Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 11:36, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение типов и моделей коммуникации.
Основные задачи, решаемые в данной курсовой работе:
• Определение понятия коммуникация;
• Исследование типов и моделей коммуникации;
• Сравнительный анализ систем коммуникации в России и за рубежом;
• Выявление особенностей коммуникации сотрудников предприятия;
• Методы исследования эффективности коммуникации;
• Провести анализ коммуникации в организации
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ И ОБЗОР ИХ СИСТЕМ………………………………………………………………
1.1. Коммуникации в организации
1.2. Модели и типы коммуникации
1.3. Системы коммуникации применяемы в России и за рубежом
ГЛАВА 2.
Канал
Внутренняя
информация
Рисунок 4. Развернутая модель коммуникации
Основные типы коммуникации:
Следует особо отметить важность восприятия как определяющего момента в эффективности коммуникации. Руководитель должен знать:
Возможные препятствия на пути коммуникаций представлены на рис.5.
Известны многочисленные руководства и правила, направленные на обеспечение эффективного восприятия управленческой информации в процессе коммуникации.
Основной упор в них делается на то, чтобы снять всякие помехи и барьеры, относящиеся к поведению лиц, получающих деловую информацию.
Исходная информация
Получатель слышит то, что хочет услышать
Отправитель и получатель имеют разные индивидуальные особенности
Отправитель и получатель имеют разное восприятие
Слова имеют разный смысл
Шум
Информация искажена
Рисунок 5. Препятствия на пути коммуникаций
Один из социальных контекстов,
в которых формирующая, воспроизводящая
и преобразующая функция
В современной западной теории организационной коммуникации - независимо от того, какой из теоретических подходов мы выбираем - Organizational Culture Approach, Organizational Systems Approach или Critical Approach - стало уже общепризнанным постулатом, что организация - это не застывшая физическая структура, не "место," где осуществляются те или иные управленческие процессы, организация - это то, что создается и функционирует в процессе взаимодействия индивидов, организация - это "сложное дискурсивное образование".
Коммуникация, таким образом,
признается конституирующей основой
любой организационной системы
и любой организационной
Кarl Weick, известный теоретик в области коммуникации организационных систем, лаконично выразил эту закономерность в своем известном тезисе: Сommunicating is organizing, and organizing is communicating - подчеркивая, таким образом, что организовывание и коммуницирование - это два взаимообусливающих, взаимоопределяющих процесса.
Любой организующий процесс -это одновременно коммуникативный, смыслообразующий процесс, и наоборот, коммуникативный процесс есть одновременно процесс организующий, или процесс организовывания.
Один из наиболее интригующих и богатых по содержанию пластов сравнения российской и американской организационных культур - это сравнение по степени распределения власти в организации, то есть того, что голландский социальный психолог Гирт Хофстеде в своих исследованиях определяет как дистанция власти (Hofstede, 2001).
Несмотря на то, что Россия не включалась в число первоначально исследуемых и сравниваемых по этому параметру культур (так называемых IBM стран), основываясь на выявленных Hofstede критериях Россия относится к культурам с высокой степенью распределения власти и имеет высокий показатель дистанции власти (high PDI, более подробно о различиях между малой и большой дистанцией власти в организационной среде см: Key Differences Between Low- and High-PDI Societies: Family, School, and Work Organization, Hofstede, 2001, c. 107).
Сам Хофстеде предлагает расчетный индекс для России 93, что ставит Россию в число культур с наиболее резко выраженной системой распределения власти по вертикали. Для сравнения, страны с малой дистанцией власти - Германия, Великобритания, Австралия, США имеют индекс 40 и ниже. (Контрастируют с показателями Хофстеде результаты недавних отечественных исследований, проведенных по его методике, согласно которым показатель дистанции власти среди российских респодентов составил около 40.
В американской организационной
культуре преобладает принцип
В российской академической
среде, и, как следствие, в культуре
организационных
В американской организации бытует, и нередко, явление, называемое nepotism, т.е. семейное прожектерство, когда молодой специалист может получить привилегии при приеме на работу или при конкурсном отборе на определенную должность только потому, что он родственник известного лица. Однако, как отмечают сами участники подобных событий, связь с именитостью "может помочь тебе открыть ту дверь, куда ты хочешь зайти, но суметь затворить эту дверь и остаться там, где ты хочешь - это уже полностью твоя задача".
Ориентация российской культуры на статусность находит свое выражение в употребляемых в ежедневной речи языковых оборотах и языковых структурах. Например, нередко в организационных ситуациях, когда один из участников считает, что с ним непочтительно обошлись, можно слышать разгневанное высказывание типа: "Я все-таки доктор наук (можно продолжить: членкорр/ академик), а не студент-аспирант, чтоб со мной так обходились." Высказывания такого рода, намеренно или нет, воспроизводят и закрепляют в нашей культуре статусную норму отношений: к человеку со статусом и в высокой должности проявлять неуважение, бестактность непозволительно, а к человеку молодому и не имеющему высокого ранга - допустимо. Далее рассматриваются иные способы закрепления статусности и большой дистанции власти в традициях российских организационных отношений, в частности отношение к привилегиям.
Сравнение российских и американских организационных коммуникативных взаимодействий по ряду других параметров, характерных для функционирования и развития современных организаций:
Информация о работе Коммуникация в менеджменте: типы и модели (на примере )