Трансмиссионные масла

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.

Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике

Оглавление

Введение 2

Трансмиссионные масла 6

Технологическая схема получения масел 11

Описание технологической схемы 15

Литература 17

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маслам.docx

— 411.52 Кб (Скачать)

Министерство  высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

Ташкентский Государственный Технический Университет  им. Абу Райхон Беруни 
 
 

Курсовая  работа

по предмету «Технология смазочных материалов» 

На тему: «Трансмиссионные масла» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст-т гр. 30-07 ФНГ

Цой Игорь Львович

Проверил: Абидов Б.А.

Ташкент 2011 г.

Оглавление

Введение 2

Трансмиссионные масла 6

Технологическая схема получения  масел 11

Описание  технологической  схемы 15

Литература 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Смазочные материалы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.

Назначение  и роль смазочных  материалов (смазок и масел) в технике

Смазочные материалы  широко применяются в современной  технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с  целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и  других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В  зависимости от назначения и условий  работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид  молибдена, иодид кадмия, диселенид  вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные  металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

Виды  и типы смазочных  материалов

В зависимости  от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические  масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.

По материалу  основы смазки делятся на:

  • минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
  • синтетические — получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья

Классификация

Все жидкие смазочные  материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и  трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел. 

По агрегатному  состоянию делятся на:

  1. твёрдые,
  2. полутвёрдые,
  3. полужидкие,
  4. жидкие,
  5. газообразные.

По назначению:

  • Моторные масла — применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
  • Трансмиссионные и редукторные масла — применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
  • Гидравлические масла — применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
  • Пищевые масла и жидкости — применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
  • Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) — применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др.
  • Электропроводящие смазки (пасты) — применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
  • Консистентные (пластичные) смазки — применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.
 

Трансмиссионные масла, используют для смазывания закрытых зубчатых передач (редукторов) всех видов.

Получают чаще всего на основе экстрактов от селективной  очистки остаточных нефтяных масел  с добавлением дистиллятных масел  и присадок (противоизносных, противозадирных, главным образом содержащих P, Cl, S).

Вязкость 6—20 мм²/с  при 100 oС. Открытые зубчатые передачи смазывают  особо вязкими (50—500 мм²/с при 100 oС) остаточными маслами с присадками.

Трансмиссионные масла

Масла этой группы предназначены для смазки зубчатых передач различных типов  (цилиндрических, конических, червячных, гипоидных и  др.), используемых в агрегатах трансмиссий  автомобилей, тракторов и различных редукторах. На долю этих масел приходится около 5% от общего объема производства нефтяных масел. Условия трения в зубчатых передачах более напряженные, чем в двигателях внутреннего сгорания и других механизмах. Это обусловлено преобладанием граничного режима трения. Особенностью применения трансмиссионных масел является их длительная бессменная работа в широком интервале температур (от -50°С до 150°С), в котором масло должно надежно выполнять свои функции. Трансмиссионные масла прежде всего предотвращают задир и заедание в местах контакта зубьев и уменьшают их износ под действием высоких нагрузок. Наряду с высокой смазочной способностью они должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, уменьшать потери мощности на трение, отводить тепло, снижать вибрацию и шум шестерен и защищать их от ударных нагрузок. 

Различают  масла  для  механических трансмиссий, основной функцией которых является смазочное  действие, и масла для гидромеханических  коробок передач, которые помимо своего основного назначения служат гидравлической средой. Температура  масла в современных автомобильных  трансмиссиях (в объеме), как правило, не превышает 100 °С, хотя в точках контакта трущихся поверхностей она может достигать 800—1000°С. Наиболее напряженными условиями работы характеризуются гипоидные передачи, и масла для них должны обеспечивать работоспособность сопряженных поверхностей механизма при высоких скоростях скольжения и контактных напряжениях до      4000 МПа. 

Выпускается примерно 15 марок трансмиссионных масел, которые  условно могут быть объединены в  три группы: 1)без присадок или с химически малоактивными противозадирными и противоизносными присадками (ЭЗ-2, ЭФО, ДФ-11 и др.); 2)с противозадирными и противоизкосными присадками средней активности ЛЗ-23к, ОТП, ЛЗ-6/9 и др.); 3)с высокоактивными противозадирными присадками (ЛЗ-309/2, Хлорэф-40 и др.). Масла без присадок используют только в случае жидкостного режима трения, когда главную роль играет вязкость смазочного материала (изменение вязкости при 100°С от 10 до 36 мм2/с). При повышенных, удельных нагрузках, когда реализуются граничные условия трения, высокая смазочная способность масел обеспечивается только эффектными присадками. Некоторые показатели свойств трансмиссионных масел с противозадирными  пpисaдкaми  приведены ниже:

