Этапы разработки и реализации решений в государственном и муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Управление обеспечивает порядочность, целостность, нормальное функционирование и развитие существующей системы. В настоящий момент времени (в условиях мирового экономического кризиса) государственным и муниципальным структурам приходится принимать актуальные и практически приемлемые управленческие решения, направленные на всестороннее разрешение складывающихся проблем в разнообразных сферах экономической и общественной жизни. Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Разработка управленческого решения…..………………………………..4
Реализация управленческого решения……………………………………12
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………..17

Файлы: 1 файл

Решение в ГМУ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

Разработка управленческого  решения…..………………………………..4

Реализация управленческого решения……………………………………12

Заключение…………………………………………………………………15

Список использованных источников……………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процессы принятия решений  охватывают практически все области  человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов  управления.

Управление обеспечивает порядочность, целостность, нормальное функционирование и развитие существующей системы. В настоящий момент времени (в условиях мирового экономического кризиса) государственным и муниципальным структурам приходится принимать актуальные и практически приемлемые управленческие решения, направленные на всестороннее разрешение складывающихся проблем в разнообразных сферах экономической и общественной жизни. Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

  В системе государственного  и муниципального управления  должна учитываться возможность корректировки политики с учетом изменений окружающей среды и реакции населения. Многие решения могут быть оценены через определенный промежуток времени, информация  о последствиях этих решений может исходить из неопределенных локализованных источников (общественное мнение, реакция отдельных социальных групп, организаций и др.). Это затрудняет процессы разработки и принятия адекватных решений. Ориентация на население нередко приводит к принятию малоэффективных решений. В процессе реализации решений также может сформироваться реакция на решение, не адекватная поставленным целям.

  К особенностям  решений относится и разнообразие  способов их реализации (постоянное, эпизодическое, силовое, мягкое, радикальное, последовательное, прямое, опосредованное и др.).

  Таким образом,  решения в системе государственного  и муниципального управления  должны соответствовать требованиям   эффективности, легитимности, справедливости  и быть признанными большинством  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Разработка управленческого решения

 

Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства  в демократическое, а в области  управления – заменой административно-командной системы рыночной. Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижения науки и передового опыта. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Управление, как в широком, так и в узком понимании, является основной составляющей всех форм образования: от государственных до коммерческих структур. Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т.е. способность с кем-то управляться. В широком смысле под ним понимается деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации, неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность  соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Особенности государственного и муниципального управления как  вида деятельности определяется его  сущностью. Она может быть раскрыта как система мер целенаправленного  воздействия общества в целом  и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных и др.).

Муниципальное управление является одним из самых сложных видов социального управления. Развертывание муниципального управления имеет принципиально философско-мировоззренческое значение для всего общества, становления его гражданских институтов, развития демократии, формирования социального облика.

Разработка современной  инновационной методологии управления общественными процессами в муниципальных  образованиях занимает сегодня одно из ведущих мест в становлении  муниципальной науки. Без решения  этого вопроса не могут быть предложены технологии развития местного сообщества.

Решение этих вопросов во многом зависит от наличия современной  концепции развития местных сообществ, с чего и начинается решение любых  управленческих и методологических вопросов. В системе концептуального  знания, направленного на понимание сути проблемы и принципиальных путей ее решения, всегда присутствуют три элемента: эмпирический, теоретический и философско-мировоззренческий.

Эмпирический уровень  научных знаний – «поставщик»  данных, на объяснение которых претендует знание теоретическое.

Философско-мировоззренческое  знание содержит общее представление  о действительности и процессе познания, выраженное в философских категориях. Философия местного сообщества –  это совокупность принципов и  правил взаимоотношения всех граждан  на данной территории, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно.

Современная концепция  развития местного сообщества во многом определяет стратегии развития. Стратегия  – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению ряда действия во времени для достижения поставленных целей.

Осуществление управления на концептуально-стратегическом уровне, без чего нет развития и достойного выхода из кризиса, как показывает мировой  опыт, невозможно без стратегического мышления, прежде всего руководящих кадров местного сообщества.

Три категории – «концепция», «стратегия», «стратегическое мышление» - представляют, во-первых, опорные категории управленческого воздействия, во-вторых, логически связаны между собой и представляют единство. Без понимания этой основополагающей идеи сегодня невозможно эффективное управление на государственном и муниципальном уровнях.

