Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:09, реферат
Электронный и традиционный бизнес. Электронная коммерция как форма ведения бизнеса. Электронные трансакции и их классификация. Факторы развития электронной коммерции. Структура электронного рынка.
Тема 1. Теоретические основы электронной коммерции
1.1. Электронный и традиционный бизнес
Под электронным рынком понимают совокупность его участников и процессов их взаимодействия, характеризующуюся определенными закономерностями в условиях развитой структуры информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
Электронный рынок характеризуется более совершенной конкуренцией, чем традиционный физический рынок. На электронном рынке работает большое количество продавцов и покупателей, нет барьеров для выхода на рынок новых участников, все участники имеют свободный доступ к информации.
Предприятия, работающие на современном рынке, можно разделить на три группы по отношению их к электронному бизнесу:
• традиционные, которые действуют на реальном, физическом рынке и не обращаются к электронному бизнесу, если их не вынудят к этому определенные обстоятельства;
• смешанные предприятия, которые часть своей деятельности осуществляют через Интернет. При рассмотрении деятельности таких предприятий очень важно определить, что им дает использование электронного бизнеса;
• электронные предприятия, которые существуют только в Интернете. Здесь важно понять причины их возникновения и то, как они получают прибыль. Покупатели на электронном рынке также имеют свои особенности и отличаются от покупателей на традиционных физических рынках. Поскольку доступ в Интернет связан с приобретением оборудования и наличием определенного уровня образования, пользователей Интернет характеризует в среднем более высокий уровень доходов и образования, чем среднего покупателя на реальном рынке.
Различное соотношение традиционного и электронного видов бизнеса предполагает разные требования к людям и системам, ресурсам и клиентам. При отсутствии адекватных инструментов измерения результатов адаптации людей, систем, ресурсов и клиентов к преобладающему состоянию бизнеса стратегических целей достигнуть невозможно.
Особого подхода требует ситуация, когда электронный бизнес становится отдельным видом бизнеса, существующим независимо от традиционного. Например, когда производитель, который продавал товары через традиционных участников цепи (дистрибьюторов или дилеров), вдруг решает предложить их клиенту напрямую через сеть. Оставив в стороне негативную реакцию со стороны традиционных участников цепи, очевидно, что организация просто не сможет обслужить клиентов по-новому при сохранении обычного процесса распределения. Необходимо предусмотреть, создать системы, которые позволили бы стратегии электронного бизнеса работать эффективно, и соединить их с традиционными операциями. Если не объединить эти системы, оба способа ведения дел (традиционный и электронный) могут сильно пострадать.
1.2. Электронная коммерция как форма ведения бизнеса
Влияние сети Интернет проявляется не только на уровне интересов предприятий и организаций (микроуровне), но и в макроэкономическом масштабе. Активная экономическая деятельность в сети Интернет или с использованием ее возможностей привела к возникновению нового понятия — электронный бизнес.
Принимая во внимание, что бизнес — это любая деятельность, в том числе разового характера, направленная на получение прибыли, электронный бизнес следует рассматривать как форму бизнеса, реализующуюся в значительной степени посредством внедрения в бизнес-процессы информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Такой подход позволяет рассматривать объективную картину экономических процессов, не замыкаясь на частных особенностях хотя и грандиозной, но все-таки технической системы, которой является сеть Интернет.
Не следует проводить параллель между понятиями «бизнес» и «предпринимательство», как это делается в большинстве публикаций. Предпринимательство — бизнес-деятельность, отличительными чертами которой являются регулярность, инновационпость, вложение капитала и экономический риск.
Коммерция — это вид бизнес-деятельности, связанной с торгово-организационными операциями, направленными на осущетвление процесса купли-продажи товаров и оказание услуг с целью получения прибыли.
Выделяют два направления коммерческой деятельности:
а) деятельность, в основе которой лежит покупка товаров для их последующей реализации, а также посредническая деятельность в сфере товарного обращения (коммерческие операции являются основными, технологические (хранение, транспортиров ка, обработка, сервисное обслуживание и др.) — вспомогательными);
б) деятельность предприятий и организаций по закупке ресурсов для обеспечения процесса производства товаров (услуг) и их последующей реализации (коммерческая деятельность носит
вспомогательный характер, основное содержание деятельности — создание новой потребительной стоимости).
Под электронной коммерции, понимают коммерческую деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
1.3. Электронные трансакции и их классификация
Рассмотрение действующих моделей электронной коммерции базируется на рассмотрении важного для институциональной экономики понятия «экономическая трансакция».
Под трансакцией понимают добровольную рыночную сделку, совместное экономическое действие, проведенное по соглашению сторон.
Различают трансакции простые (покупка единичным покупателем товара в магазине розничной торговли) или сложные (внедрение ERP-системы с помощью внешних консультантов), которые оформляются контрактами.
Виды электронной коммерции можно классифицировать по участникам коммерческих отношений и природе проводимых операций (табл. 1.1).
