Коммерческое обозначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

Среди объектов промышленной собственности, которые могут быть отнесены к коммерческим обозначениям, особое место занимают фирменные наименования - обозначения, под которыми предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность, совершает кредитно-финансовые операции, реализует права и несет обязанности, в частности, выступает в суде. Фирменные наименования, которые покрывают все области интересов предприятия (производимые товары, услуги и т. д.) и характеризуют репутацию и положение фирмы в целом, очень близки к товарным знакам. Фирменное наименование организации наряду с товарным знаком, знаком обслуживания служит средством индивидуализации юридического лица.

Оглавление

ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ 3
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ 7
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ И ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ 11
ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ 12

Файлы: 1 файл

КОММЕРЧ ОБОЗНАЧЕНИЕ.docx

— 33.82 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

    1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ  3
    2. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ 7
    3. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ И ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ                                                                                11
    4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ 12

 

  1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ

 

Среди объектов промышленной собственности, которые могут быть отнесены к  коммерческим обозначениям, особое место  занимают фирменные наименования - обозначения, под которыми предприятие  осуществляет свою коммерческую деятельность, совершает кредитно-финансовые операции, реализует права и несет обязанности, в частности, выступает в суде. Фирменные наименования, которые покрывают все области интересов предприятия (производимые товары, услуги и т. д.) и характеризуют репутацию и положение фирмы в целом, очень близки к товарным знакам. Фирменное наименование организации наряду с товарным знаком, знаком обслуживания служит средством индивидуализации юридического лица1. Известный специалист по промышленной собственности, бывший Генеральный директор ВОИС Г. Боденхаузен, определяет фирменное наименование самым общим образом, как имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица2.

В Российской Федерации до недавнего  времени не было специального законодательства, регулирующего отношения, связанные  с фирменными наименованиями. Эти  вопросы решались отдельными положениями  ряда законов и международных  соглашений, участниками которых  является РФ.

22.06.1927 г. постановлением ЦИК  и СНК СССР было введено  в действие «Положение о фирме», в п. 8 которого указано, что  право на фирму состоит в  праве исключительного пользования  фирменным наименованием в сделках,  на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, счетах, товарах предприятия,  их упаковке и т.п. Согласно  этому документу право на фирму  рассматривалось как не отчуждаемое  отдельно от предприятия, не  подлежащее особой регистрации  (независимо от регистрации самого  предприятия) и служащее целям индивидуализации хозяйствующего субъекта в гражданском обороте.

Пункт 9 указанного Положения  о фирме специально оговаривал обязанность  каждого заведения предприятия, открытого для доступа публики (магазин, контора и т.п.), иметь  на видном месте надпись с обозначением полного фирменного наименования. В  остальных случаях допускалось  пользование как полным, так и  сокращенным фирменным наименованием3.

Затем о Фирменном наименовании «вспомнили» лишь в ст. 149 Основ  гражданского законодательства Союза  ССР и республик, утвержденных ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1. В трактовке ст. 149 данного документа фирменное  наименование являлось неотделимым  атрибутом любого юридического лица, прошедшего государственную регистрацию, независимо от организационно-правовой формы.

При этом были отмечены основные принципы охраноспособности фирменного наименования как самостоятельного результата творчества:

- обязательность государственной  регистрации путем включения  в Государственный реестр юридических  лиц;

- исключительность права  на его использование;

- право требовать от  всех сторонних лиц не использовать  зарегистрированное в установленном  порядке фирменное наименование;

- право на возмещение  убытков.

Однако реальный механизм защиты права на фирменное наименование так и не был разработан. В итоге  сложилась ситуация, когда в одном  населенном пункте на одном и том  же рынке, например бытовой техники, могли успешно сосуществовать несколько ООО «Альфа», ООО «Гамма» и т.п. Особым успехом пользовались созвучные наименования (или части наименований) крупных западных фирм-производителей4.

20 сентября 2006 г. Государственная  Дума РФ приняла в первом  чтении законопроект «О введении  в действие части четвертой  Гражданского Кодекса РФ». Этот  нормативно-правовой акт вступил в действие с 01 января 2008 г.

В главе 76 ГК РФ содержатся нормы, посвященные  регулированию вопросов права на средства индивидуализации юридических  лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Такой подход законодателя является сравнительно новым, и до сего момента российское законодательство еще не знало правовой регламентации прав на средства индивидуализации юридических лиц. В то же время необходимо упомянуть и Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»5.

Праву на фирменное наименование посвящен §1 главы 76 ГК РФ.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте  под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица6. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Таким образом в регистрации такого фирменного наименования, как например ООО «Капитальное строительство» будет отказано.

К сожалению, пока еще в отличие от четко  установленного законом порядка  регистрации товарного знака, в  России нет единого порядка и  места регистрации юридических лиц и, как следствие, нет регистрации и правовой защиты фирменных наименований. Подготовка соответствующего законопроекта позволит, по всей видимости, упорядочить эту сторону правовых отношений, исключить существование нескольких предприятий или организаций с одним и тем же названием7.

