Структура технологического процесса деревообработки: механическая обработка, склеивание и облицовка, сборка деталей в изделие, отделка и

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Классификация деревообрабатывающих производств. Дерево обрабатывающие производства можно отнести к производствам по вторичной обработке древесины. В качестве сырья здесь используют пиломатериалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанеру, шпон, которые, в свою очередь, являются продукцией производства по первичной обработке древесины. Деревообрабатывающие производства разнообразны по видам выпускаемой продукции.

Файлы: 1 файл

ТЕХН.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

Столярная отделка сохраняет  природную текстуру (рисунок) древесины, подчеркивает и усиливает ее. Столярную  прозрачную отделку производят восковыми  составами, лаками, политурами и сухими смоляными отделочными пленками. В зависимости от применяемого материала  виды отделки называют: восковой, лакирование, полирование и панелирование. Восковую отделку производят в теплом помещении. На подготовленную поверхность наносят  слой восковой мастики. Когда поверхность  пропитается мастикой, ее растирают  щеткой или сукном до блеска, усиливают  блеск протиркой бархоткой и  закрепляют это невлагостойкое покрытие нанесением одного слоя лака или политуры. Восковую мастику приготовляют путем  смешивания расплавленного воска со скипидаром или лаковым керосином (уайт-спиритом). Восковые покрытия придают  поверхности крупнопористой древесины  ровный глубокий мягкий глянец, который  при необходимости нетрудно восстановить протиранием щеткой или суконкой.

Лакирование - на поверхность, подготовленную к прозрачной отделке, наносят несколько слоев (покрытий) лака. В зависимости от состава  лака различают лакирование спиртовыми, масляными и нитроцеллюлозными  лаками. Спиртовые лаки обычно наносятся 2-3 раза с промежуточной сушкой в  течение 2 ч при 18-20°. Нижние слои шлифуют  шкуркой № 180. Масляный лак наносят  два раза с промежуточной сушкой не менее 8 ч при 18-20°; шлифуют перед  последним покрытием. О лаке, используемом при изготовлении наших дверей, читайте  в разделе технология изготовления дверей.

Гладкость и блеск лаковых  покрытий можно повысить путем нанесения  способом полирования одного слоя политуры спиртовой, щелочной или нитроцеллюлозной.

Полирование придает поверхности  зеркальную гладкость и блеск. Полирование  осуществляют различными способами: столярным, полуполированием, располированием  и панелированием. Собственно полированием в деревообработке является только столярное полирование, сущность которого заключается в том, что на тщательно  подготовленную поверхность наносят  политурный покров, имеющий очень  небольшую толщину. Процесс полирования  длителен, поэтому его применяют  лишь для отделки изделий высшего  класса (например, предметов художественного  значения, мебели).

Панелирование заключается  в том, что на сухую, хорошо отшлифованную  поверхность наклеивают с помощью  горячего прессования лист смоляной мочевино-меламиновой или фенолоформальдегидной  пленки. Такое отделочное покрытие по влагостойкости, теплостойкости и  твердости значительно превосходит  отделку полированием, но внешний  вид панелированной поверхности  не имеет той глубины и игры текстуры древесины, которые свойственны  столярному полированию.

Малярная отделка - нанесение  на поверхность непрозрачных (укрывистых) цветных пленок - красок и эмалей. Данной отделке подвергают изделия, изготовленные из древесины мягких пород или недекоративной по текстуре. Применяют для дверных и оконных  блоков, панелей, деревянных лестниц, полов, мебели. В зависимости от условий  эксплуатации изделий, условий производства и требований потребителя укрывистую отделку осуществляют клеевыми, эмульсионными, масляными и эмалевыми красками. Нанесение красочных покрытий в  мелких производствах и при монтаже  делают вручную (кистями), а в массовых и серийных производствах - распылением, окунанием, вальцеванием на станках. Водными  составами клеевых и эмульсионных красок окрашивают изделия, предназначенные  для службы в сухих помещениях. Технологический процесс отделки  состоит из операций шпаклевания, шлифованпя, грунтования, отбелки и нанесения  колера. Масляными и эмалевыми  красками покрывают поверхности  предметов, предназначенных для  работы на открытом воздухе или в  условиях переменной температуры и  влажности. Гладкость и зеркальный блеск придают путем располировки. Технологический процесс окраски  масляными красками и эмалями  состоит из операций грунтования, шпаклевания  и не менее чем двукратной окраски. Необходима промежуточная сушка  и шлифование, а иногда и выправка (подмазка) после нанесения первого  красочного покрытия.

Имитационная отделка - это  искусственное воспроизведение  текстуры, несвойственной отделываемой породе. Красивой текстурой обладают дуб, орех, красное дерево и др. Однако запас древесины этих пород небольшой  и поэтому ее используют обычно лишь в виде тонкой облицовочной фанеры. Процесс фанерования (оклейки изделий  фанерой) трудоемок и значительно  удорожает стоимость изделий, поэтому  в производстве мебели, а также  в строительстве для внутренней отделки взамен фанерованию широко используют различные способы нанесения  на поверхность новой текстуры, сходной  по их наружному виду с текстурой  перечисленных пород.