масла в современных  автомобильных трансмиссиях  (в  объеме), в зависимости от климатических условий различают летние (Тап-15В), зимние (в том северные ТС-10-ОТП и др.) и арктические (ТСз-9-гип и др.) и всесезонные (ТЭ-15-ЭФО и др.) трансмиссионные масла. Большую часть трансмиссионных масел готовят смешением экстрактов (от фенольной очистки деасфальтизатов) иди остаточных масел с дистиллятными маслами. Масло ТАп-15В изготовляют смешением остаточного экстракта с дистиллятными маслами и присадками (АзНИИ-ЦИАТИМ-1, ОТП и др.). Это наиболее массовое трансмиссионного масло общего назначения, хотя и имеет плохие низкотемпературные свойства. В умеренной и жаркой климатических зонах масло ТАп-15В является всесезонным. Хорошей работоспособностью до -40°С отличается масло ТС-10-ОТП, содержащее 7% присадки ОТП. Арктическое масло ТСЗп-9-гип готовят смешением маловязкого низкозастывающего масла (типа трансформатоного) с остаточным МС-20 в соотношении 9:1 с добавлением полимерной, противозадирной, депрессорной, противокоррозионной и противопенной присадок (суммарно около 15%). Для смазки трансмиссий автомобилей ВАЗ используют гипоидное масло ТАД-17и. Готовят его на основе высокоочищенных базовых масел с добавлением композиции присадок, придающих маслу высокие противозадирные, противоизносные и антиокислительные свайства.

      Все шире используют универсальные  всесезонные масла, эффективные  в гипоидных, конических, цилиндрических  и червячных передачах. В настоящее  время с целью унификации трансмиссионных  масел для жаркого и умеренного  климата выпускается единый всесезонный  сорт масел. Для его приготовления  используют смеси экстрактов  фенольной очистки с индустриальными  маслами  или высококачественные  базовые масла ТС-14,5 и ТБ-20 (смеси  остаточного и дистиллятного  масел селективной очистки), в  которые входят композиции присадок. 

Трансмиссионные масла применяются в механических и автоматических коробках передач, в раздаточных коробках, дифференциалах, механизмах рулевого управления. В  таких агрегатах вращающий момент передается зубчатыми парами (косозубые  и прямозубые цилиндрические, конические, спирально-конические, червячные и  гипоидные передачи). Вид такой  передачи и особенности конструкции  узла определяют требования к смазочным  материалам, которыми и являются трансмиссионные  масла. Любые передачи и подшипники в механических агрегатах, как правило, смазываются погружением в масло  и разбрызгиванием, но есть тяжелонагруженные  сложные конструкции, где такой  смазки недостаточно. В такие агрегаты масло подают под давлением.

      Необходимо отметить, что в некоторых автомобильных МКПП, используется обычное моторное масло. Какое масло используется в КПП, Вы можете узнать в сервисной книге или на сайте автопроизводителя. В отличие от моторных масел, трансмиссионные меняются не так часто (раз в 50 – 70 тыс. км.), но их своевременная замена продлевает срок эксплуатации Вашего автомобиля. 

Трансмиссионные масла выполняют следующие функции: 

1. Предотвращают  износ поверхностей трения и  снижают потери на трение.

2. Отводят тепло  от поверхностей трения.

3. Снижают ударные  нагрузки на шестерни, вибрации  и шум.

4. Защищают от  коррозии и отводят продукты  износа из зон трения. 

Чтобы не нарушалась пленка, трансмиссионные масла должны сохранять стабильно – высокую  вязкость при рабочих температурах 80 – 120°С (температура масла в местах контакта зубьев достигает 200°С). В тоже время масла не должны быть слишком вязкими при низких температурах окружающей среды, иначе, в начале движения автомобиля, загустевшее масло будет препятствовать свободному вращению шестерен. Требования довольно противоречивые, но таковы реалии. 

В соответствии с предъявляемыми требованиями, трансмиссионные  масла должны обладать высокими антиокислительными, противоизносными, антикоррозионными  и антипенными свойствами. 

Вязкостно –  температурные свойства трансмиссионных  масел определяются по SAE.

Международная классификация по вязкости SAE J306 (Society of Automotive Engeneers) делит трансмиссионные  масла на семь классов по вязкости: четыре с индексом «W» (Winter) – зимних: SAE 70W, SAE 75W, SAE 80W, SAE 85W. Чем меньше цифра, тем при более низкой температуре  масло сохраняет свои рабочие  характеристики. И три класса летних: они обозначаются цифрами: SAE 90, SAE 140 и SAE 250. Чем выше цифра, тем при  более высокой температуре масло  сохраняет свою работоспособность. . Если масло всесезонное, то у него двойная маркировка, например: SAE 80W-90, SAE 75W-90, SAE 75-140. 

Эксплуатационные  свойства трансмиссионных масел  определяются классификацией API. Она  делит трансмиссионные масла  на 6 групп в соответствии с их областями применения: 

GL-1 – Цилиндрические, спирально-конические и червячные  передачи, работающие при низких  скоростях и нагрузках.

GL-2 – Червячные  передачи, работающие при низких  скоростях и нагрузках.

Информация о работе Трансмиссионные масла