Варианты использования ИКТ на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:16, методичка

Краткое описание

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

Файлы: 1 файл

Варианты использования ИКТ на уроке.docx

— 161.95 Кб (Скачать)

Помимо поиска и обработки  информации учащиеся используют ИКТ  для создания банка идей (в графическом  редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический.  Это самый длительный этап  по времени, в ходе которого  учащиеся создают свой объект  проекта (изделие). Если объект  проекта – вещь, созданная своими  руками, то использование компьютера  на данном этапе проектной  деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают  себестоимость изделия с помощью  таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

4. Обновление содержания  предмета и углубление межпредметных связей с применением ИКТ

Использование учебника по технологии под редакцией В.Д. Симоненко  предполагает изучение в 10-м классе темы «Информационные технологии», что на более низком уровне дублирует  курс «Информатики и информационных технологий». В старших классах  учащиеся могут заниматься проектной  деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить  учебную деятельность, повысить мотивацию  учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.

Наиболее интересные презентационные  проекты преподаватели включают в свои уроки.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

  1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
  2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
  3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
  4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

5. Развитие коммуникативных  способностей

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать  условия для формирования таких  социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической  части многих тем образовательной  области «Технология» предусматривает  поиск дополнительных сведений. Начиная  с 5 класса, учащиеся получают задания  по поиску дополнительной, занимательной  информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения рубахи – трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи – национальной одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное  диалоговое взаимодействие учащихся с  компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и  получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает  в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-11-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Adobe PhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

Таким образом, использование  ИКТ на уроках «Технологии» развивает  коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

1 направление – интерактивный  диалог ученика с компьютером,

2 направление – диалог  ученика с учеником или учителем.

Оба направления коммуникативных  способностей развиваются в проектной  деятельности учащихся. Остановимся  на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта  коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных  умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой  работы. Выполнение проекта позволяет  формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к  хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и  сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить  домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями  компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению  объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и  т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически  грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к  повышению эффективности обучения.

Техника исполнения : “Картонное кружево”

Материалы:

  1. клей ПВА;
  2. ножницы;
  3. салфетка;
  4. ножик;
  5. ванночка с водой;
  6. кисточка;

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог:

1, 2 - выше головы,

3, 4 – руки шире,

5 и 6 – тихо  сесть,

7 и 8 – лень  отбросить!

- Ребята, догадайтесь, кого на  занятие мы будем делать?

Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка.  
Я сорвать его хотел, 
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) 

2. Знакомство с новым  материалом

Педагог:

Для упаковки крупных или тяжелых  изделий используют коробки из гофрированного трехслойного картона. Первый и третий слой из плотной бумаги, а внутри эта бумага наклеена змейкой. Ребята, сегодня на занятие мы будем делать панно “Бабочка”.

Но прежде, чем делать панно. Давайте  вспомним правила по технике безопасности.

3. Повторение техники  безопасности

Правила по технике безопасности при  работе с ножницами, клеем.

4. Этапы выполнения работы

1. Приготовим фон. 

Разметим его линейкой или угольником. Срезы можно оклеить полосками  бумаги (лучше неяркой).  

2. Сделаем эскиз задуманной  работы (в данном случае бабочки).

Если через копировальную бумагу, то лучше, чтобы она была уже используемой несколько раз, иначе можно испачкать  фон.

3. Сделаем заготовку с открытой гофрированной поверхностью внутреннего слоя. Смочим водой первый слой и, подождем 1-2 минуты, снимем его. Эту заготовку разметим с изнаночной стороны на полоски 0,5 см.  

4. Рассмотрим рисунок.

5. Выберем способ исполнения  аппликации для каждой детали.

Способы:

  • Накладные детали вырежем из заготовки с открытой гофрой.
  • Полосой по контору – на ребро.
  • Полосу на ребро – плашмя.
  • Полосу свернуть по кругу от центра ( на ребро).

6. Оформление работы.

Педагог: На некоторые детали можно наклеивать цветную бумагу, лучше

бежево-коричневых оттенков.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам  в лицо, 
Закачалось деревцо, 
Ветер тише, тише, тише, 
Деревцо все выше,выше,выше.

7. Работа детей самостоятельно

8. Показ выполнение работы  педагогом

Педагог: Ребята, давайте посмотрим свои красивые выполненные работы.

9. Выставка работ

10. Анализ работ

Педагог:

- Какое панно “Бабочка” вам  понравилось больше и почему?

11. Итог занятия

Педагог: Что понравилось на занятии? А сейчас проверим, что вы запомнили?

12. Повторение пройденного  материала

Рефлексия занятия

Педагог: Ребята, а я думаю, что у нас не получились бы такие красивые работы, если мы были не внимательны, не выполняли работу аккуратно, если бы не старались выполнить все задания на “отлично”.

МОЛОДЦЫ! Занятие окончено.


Информация о работе Варианты использования ИКТ на уроке