Характеристика законов организации 2-го уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.
1. Закон информированности – упорядоченности……………………………..4.
2. Закон единства анализа и синтеза…………………………………………….6.
3. Закон композиции и пропорциональности…………………………………..9.
4. Специфические законы социальной организации………………………….11.
5. Практическое применение законов организации второго уровня………...13.
Заключение………………………………………………………………………17.
Список использованной литературы…………………………………………..18.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

3. Закон композиции и пропорциональности

     Гармония — это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармонию следует рассматривать только субъективно (рис. 3.).

      

Рис. 3.Объект и цели гармонизации

     Гармонизация элементов организации для получения прибыли существенно отличается от гармонизации элементов для комфортной работы персонала. Если конкретная цель не поставлена, то гармонизация все равно идет для какой-то неформальной цели. Гармонизацию остановить нельзя, а направить можно. Гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека, который может либо помочь ей, либо испортить естественный ее ход.

     Закон композиции и пропорциональности гармонии формулируется так: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

     Закон композиции и пропорциональности относится к объективным законам организации. Знание и умение им управлять как подчиненными так и руководителем будет проявляться в постоянном совершенствовании системы производства и управления, создании команды единомышленников, существенном снижении издержек производства. Все это, естественно, приведет к снижению себестоимости производства и увеличению конкурентоспособности организации. При этом весь персонал осознанно в рамках своих полномочий и ответственности будет вносить свой вклад в позитивное действие закона.

     Сознательная реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты. По принципу планирования каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития. Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Планирование связано с выработкой целей организации, согласованных с целями развития внутренней и внешней среды (работника, рынка, общества). Каждая цель представляется в виде набора конкретных задач с механизмом выполнения (рис. 4).

     

     Рис. 4. Схема взаимодействия целей и  задач

По принципу координации каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. По принципу полноты каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций. 

4. Специфические законы социальной организации

     Каждая организация представляет собой маленькое общество  со  своими населением и территорией, экономикой и целями, материальными  ценностями  и финансами, коммуникациями и иерархией. Она  имеет  свою историю,  культуру, технологию и персонал. Основной элемент социальной организации — человек. Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности. Формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации. Человек – это центр организации.

     Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений человека с другими людьми в организациях должно заранее определяться руководителем. Порядок служебных отношений определяется инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, подписанными контрактами, договоренностями и регламентами. Порядок неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу, симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями. Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное — это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Учесть общее в организации может каждый руководитель по материалам справочников, учебников и т.д., а особенное — может лишь профессиональный руководитель с большим опытом работы и хорошей управленческой подготовкой. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, в ее реакции на действие того или иного закона.

     В специфических законах социальной организации выделяют такие принципы, как принципы оптимизации деятельности людей. Они могут иметь разную степень конкретизации и детализации. В теории организации выделяют принципы организации организаций и принципы организации людей. По принципам организации организаций для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура; существует минимальный кпд или эффективность, при которой организация должна быть ликвидирована или «заморожена»; для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет большего изобретательства.

     По принципам организации людей для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой; процессы восприятия и запоминания необходимо приближать к процессу мышления; для эффективного осмысления нового необходимо иметь больше знаний по данной тематике; любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился; первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем вторичная; доходчивость сообщения будет выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации. 

5. Практическое применение законов организации второго уровня

     Работая в ОАО «РЖД» Центральной дирекции управления движением ЮУЖД, я вижу, как законы организации второго уровня проявляются в этой организации. Данное предприятие является стратегически важным военным и хозяйственным объектом Российской Федерации, которое преследует как коммерческие, так и некоммерческие цели. Так, например, пассажирские перевозки являются убыточными, то есть прибыль от перевозки пассажиров не покрывает расходы на содержание, обслуживание и эксплуатацию оборудования, устройств и подвижного состава. В этой ситуации законы организации второго уровня позволяют уменьшить расходы и увеличить прибыль.

