Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:18, реферат
Детали, составляющие машину связаны между собой тем или иным способом. Эти связи можно разделить на подвижные (различного рода шарниры, подшипники и т.д.) и неподвижные (резьбовые, сварные и т.д.). Неподвижные связи в технике называют соединениями.
Соединения являются важными элементами конструкций. Многие аварии и прочие неполадки в работе машин и сооружений обусловлены неудовлетворительным качеством соединений.
1. Соединения деталей машин………………………………………………..стр.3
2. Неразъёмные соединения…………………………………………………..стр.4
2.1 Заклёпочные соединения……………………………………………….стр.4
2.2 Сварные соединения…………………………………………………….стр.5
2.3 Клеевые соединения……………………………………………………..стр.6
2.4 Соединения деталей посадкой с натягом…………………………….стр.7
3. Разъёмные соединения……………………………………………………..стр.8
3.1 Резьбовые соединения…………………………………………………..стр.8
3.1.1 Резьба…………………………………………………………………….стр.9
3.1.2 Основные типы крепёжных деталей…………………………………стр.10
3.1.3 Способы стопорения резьбовых соединений………………………стр.12
3.2 Клеммовые соединения…………………………………………………….стр.13
3.3 Шпоночные и зубчатые (шлицевые) соединения………………………стр.13
3.3.1 Шпоночные соединения……………………………………………....стр.13
3.3.2 Зубчатые (шлицевые) соединения………………………………….стр.15
Натягом N называется положительная разность диаметров вала и отверстия: N = B – A. После сборки вследствие упругих и пластических деформаций диаметр d посадочных поверхностей становится общим. При этом на поверхности возникают удельное давление р и соответствующие ему силы трения. Силы трения обеспечивают неподвижность соединения и позволяют воспринимать вращающий момент в осевую силу. Защемление вала во втулке позволяет, кроме того, нагружать соединение изгибающим моментом.
Нагрузочная способность соединения, прежде всего, зависит от натяга, величину которого устанавливают в соответствии с нагрузкой. Практически натяг не очень невелик, он измеряется микрометрами и не может быть выполнен точно. Неизбежные погрешности приводят к рассеиванию натяга а следовательно и к рассеиванию нагрузочной способности соединения.
Сборку соединения выполняют одним из трех способов: прессованием, нагревом втулки , охлаждением вала.
Прессование – распространенный и несложный способ сборки. Однако этому способу свойственны недостатки: смятие и частичное срезание (шабровка) шероховатостей посадочных поверхностей, возможность неравномерных деформаций деталей и повреждения от торцов. Шабровка и смятие шероховатостей приводят к ослаблению прочности соединения до полутора раз по сравнению со сборкой нагревом или охлаждением. Для облегчения сборки и уменьшения шабровки концу вала и краю отверстия рекомендуется придавать коническую форму.
Шабровка поверхностей контакта устраняется полностью при сборке по методу нагревания втулки (200 - 400˚С) или охлаждения вала (твердая углекислота -79 ˚С). Недостатком метода нагревания является возможность изменения структуры металла, появления окалины и коробления. Метод охлаждения свободен от этих недостатков.
Оценка и область применения
Основное положительное свойство соединения с натягом – его простота и технологичность. Это обеспечивает сравнительно низкую стоимость соединения и возможность его применения в массовом производстве. Хорошее центрирование деталей и распределение нагрузки по всей посадочной поверхности позволяют использовать соединение в современных высокоскоростных машинах.
Существенный
недостаток соединения с натягом
– зависимость его нагрузочной
способности от ряда факторов, трудно
поддающихся учету: широкого рассеивания
величин коэффициента трения и натяга,
влияние рабочих температур на прочность
соединения и т.д. К недостаткам соединения
также относятся наличие высоких сборочных
напряжений в деталях и уменьшение их
сопротивления усталости вследствие концентрации
давления у краев отверстия. Влияние этих
недостатков снижается по мере накопления
результатов экспериментальных и теоретических
исследований, позволяющих совершенствовать
расчет, технологию и конструкцию соединения.
