Контрольная работа по "Теория организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. Между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5— 8 лет, то японские — на срок до 10 лет и более).

Оглавление

1. Особенности управления организацией в американской и японской моделях менеджмента…………………………………………………………….3
2. Принципы развития организации - принципы рационализации…………….7
3. Тест…………………………………………………………………………….16
4. Литература……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

Кафедра  Экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 
 

                                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Теория организации» 

8-вариант 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011г. 
 
 
 
 

Содержание 

1. Особенности управления организацией в американской и японской моделях менеджмента…………………………………………………………….3

2. Принципы  развития организации - принципы  рационализации…………….7

3. Тест…………………………………………………………………………….16

4. Литература……………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Особенности управления организацией в американской и японской моделях менеджмента 

     Управленческие  школы США и Японии являются в  настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах  как своеобразный эталон развития менеджмента. Между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого  фактора (используя, однако, различные  формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров  и услуг, разукрупнению крупных  предприятий и умеренной децентрализации  производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают  свои планы на 5— 8 лет, то японские —  на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы  имеют особенности, обусловленные  спецификой социально-экономического развития их стран.

     Основу  американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший  в американском обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни  тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие  национальные черты характера, как  инициативность и индивидуализм. Для  Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к  какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время японский менеджмент получает все большее распространение  в таких странах, как Южная  Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд  с учетом общих культурных ценностей  и традиций.

     Существуют  и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую  личность, способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, — в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) — для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму). Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, — японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, — на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей — японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы.

     Американские  трудящиеся обычно один раз в несколько  лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия  труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности  в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших  в компании 20—25 лет, если даже они  и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для  служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.

В Японии работники обычно трудятся всю жизнь  на одном предприятии, а любой  переход в другую организацию  рассматривается как неэтичный  поступок. Карьера японского специалиста  чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена  через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это  позволяет фирме улучшать систему  горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых  участках и должностях.

     России  еще предстоит выбрать наиболее подходящую для нее модель менеджмента, вначале просто копируя ее, а затем  творчески развивая на основе отечественной  теории и практики управления. Видимо, более привлекательной для нас  будет японская модель менеджмента, так как она в большей степени  отвечает особенностям нашей истории, культуры и национальной психологии (например, приоритет группы над  личностью, подчинение авторитету власти и др.).

     Такой выбор, на наш взгляд, несомненно приведет к изменению геополитических  интересов России, к ее большей  ориентации на страны, расположенные  в Тихоокеанском регионе (Япония, Китай, Бразилия, Чили, Австралия, Южная Корея и т.д.), с их огромными людскими, финансовыми, сырьевыми и технологическими возможностями и исторической перспективой. 
         Выбор модели менеджмента будет означать смену мировоззренческих ориентиров в процессе подготовки будущих менеджеров. Это будет выбор, который определит исторический путь развития России на сотни лет. Ведь Россия — это страна, находящаяся на стыке Запада и Востока и вобравшая в себя ценности как западного, так и восточного мира.
 

 
Особенности

Управления

Школа

менеджмента

Япония США
 
 
Средства  достижения успеха
огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств
 
Направленность  действий
направленность на служение людям, обществу--альтруизм, как возможность сделать себе имя значим именно результат, в действиях направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды
 
Решение проблем
поиск компромисса, переговоров, избегать раскола, постепенно сближения позиций друг друга решение проблем  в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем
 
Отношение к прибыли
мало заботятся  о быстрой прибыли, как стратеги смотрят на дальнюю перспективу компания каждые три месяца должна вынуждена доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся без работы
 
Связь с предприятием
высокие отношения  преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм низкое отсутствие доверия из массива.
 
 
 

2 Принципы развития организации - принципы рационализации 

     Развитие - это процесс закономерного качественного  изменения. Законы диалектики образуют базис универсальной теории развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания; они, по существу, с разных сторон характеризуют процесс развития. Закон единства и борьбы противоположностей показывает источник, причину движения (изменения); закон перехода количественных изменений в качественные объясняет, как и каким образом происходят изменения в ходе развития; закон отрицания отрицания характеризует направленность и обосновывает прогрессивный характер развития. 

