Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того,чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Файлы: 1 файл

творческие способности учащихся.docx

— 242.46 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное  учреждение

«Евлантьевская  основная общеобразовательная  школа»

Седельниковского  муниципального района Омской области 
 

Создание  условий для развития творческих способностей учащихся

на  уроках технологии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Работу выполнила

                                                                                   учитель технологии

                                                                                   МОУ «Евлантьевская  ООШ»

                                                                                    Воряхова С.Н.

                                                            2010 г

Цель  работы:

 Показать практические методы и приёмы, используемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии. 

  Задачи:

    • Познакомиться с исследованиями известных педагогов и учёных по данному вопросу;
    • Обобщить и систематизировать опыт своей работы по данной проблеме;
    • Наметить пути дальнейшей работы по данному направлению;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Актуальность темы;

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции  молодому человеку необходимо уметь  творчески применять те знания и  навыки, которыми он обладает; уметь  преобразовать деятельность таким  образом, чтобы сделать её как  можно более эффективной. Для того,чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, Я.А.Пономарёв и многие другие.                                                                                   

Особенностям  становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Л.С.Выготского.                                                                                                                                                                                                                                                                        

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев. 

За основу работы по данной проблеме я брала  работы Байбородова Л.В., Серебренникова Л.Н. «Обучение технологии в средней школе», Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Сергеева И.С. «Как организовать проектную деятельность». Исходя из этих работ, следует, что успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание  обстановки, определяющей развитие  ребенка.

3. Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих  максимального напряжения, когда  ребенок добирается до «потолка»  своих возможностей.

4. Предоставление  ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности  занятий одним делом и т.д.

5. Умная  доброжелательная помощь (а не  подсказка) взрослых.

6. Комфортная  психологическая обстановка, поощрение  взрослыми стремления ребенка  к творчеству.

Исходя  из этих постулатов, я стараюсь строить свои уроки.

Уроки  технологии  -  это  уроки  жизни.   Этот  школьный предмет  дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть  со своей дочерью, научить или передать  ей  свои  умения,  этот  предмет  просто  необходим.  В  нашей  школе  есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

II. Обобщение опыта работы;

1. Создание  обстановки, определяющей развитие  ребенка.

    Я считаю, что воспитание этих  качеств начинается уже с кабинета технологии.      Продуманное    оформление    кабинета,  обеспеченные  всем  необходимым  рабочие  места,  наличие  наглядных  пособий,  раздаточного материала - все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически   подготавливает   учащихся   к  работе,  чистота  и  порядок   в   мастерской   служат воспитанию  собранности,  аккуратности, дисциплинированности,   формируют   хороший   вкус,  а  главное  -  вызывают   желание  учиться,  делать  красивые  вещи  своими руками. Это очень важное условие воспитания мотивов учения.        

 В  конце учебного года привожу 3-4 классы на экскурсию в свой   кабинет. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю,   что надо подготовить для уроков.  К  началу  занятий  готовлю   стенды  для  всех  классов  с    изделиями,  которые  учащимися предстоит  выполнить  в  учебном  году.  На  первом  занятии   в  5  классе провожу беседу о культуре поведения  и  общения,  знакомлю  с  историей  этикета.   Причем  стараюсь  "разговорить "  девочек, включить  их  в  диалог,  выслушать  их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учениц, создает атмосферу доверия. Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье,   личной гигиене, об  особенностях развития девочки и девушки.  Дети  могут  задавать  любые вопросы. Опросы их  показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы  труда,  рассказываю  о  средствах  индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объясняю, почему необходимо  следить  за  правильной  организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.        

 На  некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения,   помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.

           Всегда   нужно   помнить,   что   любая   деятельность   ребенка  нуждается  в  оценке,   награде, поощрении.  Особенно  это  важно  по  отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету. Дифференцированный  подход  к   учащимся   предполагает  наличие  достаточного   количества инструкционно - технологических   карт,   карточек  -  заданий,  раздаточного  материала, (Приложение 1) различных по степени трудности.  Учитывая    все   это,   я   разработала    и    изготовила    инструкционные    карты   и   различный материал.  Эстетично  оформленные,  они    вызывают  интерес  у  детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно. При изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия" пользуемся при построении чертежа   условными   обозначениями   и   опорными   конспектами.   Девочки   меньше  испытывают трудности при расчете и построении чертежей.        

