Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:15, реферат

Краткое описание

Что такое рынок труда? – существует масса определений этого понятия.
Рынок труда (РТ) – это только те товарно-денежные отношения, которые связаны:
во первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросом на товар в обществе.
Во-вторых, связаны с использованием профессиональных востребованных способностей и их вознаграждением
В-третьих, со временем использования рабочей силы

Файлы: 1 файл

ГРЭ готовый.docx

— 78.88 Кб (Скачать)
  1. Основные  задачи государственного регулирования на рынке труда.

     Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с  другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

     Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

     Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

     Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия  на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и  производительное потребление.  При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

     Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

     В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

     Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

 
  1. Инструменты государственного регулирования.

     Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев. Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования  действий», сутью которой является достижение согласованности интересов  работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с  учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная  кредитно-денежная политика.  

      Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году. 

     Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на  труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших  направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб  трудоустройства, первые из которых  появились в последней трети  ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.  

     В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая  структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы. 
 

  1. Статистика  занятости и безработицы в Российской Федерации  
    на март 2011 года 
    (по итогам обследований населения по проблемам занятости)

     Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2011 года.

     Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2011г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

     В численности экономически активного населения 69,6 млн.человек  классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2011г. составил 7,1%.  

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2011г. составил 62,8%. 
 
 
 
 

экономическая активность населения 
в возрасте 15-72 лет

(по данным  выборочных обследований населения  по проблемам занятости 
в среднем за I квартал 2011г.)

