Теоретические основы электронной коммерции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Электронный и традиционный бизнес. Электронная коммерция как форма ведения бизнеса. Электронные трансакции и их классификация. Факторы развития электронной коммерции. Структура электронного рынка.

Файлы: 1 файл

Тема 1 ЭК Сибирская.doc

— 91.50 Кб (Скачать)


Тема 1. Теоретические основы электронной коммерции

 

1.1. Электронный и традиционный бизнес

Под электронным рынком понимают совокупность его уча­стников и процессов их взаимодействия, характеризующуюся определенными закономерностями в условиях развитой струк­туры информационных и телекоммуникационных технологий и систем.

Электронный рынок характеризуется более совершенной конкуренцией, чем традиционный физический рынок. На элек­тронном рынке работает большое количество продавцов и поку­пателей, нет барьеров для выхода на рынок новых участников, все участники имеют свободный доступ к информации.

Предприятия, работающие на современном рынке, можно разделить на три группы по отношению их к электронному биз­несу:

•   традиционные, которые действуют на реальном, физиче­ском рынке и не обращаются к электронному бизнесу, если их не вынудят к этому определенные обстоятельства;

•   смешанные предприятия, которые часть своей деятельности осуществляют через Интернет. При рассмотрении деятель­ности таких предприятий очень важно определить, что им дает использование электронного бизнеса;

•   электронные предприятия, которые существуют только в Интернете. Здесь важно понять причины их возникнове­ния и то, как они получают прибыль. Покупатели на электронном рынке также имеют свои осо­бенности и отличаются от покупателей на традиционных физи­ческих рынках. Поскольку доступ в Интернет связан с приобре­тением оборудования и наличием определенного уровня образо­вания, пользователей Интернет характеризует в среднем более высокий уровень доходов и образования, чем среднего покупате­ля на реальном рынке.

Различное соотношение традиционного и электронного ви­дов бизнеса предполагает разные требования к людям и системам, ресурсам и клиентам. При отсутствии адекватных инструментов измерения результатов адаптации людей, систем, ресурсов и кли­ентов к преобладающему состоянию бизнеса стратегических це­лей достигнуть невозможно.

Особого подхода требует ситуация, когда электронный биз­нес становится отдельным видом бизнеса, существующим неза­висимо от традиционного. Например, когда производитель, ко­торый продавал товары через традиционных участников цепи (дистрибьюторов или дилеров), вдруг решает предложить их клиенту напрямую через сеть. Оставив в стороне негативную реакцию со стороны традиционных участников цепи, очевидно, что организация просто не сможет обслужить клиентов по-но­вому при сохранении обычного процесса распределения. Необ­ходимо предусмотреть, создать системы, которые позволили бы стратегии электронного бизнеса работать эффективно, и соеди­нить их с традиционными операциями. Если не объединить эти системы, оба способа ведения дел (традиционный и электрон­ный) могут сильно пострадать.

 

1.2. Электронная коммерция как форма ведения бизнеса

Влияние сети Интернет проявляется не только на уровне интересов предприятий и организаций (микроуровне), но и в макроэкономическом масштабе. Активная экономическая деятельность в сети Интернет или с использованием ее возможно­стей привела к возникновению нового понятия — электронный бизнес.

Принимая во внимание, что бизнес — это любая деятель­ность, в том числе разового характера, направленная на полу­чение прибыли, электронный бизнес следует рассматривать как форму бизнеса, реализующуюся в значительной степени по­средством внедрения в бизнес-процессы информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Такой подход по­зволяет рассматривать объективную картину экономических процессов, не замыкаясь на частных особенностях хотя и гран­диозной, но все-таки технической системы, которой является сеть Интернет.

Не следует проводить параллель между понятиями «бизнес» и «предпринимательство», как это делается в большинстве пуб­ликаций. Предпринимательство — бизнес-деятельность, отличи­тельными чертами которой являются регулярность, инновационпость, вложение капитала и экономический риск.

