Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:15, контрольная работа
Принцип (от лат. principium — начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
10.Определение понятия принципа. Общие принципы организации и их характеристика. 3
18.Факторы, этапы, методы проектирования организации. Механический и органический подходы к проектированию организационных структур. 10
Список литературы 18
Проектирование связано
с инженерной деятельностью,
Проектирование
Цель проектирования — положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после его появления.
Приведенные трактовки
понятия и целей процесса
Важной особенностью
современной науки является
Организационное проектирование
как процесс — это упорядочение
организационно-структурных
Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства — на предприятии, в учреждении — является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Целью организационного проектирования
в этих условиях становится разработка
новых организационных систем или
предложений по изменению существующих
систем, а результатом — комплект
технической, организационной и
планово-экономической
Этапы проектирования организации
Проектирование организации осуществляется в четыре этапа :
1) определяются цели и результаты деятельности - представляются продукт труда, его объемы, основные этапы технологии;
2) определяются связи
с внешней средой - выделяются
все контакты, которые необходимо
осуществлять организации (в
3) разделяются процессы -
по стадиям, по уровням
4) группируются функции.
Между разделенными процессами
устанавливается общее - основание
для объединения отдельных
При создании организационной структуры возможна следующая группировка функций (Рисунок 1):
Рисунок 1 - Варианты группировки функций при создании организационной структуры
Ситуация 1 - группировка работ проводится в основном вокруг ресурсов деятельности того клиента, ради удовлетворения потребностей которого и создается организация. Если организация в большей степени ориентирована на свои ресурсы, то специфика самой деятельности становится менее важной, что приводит к широкой специализации и внедрению гибких, адаптивных организационных структур (например, региональное объединение продавцов).
Ситуация 2 - в группировке работ большое значение имеют и ресурсы, и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации самой организации и созданию особо жестких (линейных) организационных структур с хорошо организованными вертикальными связями и возможной автономностью отдельных частей (например, армия, производственные объединения).
Ситуация 3 - большая ориентация
на продукт, объединение вокруг результата
деятельности с малой ориентацией
на ресурсы. Это может быть естественным
для высокотехнологичных видов
деятельности, где требуется усиление
функциональных связей. Примером может
служить организация, объединяющая
в своей структуре
Ситуация 4 - в данном случае
низка как ориентация на группировку
вокруг ресурсов, так и вокруг продукта
деятельности. Эта ситуация может
сложиться в организациях, ведущих
поиск, исследования и готовых включаться
практически в любое
5) определение внутренних связей. Например, вертикальных - горизонтальных, формальных - неформальных, функциональных, подчиненности;
6) определение масштаба
управляемости и контроля (диапазон
контроля). Количество подчиненных,
которые могут непосредственно
выходить на руководителя, во
многом будет обусловлено:
7) определение иерархии
организации и ее звенности
(высокие или низкие
8) распределение прав
и ответственности.
- принцип единства
- принцип полномочий по уровням (двойное подчинение);
9) определение уровня
централизации и
10) выбор стратегического
принципа функционирования - что
организации будет более важно:
Факторы проектирования организаций
Факторы проектирования организаций
- это параметры внешней и
В самом общем виде мы можем выделить четыре группы факторов:
- внешняя среда и
- технология работ и тип совместной деятельности;
- особенности персонала и корпоративной культуры;
- прототипы и уже существующие,
и показавшиеся себя
К факторам внешней среды относятся:
- сложность внешней среды,
которая определяется
- динамизм внешней среды, который связан со скоростью изменения факторов, влияющих на организацию извне.
При создании организационной
структуры следует учитывать, что
в зависимости от характера факторов
внешней среды организация
Рисунок 2 – Варианты ситуаций при создании организационной структуры в зависимости от характера факторов внешней среды
Рассмотрим более подробно возможные варианты ситуаций:
Ситуация 1 - характеризуется
умеренно-высокой
Ситуация 2 - характеризуется
высокой неопределенностью: факторов
много, факторы не схожи и к
тому же постоянно меняются по непредсказуемым
траекториям. Такая ситуация может
сложиться в отраслях, производящих
сложное современное
Ситуация 3 - характеризуется умеренной неопределенностью: факторов много, они не похожи друг на друга, однако ситуация достаточно стабильна, факторы почти не изменяются. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях, связанных со сложным производством, зависящим от множества аспектов ситуации, но достаточно стабильных и традиционных, например, поиск, добыча и переработка полезных ископаемых. Для подобных организаций может быть эффективна линейная организационная структура, усиленная функциональными связями.
Ситуация 4 - характеризуется
низкой неопределенностью: она практически
стабильна факторов мало, факторы
схожи и практически неизменны.
Такая ситуация может наблюдаться
в ситуациях традиционного
Технология работ и тип совместной деятельности. С точки зрения технологии работ наиболее существенное влияние на организационную структуру оказывают параметры, связанные с определенностью знаний о том, как делать работу, и определенностью времени поступления работы.
Для анализа организационных
структур важным аспектом является типизация
самих систем управления, к которым
относятся рассматриваемые
Оба типа систем управления,
механический и органический, редко
существуют в чистом виде, и тем
не менее практика их применения дает
возможность сделать некоторые
концептуальные выводы-рекомендации.
Например, механическая модель предпочтительна
для стабильных и детерминированных
условий, органическая же — для более
неопределенных и динамичных. Масштабные
производственно-хозяйственные
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Теория организация"