 Как  правило,  на   уроках  технологии  учащиеся  ведут  записи в рабочих тетрадях, а  в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет.  Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом   или подчеркивать, чтобы можно было  при  необходимости   быстро  найти.   Записывать только главное - коротко и четко. Оценки за ведение  тетради  выставляю  в   журнал.  Слежу  за  тем,  чтобы  при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой и циркулем.

Почти   по   каждому   разделу   предусмотрено   проведение   итоговых  уроков  для  повторения, закрепления  и  систематизации  знаний  и   умений.   Это   способствует   поддержанию   интереса к изучаемому материалу.

2. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности,       

 При  изучении раздела  "Рукоделия" я не навязываю им, какое выбирать изделие. У  девочек  есть выбор.  Они  могут  рассчитывать  на  свои  силы.  Выбрать  работу  на  "3",  но сделать ее на "5". Или выбрать на "5", но сделать на "3". При   изучении  этого  раздела   девочки  с  удовольствием  впитывают  все  знания, приобретают навыки. Работы  детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься  с  девочками  различными  видами  рукоделия.  Я вижу  огонек  в их глазах, вижу, как им хочется  закончить начатую работу, и получаю от этого удовлетворение.        Стараюсь  постоянно   самообразовываться,   ищу   новое:   плетение   бисером,  сколько  нового, интересного можно сделать своими руками. Изготовление картин  из  теста.   Необычно,  но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество.  

        На уроках по кулинарии трудностей не бывает, т.к. наша школа имеет хорошее  оборудование.  Здесь  я  учу  девочек  правильно  и красиво сервировать стол, вкусно готовить, приобщаю к национальным блюдам. С  5  класса  стараюсь  приучить  девочек  правильно  оформлять  блюдо, подходить творчески к любой работе. Например: при изучении темы "Виды бутербродов" можно  сделать  бутерброд,  просто   нарезав хлеб  и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому.  Работая  в  5  классах, я стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший результат, но, прививая делать красиво и качественно, учу трудолюбию.  В  6 классе виден результат целого года работы, и работать уже легче.   Девочки понимают, чего  от них хочу я, и стараются выполнять работы аккуратно, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия.

На уроках по изготовлению  швейных  изделий,  разрешаю ученицам выбрать модель изделия  по желанию.  Например,  5 в классе  -   все  шьют  фартук  с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука.  Вот  это первый шаг к творчеству. А к 9  классу  эти  девочки  будут шить платья сложных фасонов, не испытывая трудности в изготовлении изделия. Я  никогда  не  навязываю  детям,  какую   модель  они  будут  шить. Они выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее, они отвечают: - "Я смогу".

3. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления  ребенка к творчеству.       

 Учитель  технологии призван способствовать  формированию у школьников желание  трудиться с охотой, интересом.  Очень важно побудить у детей  желание "хочу узнать". Но  этого мало, необходимо подвести  их  к  следующему  этапу  "хочу сделать",   вселить   уверенность  "могу сделать"  и  помочь довести работу до конца - "я сделал!" .Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. Закрепить   у   школьниц  интерес   к   изучаемому  материалу  помогут  советы  учителя   сделать сюрприз    своим   близким:   приготовить   еду,   красиво  сервировать  стол,  подарить  к  празднику какую-либо   изготовленную  своими  руками  вещь.   При  этом  учителю   следует  обращать   особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы,  желание  как  можно  скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.  

4. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

Главной целью обучения в образовательной  области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. В  9  классе  девочки  выполняют  самостоятельный проект. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга  и  умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять  объекты труда  с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного  искусства, давать знания  и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Все  эти  задачи  ребенок  реализует  в  творческом  проекте.  Вот  уже  третий  год я с девочками изучаю проектный метод. После анкетирования среди  9-х классов видно, что девочки заинтересовались этим методом.  Выполняют  интересные  работы, проявляют творческие способности при изучении тем: "Реклама и маркетинг", "Дизайн изделий", художественное оформление изделий и т. д. И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения.   Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося.  (Приложение 2)  

Информация о работе Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии