Классификация организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Организации, составляющие основу любой цивилизации. Можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам

Оглавление

1. Классификация организаций…………………………………………………….3
2. Особенности социально – экономических Организаций……………………….6
3. Общие понятия хозяйственной Организации……………………..…………….7
4. Организационно-правовые формы организаций………………………….…….9
5. Понятие и роль коммуникаций в организации. Виды организационных коммуникаций………………………………………………………………….…16
Тесты…………………………………………………………………………….……26
Список литературы…………………………………………..……………….…27

Файлы: 1 файл

К-РБОТА №11.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  1. Классификация организаций…………………………………………………….3
  2. Особенности социально – экономических Организаций……………………….6
  3. Общие понятия хозяйственной Организации……………………..…………….7
  4. Организационно-правовые формы организаций………………………….…….9
  5. Понятие и роль коммуникаций в организации. Виды организационных коммуникаций………………………………………………………………….…16

Тесты…………………………………………………………………………….……26

    Список литературы…………………………………………..……………….…27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Классификация организаций

Организации, составляющие основу любой цивилизации. Можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

    • Нахождение сходных организаций по каким либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
    • Возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
    • Принадлежность организации к тои или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

    Организации могут быть:

    • Правительственные и неправительственные
    • Коммерческие и некоммерческие;
    • Бюджетные и внебюджетные;
    • Общественные и хозяйственные;
    • Формальные и неформальные.

    Кроме того, различают организации по:

    • Отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.)
    • Самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые.

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Статус  правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

      Коммерческие  организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.

      Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Внебюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и внебюджетные средства.

      Общественные  организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Например, АЗЛК — хозяйственная организация, выпускающая автомобили для широкой продажи.

      Формальные  организации это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и тд.

      Помощь  и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) — основные причины вступления в неформальную организацию.

      Однако  возможно возникновение неформальной организации внутри формальной. Это естественный процесс, возникающий тогда, когда развитие технологий, профессионализма персонала в организации идет быстрее, чем совершенствование организационных форм, функций, стиля и методов управления. Первый признак рождения неформальной организации в предметной области формальной организации — это появление неформального лидера. Как необходимо поступать руководителю, мы уже рассматривали выше. В последнее время в практической деятельности наметилась: тенденция разделения больших организаций на две части: управленческую и предпринимательскую. Причем каждая часть представляет собой юридическое лицо. Управленческая организация в форме «учреждения» сосредоточивает у себя стратегические управленческие и маркетинговые функции. Предпринимательские организации в форме ООО, ОА, ПТ и другие концентрируют обслуживающие и производственные функции. По этому принципу строятся все холдинги. Кроме организационных преимуществ такое разделение уменьшает налогообложение всей организации, так как учреждение не является коммерческой организацией. Например, в апреле 1998г. руководство группой «ОНЭКСИМ-банк» приняло решение о создании единой управленческой структуры (учреждения) для координации работы всех бизнес-единиц этой группы.

2. Особенности социально-экономических  организаций

     Социально-экономическая организация, характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:

    • межличностные, бытовые отношения;
    • отношения по уровням управления;
    • отношения к человеку общественных организаций.

      К экономическим связям относятся:

    • материальное стимулирование и ответственность;
    • прожиточный уровень, льготы и привилегии.

      Соотношение этих связей играет решающую роль при  создании или диагностике организации.

      В табл. 1.1 показано соответствие между уровнями названных выше связей и получающихся при этом состояний социально-экономических организаций.

      Для социально-культурных или социально-образовательных  организаций таблица будет иметь  такой же вид, если заменить слова «экономические связи» на культурные или образовательные. Эта таблица имеет очень большое практическое значение при организации или диагностике организации, и мы советуем разобраться в ней самостоятельно.

Социальные  связи Экономические связи
Слабые Средние Сильные
Слабые Неустойчивые  организации Слабые организации Конфликтные организации
Средние Слабые неформальные организации Средние организации  
Сильные Сильные неформальные организации Сильные организации

Таблица 1.1 Влияние связей на состояние организаций

3. Общие понятия хозяйственной организации

 

      Как уже отмечено, хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в. виде товара, услуг, информации или знаний (рис. 1). 

      

      Рис. 1.1. Виды выпускаемой продукции 

      К хозяйственным организациям относятся:

      • юридические лица всех форм (кроме  общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;

      • неюридические лица всех форм, в  том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.

      Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам — юридическим или физическим.

      Хозяйственные организации принято разделять  на четыре группы: микро, малые, средние  и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:

      а) доля уставного капитала (УК) МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% от УК МП;

      б) предельные значения среднесписочной  численности работников (без совместителей и работников несписочного состава) не должны превышать, чел.:

      • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100,

      • в сельском хозяйстве и инновационной  деятельности — 60,

      • в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании  и бытовом обслуживании — 30,

      • в оптовой торговле, в остальных  отраслях и других видах деятельности                                   — 50.

      Хозяйственные организации с численностью, существенно  меньшей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек. Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире, поэтому нас интересует их будущее. Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:

      • по времени действия: бессрочные и  временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

      • по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

      • по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;

      • по специализации производства: специализированное и универсальное;

      • по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.

Информация о работе Классификация организаций