Согласно природе проводимых операций, т. е. в зависимости от того, кто является потребителем товара, услуги или информации, все виды электронной коммерции можно разделить следующим образом:
• В2В (цифра 2 в данном и последующих обозначениях используется в силу одинакового произношения в английском языке предлога to [tu:] и числительного two [tu:]) (Business to Business) — как продавцом, так и покупателем
Таблица 1.1. Модели электронной коммерции |
| ||
| Правительство | Бизнес | Потребитель |
Правительство | G2G координация/снижение издержек | G2B информация/ снижение издержек | G2C информация/ снижение издержек |
Бизнес | B2G электронная торговля /государственные закупки (поставки) | В2В электронная торговля/торговые сделки между предприятиями, биржами | В2С электронная торговля /розничная торговля |
Потребитель | C2G налогообложение/ информация/снижение издержек | С2В электронная торговля/торговые сделки между отдельным потребителем и предприятием | С2С электронная торговля/аукционы |
товара или услуги являются коммерческие организации. К этой группе относятся электронные рынки и внутриорганизационные системы, в которых Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия. Большая доля всех совершаемых сделок в электронной коммерции сегодня приходится именно на эту модель;
• В2С (Business to Consumer), бизнес—потребитель — продавцом товара или услуги является коммерческое предприятие, а потребителем — частное лицо, конечный потребитель. К этой модели относятся электронные магазины, а также предприятия, оказывающие различные услуги с помощью средств электронной коммерции (электронные банковские или брокерские услуги, заказ билетов, туристические услуги, образование и т. п.);
• С2С (Consumer to Consumer), потребитель—потребитель — как продавцом, так и покупателем является частное лицо. В этой модели потребитель продает товар непосредственно потребителю. Примером подобной схемы могут служить операции на сайте объявлений www.classified2000.com, продающие на сайте личную недвижимость — дома, земельные участки, а также машины и т. д. Другим примером С2С является оказание услуг по рекламе в Интернете, продажа информации, а также оказание консультационных услуг. Многие используют внутрикорпоративные сети, в том числе и сети Интернет, для рекламы товаров и услуг;
• С2В (Consumer to Business) — продавцом товара или услуги является частное лицо, а потребителем — коммерческая организация;
• B2G или В2А (Business to Administration, Government), бизнес—правительство — сделки осуществляются между коммерческим предприятием и правительственной организацией, как правило, в форме государственных закупок;
• G2B (Administration (Government) to Business) правительство—бизнес — использование средств электронной коммерции для обмена информацией и снижения расходов (прежде всего на документооборот). Находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей;
• C2G или С2А (Consumer to Administration, Government), потребитель—правительство — одним из участников является частное лицо, а другим — правительственная структура;
• G2C (Administration (Government) to Consumer), правительство — потребитель — пока существует только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения;
• G2G (Administration (Government) to Administration, Government), правительство (бюджетная организация)—правительство (бюджетная организация) — представляет собой систему сетей и программных приложений для обмена информацией и снижения издержек (прежде всего за счет изменения системы документооборота и сокращения числа необходимых сотрудников) правительственных структур и других бюджетных (некоммерческих) организаций. Кроме того, к подобным операциям можно отнести сделки между бюджетными организациями (например, при закупке вооружения Министерством обороны), цель которых — не получение коммерческой прибыли, а снижение затрат.
Модели В2В и В2С являются сегодня основными в электронной коммерции, поскольку именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интернет. Однако по мере дальнейшего развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в экономические процессы роль других моделей, которые иногда называют смешанными или производными, будет постоянно возрастать. Этому способствует и стремление многих сетевых структур использовать несколько моделей одновременно для диверсификации деятельности предприятий, обеспечивая тем самым их устойчивость к колебаниям рынка. Пример диверсификации — продажа рекламных мест на сайте электронного предприятия работающим в смежных областях бизнеса.
Взаимосвязь различных видов электронной коммерции, классифицированных по рассматриваемому признаку, представлена на рис. 1.1.
Продукт (товар), агент (субъект) рынка может быть физическим или цифровым (электронным, информационным) процессом. В традиционной коммерции (off-line) все составляющие — товар (услуга), субъект, процесс — физические, а в чистой электронной коммерции (on-line) все измерения — цифровые. В остальных случаях возможна комбинированная (частичная) форма электронной коммерции. Например, приобретение книги в электронном магазине Ozon (http://www.ozon.ru) не является чистой электронной коммерцией с точки зрения процесса, так как доставляется обычными средствами доставки или по почте, тогда как приобретение программного обеспечения в компании Egghead (http://www.egghead.com) — процесс чистой электронной коммерции.
1.4. Факторы развития электронной коммерции
Выделяют три основных фактора экономического роста интернет-экономики и электронной коммерции:
1) позитивный побочный эффект сетей, который является мотивирующим фактором в Интернете, когда отдельные граждане (покупатели) и бизнесы находят все больше и больше преиму ществ от использования Интернета и вовлекают друг друга в процессы электронной коммерции.
Например, если поставщики и покупатели начнут использовать Интернет в своих повседневных операциях, предприниматель (производитель) может получить максимальное преимущество от перевода своих бизнес-процессов в режим реального времени («вебификации»);
2) комплиментарные отношения между компонентами интернет-технологий выражаются в том, что ценность использованияодних компонентов информационных технологий непременно повышает ценность других. В интернет-экономике существует жесткая зависимость между сетевой инфраструктурой, интернет-приложениями и электронной коммерцией. Например, рост широкополосного Интернета и распространение широкополос ных технологий вынуждают производителей приложений разрабатывать для них мощные мультимедийные приложения. Открытая система Интернет стимулирует инновации в инфраструктуре (электронные сети и приложения), что приводит к чрезвычайной акселерации развития и разработки новых технологий на интернет-рынках. Более того, возможности немедленной коммуникации между партнерами, а также сотрудничества через Интернет помогают предприятиям снижать трансакционные затраты посредством виртуальной интеграции с поставщиками и потребителями;
Информация о работе Теоретические основы электронной коммерции