Развитие технологической культуры и
особенно точности производства деталей
обеспечивает этому соединению все более
широкое применение. С помощью натяга
с валом соединяют зубчатые колеса, маховики,
подшипники качения, роторы электродвигателей,
диски турбин и др. Соединения с натягом
могут быть основными вспомогательными.
В первом случае большая доля нагрузки
воспринимается посадкой, а шпонка только
гарантирует прочность соединения. Во
втором случае посадку используют для
частичной разгрузки шпонки и центрирования
деталей.
3. Разъёмные соединения
3.1 Резьбовые соединения
Соединение
деталей с помощью резьбы является
одним из старейших и наиболее
распространенных видов разъемного
соединения. К ним относятся соединения
с помощью болтов, винтов, шпилек,
винтовых стяжек и т.д.
3.1.1 Резьба
Резьба – выступы, образованные на основной поверхности винтов или гаек и расположенные по винтовой линии.
Классификация резьб:
Методы изготовления резьбы:
Основными
элементами резьбы являются диаметр
наружный d, средний d2 и внутренний d1; шаг
S, угол профиля а, высота профиля h (рис.
1)
Рис. 1 Элементы резьбы
3.1.2. Основные типы крепежных
деталей
Для соединения деталей применяют болты, винты, шпильки с гайками (рис.2).
Болтом называется крепежная деталь, представляющая собой цилиндрический стержень, как правило, с шестигранной головкой на одном конце и винтовой резьбой на другом. Головки болтов могут иметь и другую форму: квадратную, прямоугольную, полукруглую с квадратными головками или усом.
Винт отличается от болта наличием прорези (шлица) под отвертку. Винты подразделяются на два типа: крепежные и установочные. Основные типы крепежных винтов различаются по форме головки (цилиндрическая, полукруглая, потайная, полупотайная).
Шпилька – цилиндрический стержень, на обоих концах которого нарезана резьба.
Гайка
представляет собой деталь призматической
формы, снабженную сквозным, а иногда глухим
осевым резьбовым отверстием.
Рис.
2 а — болт; б — винт;
в - шпилька; г — установочный
винт; д — гайка; e —
пружинная шайба; ж —
деформируемая шайба;
з — плоская шайба
Основным
преимуществом болтового соединения (рис.3)
является то, что при нем не требуется
нарезать резьбу в соединяемых деталях.
К недостаткам можно отнести следующее:
обе соединяемые детали должны иметь место
для расположения гайки или головки винта;
при завинчивании и отвинчивании гайки
необходимо удерживать головку винта
от проворачивания; по сравнению с винтовым
болтовое соединение несколько увеличивает
массу изделия и искажает его внешние
очертания.
Рис.3
Болтовое соединение, Винтовое соединение.
Винты и шпильки применяют в тех случаях, когда постановка болта невозможна или нерациональна. Например, нет места для размещения гайки, нет доступа к гайке, при большой толщине детали необходимо глубокое сверление и длинный болт и т.п.
Если при эксплуатации деталь часто снимают и затем снова ставят на место, то ее следует закреплять болтами или шпильками, так как винты в многократном завинчивании может повредить резьбу в детали. Повреждение резьбы в этом случае более вероятно, если деталь изготовлена из малопрочных хрупких материалов, например из чугуна, дюралюминия и т.п.
Подкладную шайбу ставят под гайку или головку винта для уменьшения смятия детали (гайкой, если деталь сделана из менее прочного материала(пластмассы, дерева и т.д.), предохранения чистых поверхностей деталей от царапин при завинчивании гайки(винта); перекрытия большого зазора отверстия. В других случаях подкладную шайбу использовать нецелесообразно. Кроме подкладных шайб применяют стопорные или предохранительные шайбы, которые предохранят соединение от самоотвинчивания.
