Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Назначение  и роль смазочных  материалов (смазок и масел) в технике
Введение 2
Трансмиссионные масла 6
Технологическая схема получения  масел 11
Описание  технологической  схемы 15
Литература 17
GL-3 - Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях.
GL-4 – Гипоидные 
передачи, работающие в условиях 
высоких скоростей при малых 
крутящих моментах и низких 
скоростей при больших 
GL-5 – Та же область, что и GL-4 , но при больших ударных нагрузках на зубья шестерен.
GL-6 – Гипоидные 
передачи с увеличенным 
Масла для автоматических 
коробок передач. 
В автоматических 
коробках передач, где крутящий момент 
передается посредством самого масла 
(в гидромеханических 
Динамические 
нагрузки в гидромеханических передачах 
меньше, чем в МКПП, из-за отсутствия 
жесткой связи между двигателем 
и трансмиссией. Но температура и 
высокие скорости движения потоков 
масла в гидротрансформаторе 
вызывают аэрацию, которая, приводит к 
вспениванию, что, в свою очередь 
создает благоприятные условия 
для окисления масла и коррозии 
металлов. Рабочая температура масла 
в картере АКПП составляет 80 – 100°С, 
а при интенсивном городском 
движении может достигать 150°С. Вот 
в таких условиях жидкость АКПП должна 
не только сохранять свои эксплуатационные 
свойства и защищать пары трения, но 
и обеспечивать высокий КПД трансмиссии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глубокая 
переработка мазута 
Дефицит ископаемого углеводородного сырья приводит к необходимости углубления переработки нефтяных остатков (и переработки битуминозных пород). Это означает, что мазут прямой перегонки и гудрон пойдут в основном на производство моторных топлив, и производство котельных топлив на их основе резко сократится.
С другой стороны, 
быстрый рост добычи природного газа 
и его использование в 
выработка котельных топлив в целом будет снижаться (за счет природного газа, АЭС и других альтернативных источников производства энергии);
в общем балансе котельных топлив доля продуктов первичной перегонки (мазута, гудрона) резко упадет, так как они пойдут на производство моторных топлив глубокой переработкой остатков;
в состав вырабатываемых 
в уменьшенных количествах 
выработка печных 
топлив (МП) на основе отходов масляного 
производства и остатков каталитического 
крекинга сохранится на прежнем уровне. 
Производство 
масел 
Технология производства 
масел состоит из трех основных этапов: 
получение масляных фракций, выработка 
из них базовых масел-компонентов 
и смешение (компаундирование) базовых 
масляных компонентов с вводом присадок. 
Начнем с первого из этих этапов — вакуумной перегонки мазута и получения масляных дистиллятов. Как известно, пригодность нефти для получения из нее масел определяется индексацией нефти и установлении шифра нефти. Шифр нефти указывает:
Третий и четвертый 
классификационные признаки шифра 
нефти определяют пригодность (или 
непригодность) нефти для выработки 
из нее масел. К нефтям, приигодным 
для получения масел, относят 
обычно нефти двух первых групп и 
двух первых подгрупп. 
В этом случае в вакуумной колонне АВТ получают масляные дистилляты и остаток — гудрон, пригодные для получения дистиллятных и остаточного масел, масляных дистиллятов обычно получают два:
в остатке — 
гудрон, кипящий выше 500°С.  
 
В последнее время стали получать широкую фракцию (ШФ) масла, которую после серии очисток фракционируют на 2-3 узкие фракции.