      Концептуальная  модель жизненного цикла организации (компании, фирмы) обычно представлена в виде нескольких последовательно сменяющих друг друга этапов, включая зарождение и накопление потенциала; возрастающее развитие; стабильность и опасности циклического кризиса; кризис и послекризисное состояние. Жизненный цикл организации (ЖЦО) - это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. При тщательном рассмотрении принципов развития организации можно контролировать за всеми ее этапами и предвидеть будущее.     

  Каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на основе их активности и динамического равновесия. Соответственно, каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие организации определяется не только ее потенциалом, но и совокупностью внешних факторов. Не всякую последовательность изменений можно назвать развитием. Особенно, если в этих изменениях невозможно усмотреть закономерность, цикличность. Само по себе течение времени не является организующим началом. Вместе с тем, при исследовании процессов развития организации необходимо учитывать фактор времени и "тактовую частоту" качественных изменений в ходе развития, этапы жизненного цикла организации.  

       Чтобы обеспечить динамичное  развитие своей компании, руководитель  должен уметь управлять ею  в соответствии с особенностями  того этапа развития, на котором  она находится. Процесс жизнедеятельности  каждой организации связан с  процессом непрерывного изменения  и развития. Организация может  существовать и реализовывать  стоящие перед ней цели, только  в том случае, если ее изменения  адекватны изменениям и требованиям  существующей экономической среды  рыночных отношений. Объективными  показателями организационного  развития и успешности деятельности  являются прибыль и рентабельность  предприятия.   
Развитие и рост организации порождают не только спираль успеха, но и незапланированные вторичные результаты, которые в конечном итоге влияют на замедление роста. Возникновение этой силы сопротивления – факторов предела роста - закономерно и связано с этапами развития организации.     

      Допустимо выделить несколько закономерных этапов конструктивного развития организации:

          1 Становления (первичного накопления капитала). Отсутствие законов и традиций как внутри компании, так и в ее поведении на рынке. Направленность деятельности компании может меняться. Финансовые показатели не стабильны, элементы планирования финансово-хозяйственной деятельности отсутствует. Фактор экономического риска имеет высокие показатели. Результаты деятельности персонала не фиксируются, отсутствуют нормы контроля и оценки деятельности подчиненных,  четкое разграничение полномочий и должностные инструкции. Руководитель (он же, как правило, и собственник) лично участвует в реализации производственных задач и в неформальных мероприятиях организации. Основной успех заключается в командной работе, ориентированной на лидерские качества руководителя, а основным мотивационным фактором является энтузиазм.  
         2 Стабилизации деятельности. Определение  направленности деятельности, формирование четкой позиции на рынке. Финансовые показатели  стабилизированы, реализуется планирование финансово-хозяйственной деятельности. Формируется корпоративная культура, отражающая философию и стратегические задачи организации. Возникает потребность в создании отдела по работе с персоналом, в связи с расширением штата сотрудников и необходимостью разработки долгосрочных программ развития персонала. Основным мотивационным фактором для персонала выступает адекватная система оплаты труда, основанная на четких критериях оценки деятельности. Разрабатываются нормы контроля и оценки деятельности подчиненных,  четкое разграничение полномочий и должностные инструкции.  
          3 Динамического роста. Направленность деятельности и политика позиционирования на рынке товаров (услуг) четко сформированы. Применяются методы стратегического планирования, степень финансового риска деятельности минимальна (развитие новых направлений деятельности принимает вид проектов – строго запланированных по временным, ресурсным и результативным параметрам). Организационная структура развита и корректируется в зависимости от стратегических целей развития. Политика руководства и процедуры управления фиксируются письменно. Сформирована система внутрикорпоративных коммуникаций. Оценка деятельности персонала основана на четких критериях. Мотивационными факторами для сотрудников выступают как материальные, так и не материальные стимулы (возможность развития карьеры, рост квалификации, приобретение новых навыков и опыта).  Возрастает влияние организации на персонал – имидж организации, преимущественная конкурентноспособность, социальная инфраструктура, обучение выступают факторами, сдерживающими показатели текучести кадров и обеспечивающими информационную безопасность деятельности.  
         4. Интеграции. Этап глобализации деятельности организации (слияние капиталов, расширения сфер влияния, выход на международный уровень и т.д.). Работа персонала строго планируема, результаты фиксируются и контролируются. Развиты элементы внутреннего обучения (учебные центры), разработана система карьерного развития персонала в рамках организации. Подразделение HR  несет ответственность за результаты деятельности организации. Одним из основных мотивационных факторов выступает имидж организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Теория организации"