 

  1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

Понятие коммерческого обозначения содержат нормы ст. 1538 ГК РФ:

юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление  такой деятельности предоставлено  в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих  им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению  в учредительные документы и  единый государственный реестр юридических  лиц;

коммерческое обозначение  может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или  нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Из названных норм следует, что обладателями прав на фирменное  наименование могут быть только коммерческие организации - юридические лица; таковыми являются и хозяйственные общества, и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные  предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ). В отличие  от этого, обладателем прав на коммерческое обозначение могут быть все юридические  лица без исключения (коммерческие и некоммерческие организации), а  также индивидуальные предприниматели. Таким образом, круг субъектов отношений, возникающих в связи с использованием коммерческого обозначения, намного  шире, чем в связи с использованием фирменного наименования. Второе отличие: если фирменное наименование проходит государственную регистрацию одновременно с регистрацией юридического лица - коммерческой организации путем  включения его в единый государственный  реестр, коммерческое обозначение не регистрируется. В ГК не указан момент возникновения прав на коммерческое обозначение. Таковым является, во-первых, момент использования впервые коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации принадлежащих ему предприятий. При этом приоритет коммерческого обозначения может быть установлен моментом использования коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, с момента объявления в рекламе, или помещения коммерческого обозначения на товарах и их упаковках, что следует из норм п. 1 ст. 1539 ГК РФ. Во-вторых, права на коммерческое обозначение составляют один из видов имущества и входят в состав предприятия как имущественного комплекса (п. 2 ст. 132 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность  покупателя предприятие в целом  как имущественный комплекс, за исключением  прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам, а  в соответствии с п. 2 данной нормы  исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или  услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.

Следовательно, если иное не предусмотрено договором, коммерческое обозначение переходит покупателю предприятия, и моментом возникновения  прав на коммерческое обозначение является момент государственной регистрации  договора продажи предприятия (ст. 560 ГК РФ), поскольку на основании п. 3 ст. 564 ГК РФ покупатель вправе до перехода права собственности к нему на предприятие распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав переданного предприятия, в той  мере, в какой это необходимо для целей, для которых предприятие приобретено. (Например, предприятие представляет магазин с определенным названием (обозначением); с момента заключения договора купли-продажи магазина, который связан с моментом государственной регистрации договора (ст. 560 ГК РФ), покупателю переходят права пользования коммерческим обозначением.) Обладателем исключительных прав на коммерческое обозначение покупатель становится с момента перехода права собственности на предприятие, т.е. с момента государственной регистрации перехода права собственности на предприятие как объекта недвижимости (п. 1 ст. 132 ГК РФ) к покупателю (п. 1 ст. 564, ст. 131 ГК РФ). Аналогичные правила действуют в случае совершения с предприятием других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

Представляется, что названные  правила, основанные на нормах Закона (ГК прим. Автора), определения момента  возникновения исключительных прав на коммерческое обозначение, вряд ли в полной мере обеспечивают защиту правообладателя8.

Следующее отличие прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение заключается  в возможностях передачи прав пользования  этих исключительных прав. Согласно п. 2 ст. 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в  том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

В отличие от этого, на основании  п. 5 ст. 1539 ГК РФ правообладатель может  предоставить другому лицу право  использования своего коммерческого  обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены  договором аренды предприятия или  договором коммерческой концессии.

По общему правилу право  на фирменное наименование не отчуждаемо (п. 2 ст. 1474 ГК РФ), а коммерческое обозначение  может быть отчуждено в составе  предприятия, но при этом правообладатель  лишается права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

И наконец, в вопросах прекращения  прав на фирменное наименование и  коммерческое обозначение имеются  свои особенности. Исключительное право  на фирменное наименование, как указывалось  выше, возникает со дня государственной  регистрации юридического лица и  прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в  связи с прекращением деятельности последнего либо изменением его фирменного наименования.

 

  1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ И ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ.

 

Частью  четвертой Гражданского кодекса  РФ впервые выделены отдельно два  сходных правовых института: право  на фирменное наименование и право  на коммерческое обозначение. Эти права  являлись близкими, смежными и ранее. До принятия части четвертой Гражданского кодекса РФ какого-либо различия в  них как на практике, так и в  юридической литературе не проводилось. Более того, во многих случаях фирменное  наименование и коммерческое обозначение  рассматривались как понятия  синонимы.

По новому гражданскому закону фирменное наименование и право на коммерческое обозначение, несмотря на очевидные сходства, имеют  особенности в их правовом регулировании.

Согласно п. 1-3 ст. 1473 ГК РФ юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте  под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных  документах и включается в единый государственный реестр юридических  лиц при государственной регистрации  юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать  указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может  состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь  сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации  и (или) иностранных языках.

 

  1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

Информация о работе Коммерческое обозначение