МДм – масляный дистиллят маловязкий;
МДв – масляный дистиллят высоковязкий;
ШФ – широкая фракция;
МВМ – маловязкое масло;
СВМ – средневязкое масло;
ВВМ – высоковязкое масло;
ДА – деасфальтизат 
Второй этап производства масел — это выработка очищенных базовых масел – компонентов. Технология их выработки включает в себя ряд процессов, назначение которых следующeе:
Последовательность 
очисток широкой фракции 
Очищенные от всех 
нежелательных примесей МДм и 
МДв (или МВМ, СВМ и ВВМ) называют 
базовыми дистиллятными маслами, а 
очищенный деасфальтизат (ДА) — базовым 
остаточным маслом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1. Установка 
УМТ-50 для переработки нефти и 
газового конденсата:  
I- сырье; II - бензин; 
III - керосин; IV - дизельное топливо; V 
- мазут; К -газ 
Установка УМТ-50 
(рис. 1) состоит из узла фракционирования 
с блоком теплообменников, аппаратов 
воздушного охлаждения и печи подогрева 
сырья. Подготовленное стабильное сырье 
прокачивается насосом Н-1 последовательно 
через теплообменники Т-1 и Т-2, где 
оно нагревается теплом отходящих 
потоков и затем поступает 
в трубчатую печь П-1 для окончательного 
нагрева. Из печи сырье в парожидком 
состоянии направляется в колонну 
К-1 для разделения на фракции.  
В колонне паровая 
фаза, пройдя через две ситчатые 
и одну колпачковые тарелки, поступает 
в верхнюю секцию колонны К-1, где 
происходит отделение бензиновой фракции 
от дизельного топлива. Пары бензиновой 
фракции направляются в воздушный 
холодильник ВХ-1, в котором они 
охлаждаются и конденсируются, охлажденная 
бензиновая фракция поступает в 
емкость орошения Е-1. Из емкости 
Е-1 часть бензиновой фракции подается 
в качестве холодного орошения в 
колонну К-1 (для снятия излишков 
тепла), а балансовое количество бензиновой 
фракции через замерный блок выводится 
в товарный парк на блок компаундирования. 
Котельный остаток (мазут), отделившись 
от паровой фазы, стекает в пространство 
жесткотрубного испарителя колонны 
К-1, в трубном пространстве которого 
происходит отпарка легких бензиновых 
фракций из дизельного топлива. Котельный 
остаток выводится из колонны К-1 через 
теплообменник Т-2 и холодильник ВХ-2 (на 
рисунке не показан), где охлаждается сырьем 
и воздушным потоком до 60 °С, и подается 
насосом через замерный узел в товарный 
парк. Дизельное топливо стекает в отгонную 
секцию колонны К-1, где смонтирована насадка 
из рукавной сетки. Температура этой секции 
поддерживается за счет тепла паров, поступающих 
из трубного пространства испарителя 
колонны К-1. 
- БЕНЗИНОВАЯ ФРАКЦИЯ. Типичная температура конца кипения бензиновой фракции - от 150°С (302°F) до 193°С (380°F). Будучи основным компонентом товарного бензина, этот продукт может быть облагорожен компаундированием или дополнительной переработкой в более качественное высокооктановое топливо.
- КЕРОСИНОВАЯ ФРАКЦИЯ. Типичный температурный диапазон кипения керосиновой фракции находится в пределах приблизительно от 185°С (365°F) до 282°С (540°F). Кроме прочего, этот продукт применяется в качестве осветительного керосина, а также печного или реактивного топлива.
- ДИЗЕЛЬНАЯ ФРАКЦИЯ (ДИСТИЛЛЯТ). Типичный температурный диапазон кипения этого продукта находится в пределах приблизительно от 237°С (460°F) до 35ГС (665°F). Продукт может использоваться в качестве печного или дизельного топлива. В зависимости от качества нефти, на установке может вырабатываться летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо.
- КУБОВЫЙ ОСТАТОК (МАЗУТ) представляет собой остаточное сырье, являющееся более тяжелым, чем дизельная фракция. Типичная температура начала кипения составляет примерно 287°С (550°F). Продукт может использоваться как котельное топливо.
Основываясь на 
типичных характеристиках сырья - нефти 
с плотностью 0,865 (32° по норме API) - 
на установке первичной