     Так действие закона информированности – упорядоченности, в этой организации можно рассмотреть на следующем примере. Известно, что объем перевозки меняется исходя из различных условий. Для изучения этих условий, и принятия оптимальных решений управления на предприятии созданы специальные аналитические центры. В эти центры с подразделений «стекается» информация об имеющемся и планируемом потребном вагонопотоке. Благодаря этой информации эти центры изымают маловостребованные ресурсы с одних направлений и переводят их туда, где в них более нуждаются. Тем самым сокращается простой подвижного состава, увеличивается вагонооборот, уменьшаются расходы, растет прибыль. То есть чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую    вероятность устойчивого функционирования. Пассажирское движение так же меняется исходя из различных условий. На ЮУЖД оно так же изучается, благодаря чему возникают летние перевозки, праздничные перевозки. То есть это тоже результат сбора информации, планирования, перераспределения.

     Также «в моей организации» проявляется закон единства анализа и синтеза. Исходя из него, каждая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. В конце прошлого года на пассажирской системе в Новом Техническом Парке стало наблюдаться неэффективное действие технологического процесса работы парка. Результатом этого стали систематические нарушения работниками своих должностных инструкций, несоблюдение самого технологического процесса. Следствием стали сбои в графике движения, даже повреждение подвижного состава. Для более эффективной работы подразделения и недопущения убытков управлением подразделения был изменен технологический процесс работы и дополнено ТРА станции. Были перераспределены часть обязанностей работников, ввелись новые инструкции, появились новые должности, увеличился контроль со стороны самих подчиненных. К рьяным нарушителям технологической дисциплины были применены крайние меры. Результатом этих структурных и функциональных изменений стали боле четкая и слаженная работа подразделения, вырос уровень ответственности работников.

     Действие закона композиции и пропорциональности приведу на примере стихийного развития. Так вначале 2009г в связи с финансовым экономическим кризисом в «моем» подразделении, появились проблемы с оплатой «переработки», появились проблемы с отпусками по причине сессий, зарплата стала существенно меньше. Руководство никаких действий на изменение настроения в рабочем коллективе не применило. Результатом этого стала массовая утечка «специалистов» по причине «переводов», увольнения. Руководство подразделения было вынужденно укомплектовывать штат переводом работников с других подразделений. Возникли проблемы с передачей опыта. Объем и качество их исполненной работы не был оптимальным. Таким образом, методом проб и ошибок подразделение, спустя существенный промежуток времени, вышла на докризисный уровень работы.

     Специфические законы социальной организации «в моем» подразделении можно увидеть на следующем примере. Порядок служебных отношений в организации определяется начиная с уровня МПС (инструкции МПС), оканчивая малыми станциями и подразделениями (ТРА станции, тех. процесс работы и др.). Это различные должностные инструкции, местные условия, регламенты переговоров, инструкции по работе с опасными грузами и др. То есть формальная сторона отношений регламентирована «с лихвой». Однако, при подборке смены начальник подразделения зачастую старается поставить малоопытного работника с опытным. Этот прием очень эффективен как для работника, так и для организации. Кроме того начальник прислушивается к просьбам, пытается подобрать смену по психологической совместимости. Практика показывает, что это очень благотворно сказывается на эффективности работы подразделения.

     Хороший руководитель должен знать вышеперечисленные законы, уметь их разумно сочетать, выделять главный на конкретный момент. Тогда эти законы будут эффективно работать на организацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Для успешного развития организации важно, чтобы знанием законов организации второго уровня обладал не какой-то один субъект управления, а желательно, что все субъекты управления грамотно строили свою работу с этими законами. Знание и профессиональное использование законов организации, как руководителем, так и его подчиненными способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами.

     Приступив к исследованию вопроса своей контрольной работы, я подобрал необходимую литературу, изучил такие законы организации второго уровня, как закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации; привел пример практического применения этих законов в конкретной организации.

     Выполнив вышеперечисленные задачи, я добился цели своей контрольной работы, изучил сущность законов организации второго уровня. 
 

      
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,    организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 416 с.

2. Доблаев В. Л. Теория организации. - М., 1995. - 174 с.

3. Николаев И.М. Менеджмент организации. - М., 1995. - 432 с.

    4. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: учебное пособие. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 296 с.

    5. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.

    6. Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009.- 224 с. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Характеристика законов организации 2-го уровня