Процесс управления государственным  и муниципальным образованием отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды заставляют принимать разнообразные управленческие решения.

Основными факторами, влияющими  на организацию и функционирование системы (объекта) государственного, муниципального образования, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные, обусловленные спецификой труда организации, полномочиями отдельных работников и носящие в основном стандартный характер и ситуационные – возникающие при нарушениях взаимодействия подсистем и элементов систем под влиянием технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов.

Понятие «решение» многообразно. Под решением иногда понимают и нахождение определенного варианта действия, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат.

Категория «управленческое  решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное  выражение процесса управления на его  заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки.

Управленческое решение  как специфический вид человеческой деятельности в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего, разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.

Относительно функционального  назначения, государственно-муниципальное  управленческое решение можно определить как фиксированный акт «управленческий  акт», выраженный в письменной форме  и реализуемый для решения проблемной ситуации; а импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.

В целом управленческий цикл может быть условно представлен  в виде двух основных этапов: выработка  решения и организация его  исполнения. В первом случае речь идет о познании, исследовании проблемы и формулирование полученных решений на основе применения следующих фундаментальных подходов к формированию государственно-муниципального управленческого решения:

1. маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы управления при решении любых задач на потребителя. Так в соответствие с п.2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, а следователь граждане возлагают надежду на удовлетворение их желаний, ожиданий и потребностей, в виде улучшения условий их труда и жизни, теми, кого они выбрали «своими представителями» на данном уровне;

2. функциональный подход предполагает рассмотрение потребности как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. В настоящее время в системе государственно-муниципального управления применяется предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект;

3. воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производство объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке затратами на единицу полезного эффекта;

4. нормативный подход;

5. комплексный подход должен учитывать технические, экологические, организационные, социальные и психологические аспекты государственно-муниципального менеджмента;

6. интеграционный подход;

7. процессный подход;

8. оптимизационный подход;

9. поведенческий подход.

В теории формирования государственного и муниципального управления существует принцип применения группировки  вышеуказанных методов, однако, на практике наблюдается отчуждения некоторых факторов, что в свою очередь приводит к одностороннему рассмотрению возникшей проблемы, и как следствие узко субъективного подхода к формированию управленческого решения.

Во втором случае необходимо сказать об организации деятельности исполнителей по его осуществлению.

Этап разработки управленческого  решения является административным процессом и выполняет структурообразующую  роль в государственно-служебной  деятельности, занимает в ней центральное, иерархически главное место, определяет как результативные параметры, так и процессуальное содержание госуправления.

Работа начинается с  того, что формулируют задачу или  вопрос, которые требуется рассмотреть. На этой стадии надо решить: заняться этой проблемой либо ничего не предпринимать. Так, например, вопросы социальной жизни состоят из многих переменных, и эти обусловлено, что там трудно составить правильное представление о причинно-следственных связях. Поэтому неудивительно, что некоторые проблемы осмысляются и переосмысляются.

Если решается лишь профессиональный круг вопросов, то это позволяет исходить из анализа ведомственной информации.

Однако при принятии политических, политико-административных и внешних решений, учитывается  безразличие населения к ведомственным  показателям. В центре внимания стоит  оценка реального влияния госуправленческого органа на ситуацию, на развитие, изменения в объекте управления.

Основной задачей является структурирование проблем, что в  свою очередь позволяет избежать неправильных решений. При определении  целей предстоящей деятельности используется совершенный метод – построение древа целей. При этом устанавливаются отправные моменты для разрешения срочных проблем, проводится анализ главной проблемы (информации) и условия для ее реализации.

В процессе выработки  вариантов сложных управленческих решений применяется метод моделирования, который дает возможность получить некий идеальный вариант будущего решения без учета имеющихся ограничений, т.е. помогает увидеть все социальные, технологические, ресурсные аспекты решения проблемы. А в целом в процессе принятия управленческого решения необходимо контекстное обоснование альтернатив и выбор лучшего варианта, т.е. лучшего не вообще, а только применительно к данной конкретной ситуации. Выбор имеет, прежде всего, объективное основание: наличие разнообразных состояний внешней и внутренней среды, с которыми сталкивается система, т.е. совокупности свойств, отношений и связей, с которыми система вступает во взаимосвязь.

Информация о работе Этапы разработки и реализации решений в государственном и муниципальном управлении