        Экономи- 
      чески 
      активное 
      население, 
      тыс. 
      человек
      В том числе Уровень экономи- 
      ческой 
      актив- 
      ности населения,  
      в %
      Уровень занятости, 
      в %
      Уровень безрабо- 
      тицы, 
      в %
      занятые безра- 
      ботные
      Российская  Федерация 75044,8 69426,5 5618,3 67,7 62,6 7,5
      Центральный 
      федеральный округ
      20052,2 19118,4 933,8 68,5 65,3 4,7
      Белгородская  область 776,1 740,6 35,5 64,6 61,7 4,6
      Брянская  область 649,2 600,4 48,8 65,0 60,1 7,5
      Владимирская  область 758,8 704,1 54,7 67,9 63,0 7,2
      Воронежская область 1112,9 1034,9 78,0 63,1 58,7 7,0
      Ивановская  область 549,1 508,5 40,7 65,8 61,0 7,4
      Калужская область 545,4 505,1 40,2 69,4 64,3 7,4
      Костромская область 356,7 335,9 20,8 66,9 63,0 5,8
      Курская область 559,6 520,0 39,6 62,9 58,4 7,1
      Липецкая  область 583,4 548,7 34,6 64,6 60,8 5,9
      Московская  область 3805,7 3676,4 129,2 71,0 68,6 3,4
      Орловская область 402,3 372,4 30,0 63,6 58,8 7,4
      Рязанская область 576,3 526,1 50,2 64,4 58,8 8,7
      Смоленская  область 533,2 492,7 40,5 70,2 64,9 7,6
      Тамбовская  область 541,3 501,1 40,1 63,9 59,2 7,4
      Тверская  область 711,9 667,2 44,8 67,9 63,6 6,3
      Тульская  область 777,2 729,6 47,6 64,5 60,6 6,1
      Ярославская область 691,4 644,8 46,6 67,5 62,9 6,7
      г.Москва 6121,9 6009,9 112,0 72,3 70,9 1,8
      Северо-Западный 
      федеральный округ
      7579,4 7091,0 488,4 71,2 66,6 6,4
      Республика  Карелия 365,1 332,4 32,7 67,7 61,6 9,0
      Республика  Коми 534,6 470,5 64,1 70,6 62,1 12,0
      Apxaнгельская область 676,6 628,8 47,8 68,8 63,9 7,1
      в том  числе 
      Ненецкий авт.округ
      22,5 20,4 2,1 70,1 63,5 9,4
      Вологодская область 647,3 590,4 56,8 69,0 62,9 8,8
      Калининградская область 539,9 484,4 55,6 72,3 64,9 10,3
      Ленинградская область 917,9 863,7 54,1 70,6 66,4 5,9
      Мурманская  область 498,8 449,8 49,0 73,0 65,8 9,8
      Новгородская  область 350,7 326,3 24,4 70,9 66,0 6,9
      Псковская область 365,4 327,3 38,1 68,6 61,5 10,4
      г.Санкт-Петербург 2683,1 2617,3 65,7 73,2 71,4 2,4
      Южный 
      федеральный округ
      6940,4 6413,1 527,2 64,9 60,0 7,6
      Республика  Адыгея 211,1 193,3 17,8 61,9 56,7 8,5
      Республика  Калмыкия 141,1 119,6 21,5 65,6 55,6 15,2
      Краснодарский край 2565,1 2406,4 158,7 64,0 60,0 6,2
      Астраханская  область 541,1 486,0 55,1 69,6 62,5 10,2
      Волгоградская область 1318,8 1219,1 99,7 65,2 60,2 7,6
      Ростовская  область 2163,2 1988,8 174,5 65,0 59,8 8,1
      Северо-Кавказский 
      федеральный округ
      4397,0 3669,5 727,5 64,3 53,7 16,5
      Республика  Дагестан 1300,6 1114,2 186,4 65,7 56,3 14,3
      Республика  Ингушетия 244,0 125,0 119,1 66,2 33,9 48,8
      Кабардино-Балкарская Республика 368,6 321,4 47,2 53,2 46,4 12,8
      Карачаево-Черкесская Республика 206,0 181,1 25,0 64,0 56,2 12,1
      Республика  Северная Осетия - Алания 364,5 323,8 40,7 69,1 61,4 11,2
      Чеченская Республика 563,1 344,0 219,1 67,4 41,2 38,9
      Ставропольский  край 1350,1 1259,9 90,2 64,0 59,7 6,7
      Приволжский 
      федеральный округ
      15821,2 14596,3 1224,9 67,3 62,1 7,7
      Республика  Башкортостан 2023,0 1844,0 179,0 65,1 59,4 8,8
      Республика  Марий Эл 371,8 328,9 42,9 68,0 60,1 11,5
      Республика  Мордовия 455,9 427,7 28,2 69,8 65,5 6,2
      Республика  Татарстан 2008,3 1898,5 109,8 68,5 64,8 5,5
      Удмуртская  Республика 837,1 763,5 73,6 70,7 64,5 8,8
      Чувашская Республика 688,2 619,8 68,4 69,3 62,4 9,9
      Пермский  край 1415,8 1284,1 131,7 67,6 61,3 9,3
      Кировская область 726,7 663,3 63,4 67,0 61,1 8,7
      Нижегородская область 1785,6 1649,8 135,8 68,8 63,6 7,6
      Оренбургская  область 1076,3 991,8 84,5 65,5 60,3 7,8
      Пензенская  область 671,3 635,2 36,2 61,9 58,6 5,4
      Самарская область 1733,2 1607,9 125,3 68,8 63,8 7,2
      Саратовская область 1342,2 1249,8 92,5 66,1 61,6 6,9
      Ульяновская область 685,7 632,0 53,7 66,4 61,2 7,8
      Уральский 
      федеральный округ
      6654,1 6146,4 507,7 69,2 63,9 7,6
      Курганская  область 454,3 398,5 55,8 62,2 54,5 12,3
      Свердловская  область 2358,5 2151,5 207,1 68,6 62,6 8,8
      Тюменская область 1931,4 1817,4 114,0 71,2 67,0 5,9
      в том  числе: 
      Ханты-Мансийский авт.округ - Югра
      904,2 847,4 56,8 73,6 69,0 6,3
      Ямало-Ненецкий авт.округ 329,6 315,9 13,7 75,8 72,6 4,2
      Челябинская область 1909,9 1779,1 130,8 69,9 65,1 6,8
      Сибирский 
      федеральный округ
      10057,2 9151,6 905,6 66,1 60,2 9,0
      Республика  Алтай 99,1 81,0 18,2 64,8 52,9 18,3
      Республика  Бурятия 442,7 392,9 49,8 60,8 54,0 11,2
      Республика  Тыва 136,6 111,6 25,0 60,9 49,8 18,3
      Республика  Хакасия 270,0 249,5 20,5 64,7 59,8 7,6
      Алтайский край 1263,0 1133,0 130,0 65,0 58,3 10,3
      Забайкальский край 540,7 481,2 59,5 63,7 56,7 11,0
      Красноярский  край 1545,6 1436,8 108,9 67,7 63,0 7,0
      Иркутская область 1315,2 1191,6 123,6 68,1 61,7 9,4
      Кемеровская область 1453,1 1326,4 126,7 66,2 60,4 8,7
      Новосибирская область 1376,8 1289,3 87,5 66,2 62,0 6,4
      Омская  область 1072,6 975,7 97,0 68,1 61,9 9,0
      Томская область 541,7 482,7 59,0 65,4 58,3 10,9
      Дальневосточный 
      федеральный округ
      3543,5 3240,2 303,3 69,2 63,3 8,6
      Республика  Саха (Якутия) 480,4 426,3 54,1 66,9 59,4 11,3
      Камчатский  край 209,9 196,0 13,9 75,0 70,1 6,6
      Приморский  край 1065,4 963,6 101,8 66,8 60,4 9,6
      Хабаровский край 779,0 718,2 60,9 69,3 63,9 7,8
      Амурская  область 489,0 459,4 29,6 72,2 67,8 6,1
      Магаданская область 103,7 98,2 5,4 78,6 74,5 5,3
      Сахалинская область 292,9 265,7 27,1 71,3 64,7 9,3
      Еврейская авт.область 92,3 83,4 8,9 63,4 57,3 9,7
      Чукотский авт.округ 31,0 29,5 1,5 81,1 77,2 4,8

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда