Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике
Введение 2
Трансмиссионные масла 6
Технологическая схема получения масел 11
Описание технологической схемы 15
Литература 17
GL-3 - Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях.
GL-4 – Гипоидные
передачи, работающие в условиях
высоких скоростей при малых
крутящих моментах и низких
скоростей при больших
GL-5 – Та же область, что и GL-4 , но при больших ударных нагрузках на зубья шестерен.
GL-6 – Гипоидные
передачи с увеличенным
Масла для автоматических
коробок передач.
В автоматических
коробках передач, где крутящий момент
передается посредством самого масла
(в гидромеханических
Динамические
нагрузки в гидромеханических передачах
меньше, чем в МКПП, из-за отсутствия
жесткой связи между двигателем
и трансмиссией. Но температура и
высокие скорости движения потоков
масла в гидротрансформаторе
вызывают аэрацию, которая, приводит к
вспениванию, что, в свою очередь
создает благоприятные условия
для окисления масла и коррозии
металлов. Рабочая температура масла
в картере АКПП составляет 80 – 100°С,
а при интенсивном городском
движении может достигать 150°С. Вот
в таких условиях жидкость АКПП должна
не только сохранять свои эксплуатационные
свойства и защищать пары трения, но
и обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Глубокая
переработка мазута
Дефицит ископаемого углеводородного сырья приводит к необходимости углубления переработки нефтяных остатков (и переработки битуминозных пород). Это означает, что мазут прямой перегонки и гудрон пойдут в основном на производство моторных топлив, и производство котельных топлив на их основе резко сократится.
С другой стороны,
быстрый рост добычи природного газа
и его использование в
выработка котельных топлив в целом будет снижаться (за счет природного газа, АЭС и других альтернативных источников производства энергии);
в общем балансе котельных топлив доля продуктов первичной перегонки (мазута, гудрона) резко упадет, так как они пойдут на производство моторных топлив глубокой переработкой остатков;
в состав вырабатываемых
в уменьшенных количествах
выработка печных
топлив (МП) на основе отходов масляного
производства и остатков каталитического
крекинга сохранится на прежнем уровне.
Производство
масел
Технология производства
масел состоит из трех основных этапов:
получение масляных фракций, выработка
из них базовых масел-компонентов
и смешение (компаундирование) базовых
масляных компонентов с вводом присадок.
Начнем с первого из этих этапов — вакуумной перегонки мазута и получения масляных дистиллятов. Как известно, пригодность нефти для получения из нее масел определяется индексацией нефти и установлении шифра нефти. Шифр нефти указывает:
Третий и четвертый
классификационные признаки шифра
нефти определяют пригодность (или
непригодность) нефти для выработки
из нее масел. К нефтям, приигодным
для получения масел, относят
обычно нефти двух первых групп и
двух первых подгрупп.
В этом случае в вакуумной колонне АВТ получают масляные дистилляты и остаток — гудрон, пригодные для получения дистиллятных и остаточного масел, масляных дистиллятов обычно получают два:
в остатке —
гудрон, кипящий выше 500°С.
В последнее время стали получать широкую фракцию (ШФ) масла, которую после серии очисток фракционируют на 2-3 узкие фракции.
МДм – масляный дистиллят маловязкий;
МДв – масляный дистиллят высоковязкий;
ШФ – широкая фракция;
МВМ – маловязкое масло;
СВМ – средневязкое масло;
ВВМ – высоковязкое масло;
ДА – деасфальтизат
Второй этап производства масел — это выработка очищенных базовых масел – компонентов. Технология их выработки включает в себя ряд процессов, назначение которых следующeе:
Последовательность
очисток широкой фракции
Очищенные от всех
нежелательных примесей МДм и
МДв (или МВМ, СВМ и ВВМ) называют
базовыми дистиллятными маслами, а
очищенный деасфальтизат (ДА) — базовым
остаточным маслом.
Рис. 1. Установка
УМТ-50 для переработки нефти и
газового конденсата:
I- сырье; II - бензин;
III - керосин; IV - дизельное топливо; V
- мазут; К -газ
Установка УМТ-50
(рис. 1) состоит из узла фракционирования
с блоком теплообменников, аппаратов
воздушного охлаждения и печи подогрева
сырья. Подготовленное стабильное сырье
прокачивается насосом Н-1 последовательно
через теплообменники Т-1 и Т-2, где
оно нагревается теплом отходящих
потоков и затем поступает
в трубчатую печь П-1 для окончательного
нагрева. Из печи сырье в парожидком
состоянии направляется в колонну
К-1 для разделения на фракции.
В колонне паровая
фаза, пройдя через две ситчатые
и одну колпачковые тарелки, поступает
в верхнюю секцию колонны К-1, где
происходит отделение бензиновой фракции
от дизельного топлива. Пары бензиновой
фракции направляются в воздушный
холодильник ВХ-1, в котором они
охлаждаются и конденсируются, охлажденная
бензиновая фракция поступает в
емкость орошения Е-1. Из емкости
Е-1 часть бензиновой фракции подается
в качестве холодного орошения в
колонну К-1 (для снятия излишков
тепла), а балансовое количество бензиновой
фракции через замерный блок выводится
в товарный парк на блок компаундирования.
Котельный остаток (мазут), отделившись
от паровой фазы, стекает в пространство
жесткотрубного испарителя колонны
К-1, в трубном пространстве которого
происходит отпарка легких бензиновых
фракций из дизельного топлива. Котельный
остаток выводится из колонны К-1 через
теплообменник Т-2 и холодильник ВХ-2 (на
рисунке не показан), где охлаждается сырьем
и воздушным потоком до 60 °С, и подается
насосом через замерный узел в товарный
парк. Дизельное топливо стекает в отгонную
секцию колонны К-1, где смонтирована насадка
из рукавной сетки. Температура этой секции
поддерживается за счет тепла паров, поступающих
из трубного пространства испарителя
колонны К-1.
- БЕНЗИНОВАЯ ФРАКЦИЯ. Типичная температура конца кипения бензиновой фракции - от 150°С (302°F) до 193°С (380°F). Будучи основным компонентом товарного бензина, этот продукт может быть облагорожен компаундированием или дополнительной переработкой в более качественное высокооктановое топливо.
- КЕРОСИНОВАЯ ФРАКЦИЯ. Типичный температурный диапазон кипения керосиновой фракции находится в пределах приблизительно от 185°С (365°F) до 282°С (540°F). Кроме прочего, этот продукт применяется в качестве осветительного керосина, а также печного или реактивного топлива.
- ДИЗЕЛЬНАЯ ФРАКЦИЯ (ДИСТИЛЛЯТ). Типичный температурный диапазон кипения этого продукта находится в пределах приблизительно от 237°С (460°F) до 35ГС (665°F). Продукт может использоваться в качестве печного или дизельного топлива. В зависимости от качества нефти, на установке может вырабатываться летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо.
- КУБОВЫЙ ОСТАТОК (МАЗУТ) представляет собой остаточное сырье, являющееся более тяжелым, чем дизельная фракция. Типичная температура начала кипения составляет примерно 287°С (550°F). Продукт может использоваться как котельное топливо.
Основываясь на
типичных характеристиках сырья - нефти
с плотностью 0,865 (32° по норме API) -
на установке первичной