Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:13, контрольная работа
В рамках "классической теории" организации при решении задач технологического совмещения человека и машины проблемы организации сводятся к определению рациональных сочетаний приемов, движений, операций, позволяющих максимально интенсифицировать труд рабочего (как функционирование части машины) на основе предварительной разработки подробных предписаний (инструктивные, технологические карты, нормирование труда, режим работы и т. д.).
Вступление……………………………………………………………………..1
Эволюция теоретических концепций организации……………………..2
2. Системный (системотехнический) подход……………………………….5
3. Теории гуманистических организаций………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………16
Литература ……………………………………………………………………20
Школа "человеческих
отношений" провозгласила, что
человек стремится, "во-первых, к
способу существования в
Одним из основоположников этой школы был Элтон Мэйо (1880 – 1949), специалист в области антропологии, социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего исследования то, что осталось вне поля зрения "классической теории" и системотехнических подходов, а именно: психологические мотивы поведения людей в процессе производства, групповые отношения, проблемы конфликта и сотрудничества, коммуникационные барьеры, неформальные отношения.
В г. Хотторне с 1924 по 1936 гг. в компании "Вестерн Электрик" под руководством Э. Мэйо проводились эксперименты, суть которых сводилась к выявлению влияния условий труда на производительность. Для этого на электромонтажном участке по обмотке статоров были выделены контрольная и экспериментальная группы работниц. Для экспериментальной группы изменялись условия труда: освещенность, продолжительность, ритм, интенсивность работы, вводились и сокращались перерывы в работе и т.д. и путем наблюдений устанавливалась степень влияния этих негативных и позитивных факторов. Были установлены ожидаемые определенные закономерности и взаимосвязи в экспериментальной группе, что вполне находило приемлемые объяснения. Однако одновременно с этим были получены неожиданные результаты: аналогичным образом, как в экспериментальной группе, изменялась производительность труда и в контрольной группе, где никаких экспериментов не проводилось.
В результате многолетних экспериментов Э. Мэйо создал теорию "партиципативной" организации. "Человек представляет собой уникальное социальное животное, могущее достичь полной свободы, лишь полностью растворившись в группе".
Суть концепции Э. Мэйо состоит в том, что сама работа, сам производственный процесс и "чисто физические требования" к нему имеют относительно меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов. Суть доктрины “человеческих отношений” сводится к трем положениям:
1) человек представляет
собой социальное животное, подчиняющееся
законам "стада", и требуется
создать такие методы
2) с "природой человека"
несовместимы жесткая иерархия
подчиненности и формализация
организационных процессов,
3) решение "проблемы
человека" – дело бизнесменов,
поэтому их задачей является
решение социальных проблем
По Э. Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной (формальной и неформальной) социальной структурой. Его основные тезисы таковы:
1) люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
2) в результате промышленного
развития и рационализации
3) люди более отзывчивы
к социальному влиянию группы
равных им людей, чем к
4) работник откликается
на распоряжения руководителя, если
руководитель может
Хотя основное внимание в
теории "гуманистических отношений"
уделяется социально-
Потребность представляет собой
субъективное выражение объективных
условий существования и
1-й уровень – физиологические,
2-й уровень – потребность в безопасности, уверенность в будущем, гарантия работы, заработка, средств к существованию;
3-й уровень – социальные
потребности, включающие в
4-й уровень – потребность в уважении и самоуважении;
5-й уровень – потребность в самовыражении, в личностном развитии.
Отсюда следует, что когда
потребности более низкого
Рис. 2. Пирамида потребностей по теории мотивации А. Маслоу
В действительности идея А. Маслоу не подтверждается жизнью: немногие люди продают свою честь, достоинство, друга, народ, родину и т.п. за кусок хлеба, и наоборот, удовлетворив свои насущные потребности, человек не требует какой-либо интеллектуальной пищи или принадлежности к другому сословию и т.д. Структура и иерархия потребностей человека определяется прежде всего уровнем его личностного развития и уровнем развития цивилизации общества в целом, человек ориентируется на национальные обычаи, традиции и мировоззренческий уровень обыденного общественного сознания. Более того, на практике подобный подход, по существу, не применим, так как до сих пор не установлены количественные закономерности и зависимости, позволяющие реализовывать такого рода идеи.
Заключение
Даже из краткого описания организационных "теорий" видно, насколько различны и противоречивы представления об организациях и организационных системах управления. Однако можно отметить несколько общих существенных моментов, характерных для состояния организационных представлений в настоящее время.
Основным недостатком
концепций организации является
слабость методологических основ, отсутствие
научно обоснованного понятийно-
В настоящее время организация
выступает не только как форма
общественного производства, а является,
прежде всего, социальным образованием,
социальной формой жизнедеятельности
человека. Методология диалектического,
системного исследования организаций
как социально-экономических
Другим существенным недостатком
рассмотренных организационных
теорий является некорректность выделения
организации как объекта
Комплексность, системность, научная обоснованность организационных изменений еще далеко не соответствуют уровню выявленной сложности организационных проблем. Привлечение знаний других наук – кибернетики, теории принятия решений, теории игр, теории исследования операций, психологии, социальной психологии и т.п. не дает ощутимых результатов, т.к. каждая из этих дисциплин, исследуя свойственные ее предмету и методам закономерности, разрабатывает чаще всего рекомендации аспектного или предметно-ориентированного характера (информационный, организационный, экономический аспекты, решение оптимизационных задач, принятие решений в условиях неопределенности и т.п.).
В то же время указанное
противоречие, которое до настоящего
времени являлось камнем преткновения
всех исследователей в области организации
и управления социальными системами,
может быть разрешено в рамках
концепции
Информация о работе Эволюция теоретических концепций организации