Шпонки
– это конструктивный элемент, служащий
для соединения с валом деталей передающих
вращательное и колебательное движение.
По конструкции шпонки делятся на призматические,
сегментные, клиновые (рис.4).
Рис.
4 Шпонки: а – призматическая;
б – сегментная, в –
клиновая.
3.1.3 Способы стопорения
резьбовых соединений
Самоотвинчивание разрушает соединение и может привести к аварии. Предохранение от самоотвинчивания весьма важно для повышения надежности резьбовых соединений и совершенно необходимо при вибрациях, переменных и ударных нагрузках. Вибрации понижают трения и нарушают условие самоторможения в резьбе.
Существует много способов стопорения или предохранения от самоотвинчивания:
1.
Повышают и стабилизируют
2. Гайку жестко соединяют со стержнем винта, например, с помощью шплинта или прошивают группу винтов проволокой. Способы стопорения этой группы позволяют производить только ступенчатую регулировку затяжки соединения.
3.
Гайку жестко соединяют с деталью, например,
с помощью специальной шайбы или планки.
3.2 Клеммовые
соединения
Применяют для закрепления деталей на осях и валах, цилиндрических колоннах, кронштейнах и т.д.
По конструктивным признакам различают два типа клеммовых соединений: а) со ступицей, имеющей прорезь; б) с разъемной ступицей. Разъемная ступица несколько увеличивает массу и стоимость соединения, но при этом становится возможным устанавливать клемму в любой части вала независимо от формы соседних участков и других расположенных на валу деталей.
При соединении деталей с помощью клемм используют силы трения, которые возникают от затяжки болтов, но клеммовые соединения не рекомендуют применять для больших нагрузок.
Достоинство
клеммового соединения: простота монтажа
и демонтажа, самопредохранение от перегрузки,
а также возможность перестановки и регулировки
взаимного расположения деталей как в
осевом, так и в окружном направлениях.
Наличие больших зазоров в соединении
может привести к разрушению клеммы от
напряжений изгиба. Практически конструкция
с большим зазором считается дефектной.
3.3
Шпоночные и зубчатые (шлицевые)
соединения
Служат
для закрепления деталей на осях
и валах. Такими деталями являются шкивы,
зубчатые колеса, муфты, маховики, кулачки
и т.д. Соединения в основном нагружаются
вращающим моментом.
3.3.1 Шпоночные соединения
Все основные виды шпонок можно разделить на клиновые и призматические. Первая группа шпонок образует напряженные (в соединении образуется напряжение до приложения внешней нагрузки), а вторая – ненапряженные соединения.
1) Соединение клиновыми шпонками (например, врезной клиновой шпонкой) характеризуется свободной посадкой ступицы на вал (с зазором); расположением шпонки в пазе с зазорами по боковым граням (рабочими являются широкие грани шпонки); передачей вращающегося момента от вала к ступице в основном силами трения, которые образуются в соединении от запрессовки шпонки. Запрессовка шпонки смещает центры вала и ступицы на величину ∆, равную половине зазора и деформации деталей. Это смещение вызывает дисбаланс и неблагоприятно сказывается на работе механизма при больших частотах вращения.
Клиновая форма шпонки может вызвать перекос детали, при котором ее торцовая плоскость не будет перпендикулярна оси вала. Обработка паза в ступице с уклоном шпонки, создает дополнительные технологические трудности и часто требует индивидуальной пригонки шпонки по пазу. Такая пригонка совершенно недопустима в условиях массового производства. Эти недостатки послужили причиной того, что применение клиновых шпонок резко сократилось в условиях современного производства. Значительное сокращение применения клиновых шпонок позволяет не рассматривать в настоящем курсе их конструктивные разновидности и расчет на прочность.
Информация о работе Соединения деталей машин: разъёмные и неразъёмные