Коммерция — это вид бизнес-деятельности, связанной с торгово-организационными операциями, направленными на осущетвление процесса купли-продажи товаров и оказание услуг с целью получения прибыли.

 

Выделяют два направления коммерческой деятельности:

а)              деятельность, в основе которой лежит покупка товаров для их последующей реализации, а также посредническая деятель­ность в сфере товарного обращения (коммерческие операции являются основными, технологические (хранение, транспортиров­ ка, обработка, сервисное обслуживание и др.) — вспомогатель­ными);

б)              деятельность предприятий и организаций по закупке ре­сурсов для обеспечения процесса производства товаров (услуг) и их последующей реализации (коммерческая деятельность носит
вспомогательный характер, основное содержание деятельности — создание новой потребительной стоимости).

Под электронной ком­мерции, понимают коммерческую деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемую с помощью информаци­онных и телекоммуникационных технологий и систем.

1.3. Электронные трансакции и их классификация

Рассмотрение действующих моделей электронной коммер­ции базируется на рассмотрении важного для институциональ­ной экономики понятия «экономическая трансакция».

Под трансакцией понимают добровольную рыночную сделку, совместное экономическое действие, проведенное по соглаше­нию сторон.

Различают трансакции простые (покупка единичным поку­пателем товара в магазине розничной торговли) или сложные (внедрение ERP-системы с помощью внешних консультантов), которые оформляются контрактами.

Виды электронной коммерции можно классифицировать по участникам коммерческих отношений и природе проводимых операций (табл. 1.1).

Согласно природе проводимых операций, т. е. в зависимости от того, кто является потребителем товара, услуги или информа­ции, все виды электронной коммерции можно разделить сле­дующим образом:

• В2В (цифра 2 в данном и последующих обозначениях ис­пользуется в силу одинакового произношения в англий­ском языке предлога to [tu:] и числительного two [tu:]) (Business to Business) — как продавцом, так и покупателем 

 

Таблица 1.1. Модели электронной коммерции

 

 

Правительство

Бизнес

Потребитель

Правительство

G2G координация/сни­жение издержек

G2B информация/ снижение издержек

G2C информация/ снижение издержек

Бизнес

B2G электронная тор­говля /государственные закупки (поставки)

В2В электронная тор­говля/торговые сдел­ки между предприятия­ми, биржами

В2С электронная тор­говля /розничная тор­говля

Потребитель

C2G налогообложение/ информация/снижение издержек

С2В электронная тор­говля/торговые сдел­ки между отдельным потребителем и пред­приятием

С2С электронная тор­говля/аукционы

товара или услуги являются коммерческие организации. К этой группе относятся электронные рынки и внутриорганизационные системы, в которых Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия. Большая доля всех совершаемых сде­лок в электронной коммерции сегодня приходится именно на эту модель;

•   В2С (Business to Consumer), бизнес—потребитель — про­давцом товара или услуги является коммерческое предпри­ятие, а потребителем — частное лицо, конечный потреби­тель. К этой модели относятся электронные магазины, а также предприятия, оказывающие различные услуги с по­мощью средств электронной коммерции (электронные банковские или брокерские услуги, заказ билетов, туристи­ческие услуги, образование и т. п.);

•   С2С (Consumer to Consumer), потребитель—потребитель — как продавцом, так и покупателем является частное лицо. В этой модели потребитель продает товар непосредственно потребителю. Примером подобной схемы могут служить операции на сайте объявлений www.classified2000.com, про­дающие на сайте личную недвижимость — дома, земельные участки, а также машины и т. д. Другим примером С2С яв­ляется оказание услуг по рекламе в Интернете, продажа ин­формации, а также оказание консультационных услуг. Многие используют внутрикорпоративные сети, в том чис­ле и сети Интернет, для рекламы товаров и услуг;

•   С2В (Consumer to Business) — продавцом товара или услуги является частное лицо, а потребителем — коммерческая организация;

•  B2G или В2А (Business to Administration, Government), биз­нес—правительство — сделки осуществляются между ком­мерческим предприятием и правительственной организа­цией, как правило, в форме государственных закупок;

