К личной власти здесь относятся неодобрительно. Организация с таким типом культуры лучше всего работает в стабильной обстановке, когда производство продукции хорошо налажено на длительный срок.
Такая культуре подходит для организаций сугубо бюрократического характера со строгой иерархией власти и специализацией подразделений. Ролевая культура обнаруживается там, где стабильность производства важнее гибкости поведения или где техническая компетентность и глубина специализации важнее внедрения новой продукции и услуг.
Культура задачи. Она ориентирована на конкретный проект или работу, соответственно и основной акцент в ней делается на выполнение работы. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходимые ресурсы и подходящих работников, которые отождествляют себя с целями организации, стремятся к наилучшему коллективному результату, подчиняя ему индивидуальные цели. Таким образом, результат работы команды ставится выше индивидуальных целей и различий в статусе. Такая корпоративная культура имеет высокую приспособляемость к изменениям внешнего окружения. Ее целесообразно использовать в условиях острой конкуренции, когда важны скорость и качество реагирования поведения фирмы на изменения рынка. Такая культура соответствует матричной структуре организации. Однако для организаций с такой культурой необходима высокая обеспеченность ресурсами и квалифицированный персонал.
Культура личности. Основной ценностью в этой культуре является личность человека, который делает в организации то, что хорошо умеет в рамках общей цели, большое внимание уделяется формированию деловой активности работников и установлению межличностных
контактов. Источником власти является сила убеждения. Структура такой компании выглядит как взаимосвязь отдельных равноправных групп исполнителей. Культура личности в организациях встречается очень редко, так как требует высокой личностной культуры и профессионализма персонала. Примерами таких организаций могут быть отдельные инновационные подразделения и организации, венчурные компании, консультационные бюро, адвокатские конторы.
Таким образом, изучение сложившейся в организации культуры позволяет оценить ее адекватность стратегии и структуре организации, а также своевременно совершенствовать отношения в организации и поддерживать её эффективность.
На формирование и содержание корпоративной культуры влияет ряд факторов:
— управленческая культура руководителя организации;
— деловая среда в целом и в отрасли, где работает организация;
— национальная культура.
Высокая значимость корпоративной культуры для результативности организации определяет необходимость управления ею.
Управление корпоративной культурой предусматривает исследование, формирование, поддержание и развитие культуры.
Формирование корпоративной культуры происходит путем внешней адаптации и внутренней интеграции. Процесс внешней адаптации связан с нахождением своей ниши на рынке и приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению путем:
Информация о работе Корпоративная и организационная культура