Облицовка текстурной бумагой. Текстурную бумагу выпускают с рисунками, имитирующими пенные породы дерева. Изготовляют  ее на печатных машинах. На поверхность  древесины текстурную бумагу приклеивают  различными клеями. Процесс оклейки  и отделки осуществляется одновременно путем горячей запрессовки текстурной бумаги на каком-либо основании между  двумя смоляными пленками (фенолоформальдегидными или мочевино-меламиновые).

Облицовка шпоном и фанерой. Например, межкомнатные двери, производимые компанией «Владимирская фабрика  дверей», облицовываются шпоном. Для  такого вида облицовки применяют  лущеный шпон, клееную и строганную фанеру. Оклейку производят непосредственно  по основанию, которым служит щит  из обвязок, образующий подрамник. Горячий  клей наносят ровным, не очень тонким слоем на подогретую поверхность. Наложенный шпон или фанеру к основанию прижимают  струбцинами. Бели оклейку производят несколькими кусками шпона или  фанеры, то, прифуговав кромки, их укладывают вплотную друг к другу и склеивают. При оклейке криволинейных поверхностей предварительно подготавливают шаблон соответствующей формы.

Имитация под ценные породы дерева. Поверхность древесины очищают, зачищают, шлифуют и окрашивают масляной краской, которая по цвету подходит к основному фону имитируемого дерева. Когда краска высохнет, на нее накладывают  густую краску в цвет жилок и волокон. Затем эту краску гребенками снимают, так чтобы оголить нижний слой краски и получить на поверхности  рисунок имитируемой древесины. Другой способ получения рисунка  древесины - печатание с резинового валика, имеющего на поверхности выпуклый рисунок жилок. Третий способ - отпечаток  наносится с непростроганной  доски, т. е. гладко выстроганную доску  окрашивают в цвет жилок и сразу  же на нее накладывают доску, с  которой предполагают сделать отпечаток, при этом краска ляжет на выступающие  слои. Полученный отпечаток подправляют  от руки.

Аэрография в отделке  древесины представляет собой усовершенствованный  способ ручной имитации под текстуру ценных пород древесины. Вместо применяемых  при ручной разделке различных кистей, гребешков, губок и других инструментов в процессе аэрографии пользуются только распылителем-аэрографом. Раствор красителя струей сжатого воздуха, выходящего через сопло распылителя диаметром 0,4-1,2 мм при давлении 1,5-2,0 ат, подается на обрабатываемую поверхность, причем художественное качество имитации зависит от подбора красок и от умения и навыка исполнителя. Способом аэрографии наиболее удобно имитируется ленточная (орех, красное дерево), пламеобразная и крапчатая (чинар) текстуры.

Акваграфия. Известно, что, растекаясь по поверхности воды, жидкости (масло, нефть), имеющие массу меньше единицы, образуют различные узоры. Добавляя в такие жидкости различные краски, на поверхности воды получают цветные  рисунки мрамора, гранита и др. Сущность акваграфии состоит в том, что в ванну с водой наливают различные красящие составы, расплывающиеся в виде неопределенного рисунка. Рисунок обогащают набрызгиваиием дополнительных красок. Колебанием ванны  на поверхности воды образуются волны, придающие рисунку вид годичных колец древесины. На поверхность  накладывают и сразу же снимают  изделие, предназначенное к окраске. Таким способом можно наносить рисунок  на бумагу, фанеру, бетон, железо, стекло и другие материалы. Рисунок можно  печатать не только на плоскости, но и  на любых сложных поверхностях. При  печатании рисунка надо обращать внимание на то, чтобы не было защемленного воздуха, так как в этих местах поверхность останется без окраски. После того как вся окрашиваемая поверхность получит соприкосновение  с водой, материал вынимают и помещают для сушки, затем поверхность  лакируют и полируют. Сходство имитаций акваграфией с натуральной текстурой  древесины ценных пород лишь приближенное, что ограничивает применение этого  вида имитации.

Морение (крашение) древесины  отличается от окраски тем, что оно  окрашивает дерево не только поверхностно, но и на глубину (до 0,5 мм). Морилки  должны представлять собой цветные  жидкости, но не цветные суспензии. Перед морением поверхность циклюют, смачивают для поднятия ворса, шлифуют, высушивают, выдерживая его 3-4 суток  в сухом и теплом месте, и лишь потом приступают к морению. Морение  осуществляют равномерным смачиванием  всей поверхности водными красящими  растворами, наносимыми распылением  или погружением. Глубокое крашение осуществляют различными способами, например, путем обработки заготовок в  автоклаве, в котором создается  повышенное давление, в пределах 8-10 ат. При морении марганцовокислым калием и раствором двухромо-вокислого  калия получают коричневый цвет; известковым  молоком, сульфамином, уксуснокислым  кобальтом - красный; серной кислотой - черный; уксуснокислым железом - синий; уксусной кислотой с добавлением  древесноуксусного железа - зеленый; железным купоросом и серной кислотой - оливково-зеленый.

После крашения древесину  осторожно шлифуют и после  просушки поверхность лощат, т. е. протирают  коком волоса, грубым сукном или  войлоком. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура технологического процесса деревообработки: механическая обработка, склеивание и облицовка, сборка деталей в изделие, отделка и