•  G2B (Administration (Government) to Business) правительст­во—бизнес — использование средств электронной коммер­ции для обмена информацией и снижения расходов (преж­де всего на документооборот). Находится в стадии зарожде­ния, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей;

•  C2G или С2А (Consumer to Administration, Government), по­требитель—правительство — одним из участников является частное лицо, а другим — правительственная структура;

•  G2C (Administration (Government) to Consumer), правитель­ство — потребитель — пока существует только теоретиче­ски, ее рост связывают с различного рода выплатами соци­ального назначения;

•  G2G (Administration (Government) to Administration, Government), правительство (бюджетная организация)—пра­вительство (бюджетная организация) — представляет собой систему сетей и программных приложений для обмена ин­формацией и снижения издержек (прежде всего за счет из­менения системы документооборота и сокращения числа необходимых сотрудников) правительственных структур и других бюджетных (некоммерческих) организаций. Кроме того, к подобным операциям можно отнести сделки между бюджетными организациями (например, при закупке воо­ружения Министерством обороны), цель которых — не по­лучение коммерческой прибыли, а снижение затрат.

Модели В2В и В2С являются сегодня основными в элек­тронной коммерции, поскольку именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интернет. Однако по мере дальнейшего развития и внедрения информационных и теле­коммуникационных технологий в экономические процессы роль других моделей, которые иногда называют смешанными или производными, будет постоянно возрастать. Этому способствует и стремление многих сетевых структур использовать несколько моделей одновременно для диверсификации деятельности предприятий, обеспечивая тем самым их устойчивость к колебаниям рынка. Пример диверсификации — продажа рекламных мест на сайте электронного предприятия работающим в смежных облас­тях бизнеса.

Взаимосвязь различных видов электронной коммерции, классифицированных по рассматриваемому признаку, представ­лена на рис. 1.1.

 

Продукт (товар), агент (субъект) рынка может быть физиче­ским или цифровым (электронным, информационным) процес­сом. В традиционной коммерции (off-line) все составляющие — товар (услуга), субъект, процесс — физические, а в чистой элек­тронной коммерции (on-line) все измерения — цифровые. В ос­тальных случаях возможна комбинированная (частичная) форма электронной коммерции. Например, приобретение книги в элек­тронном магазине Ozon (http://www.ozon.ru) не является чистой электронной коммерцией с точки зрения процесса, так как до­ставляется обычными средствами доставки или по почте, тогда как приобретение программного обеспечения в компании Egghead (http://www.egghead.com) — процесс чистой электронной коммерции.

1.4. Факторы развития электронной коммерции

Выделяют три основных фактора экономического роста ин­тернет-экономики и электронной коммерции:

1)              позитивный побочный эффект сетей, который является мо­тивирующим фактором в Интернете, когда отдельные граждане (покупатели) и бизнесы находят все больше и больше преиму­ ществ от использования Интернета и вовлекают друг друга в процессы электронной коммерции.

Например, если поставщики и покупатели начнут использо­вать Интернет в своих повседневных операциях, предпринима­тель (производитель) может получить максимальное преимуще­ство от перевода своих бизнес-процессов в режим реального времени («вебификации»);

2)              комплиментарные отношения между компонентами интер­нет-технологий выражаются в том, что ценность использованияодних компонентов информационных технологий непременно повышает ценность других. В интернет-экономике существует жесткая зависимость между сетевой инфраструктурой, интер­нет-приложениями и электронной коммерцией. Например, рост широкополосного Интернета и распространение широкополос­ ных технологий вынуждают производителей приложений разра­батывать для них мощные мультимедийные приложения. Откры­тая система Интернет стимулирует инновации в инфраструктуре (электронные сети и приложения), что приводит к чрезвычай­ной акселерации развития и разработки новых технологий на интернет-рынках. Более того, возможности немедленной комму­никации между партнерами, а также сотрудничества через Ин­тернет помогают предприятиям снижать трансакционные затра­ты посредством виртуальной интеграции с поставщиками и по­требителями;

Информация о работе Теоретические основы электронной коммерции