Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности нашей страны. Непрерывное совершенствование машин характеризуется возрастанием их мощности, а так же повышением их точности и надежности. Поэтому приобретение навыков в технологии машиностроения является одним из ключевых базисов для специалистов в области машиностроения и не только.
Ударная вязкость, KCU, Дж/см2
Состояние поставки, термообработка |
+20 |
-25 |
-40 |
-70 |
Закалка 850 С, масло. Отпуск 650 С. |
160 |
148 |
107 |
85 |
Закалка 850 С, масло. Отпуск 580 С. |
91 |
82 |
54 |
Предел выносливости
σ-1, МПа |
τ-1, МПа |
n |
σB, МПа |
σ0,2, МПа |
Термообработка, состояние стали |
363 |
1Е+6 |
690 |
|||
470 |
1Е+6 |
940 |
|||
509 |
960 |
870 |
|||
333 |
240 |
5Е+6 |
690 |
||
372 |
Закалка 860 С, масло, отпуск 550 С. |
Прокаливаемость (ГОСТ 4543-71)
Полоса прокаливаемости стали 40Х после нормализации при 8600 С и закалки с 8500 С
Критический диаметр d
Критическая твёрдость HRCэ |
Количество мартенсита, % |
d, мм, после закалки | |
в воде |
в масле | ||
43-46 |
50 |
38-76 |
16-48 |
49-53 |
90 |
23-58 |
6-35 |
Физические свойства стали 40Х
Температура испытания, °С |
20 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
1100 |
1200 | ||||||||||||
Модуль нормальной упругости, E, ГПа |
214 |
211 |
206 |
203 |
185 |
176 |
164 |
143 |
132 |
||||||||||||||||
Модуль упругости при сдвиге кручением G, ГПа |
85 |
83 |
81 |
78 |
71 |
68 |
63 |
55 |
50 |
||||||||||||||||
Плотность, r, кг/м3 |
7820 |
7800 |
7770 |
7740 |
7700 |
7670 |
7630 |
7590 |
7610 |
7560 |
7510 |
7470 |
7430 | ||||||||||||
Коэффициент тепло-проводности l,Вт/(м ·°С) |
41 |
40 |
38 |
36 |
34 |
33 |
31 |
30 |
27 |
26.7 |
28 |
28.8 |
|||||||||||||
Уд. электросопротивление (R 10 9 Ом·м) |
210 |
285 |
346 |
425 |
528 |
642 |
780 |
936 |
1100 |
1140 |
1170 |
1200 |
1230 | ||||||||||||
Уд. электросопротивление (R 10 9 Ом·м) |
210 |
285 |
346 |
425 |
528 |
642 |
780 |
936 |
1100 |
1140 |
1170 |
1200 |
1230 | ||||||||||||
Коэффициент линейного расширения (a, 10-6 1/°С) |
11.8 |
12.2 |
13.2 |
13.7 |
14.1 |
14.6 |
14.8 |
12.0 |
|||||||||||||||||
Удельная теплоемкость (С, Дж/(кг · °С)) |
466 |
508 |
529 |
563 |
592 |
622 |
634 |
664 |
Обозначения:
Механические свойства : | ||
σв |
- Предел кратковременной | |
σT |
- Предел пропорциональности (предел
текучести для остаточной | |
δ5 |
- Относительное удлинение при разрыве , [ % ] | |
Ψ |
- Относительное сужение , [ % ] | |
KCU |
- Ударная вязкость , [ кДж / м2] | |
HB |
- Твердость по Бринеллю , [МПа] | |
КП |
- Категория прочности | |
Физические свойства : | ||
T |
- Температура, при которой | |
E |
- Модуль упругости первого рода , [МПа] | |
a |
- Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T ) , [1/Град] | |
l |
- Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала) , [Вт/(м·град)] | |
ρ |
- Плотность материала , [кг/м3] | |
C |
- Удельная теплоемкость | |
R |
- Удельное электросопротивление, [Ом·м] | |
Свариваемость : | ||
без ограничений |
- сварка производится без | |
ограниченно свариваемая |
- сварка возможна при подогреве до 100-120 град. и последующей термообработке | |
трудносвариваемая |
- для получения качественных сварных соединений требуются дополнительные операции: подогрев до 200-300 град. при сварке, термообработка после сварки - отжиг |
1.3.Анализ технологичности конструкции детали
Качественная оценка технологичности конструкции детали основана на инженерно-визуальных методах оценки, и производится по отдельным конструктивным и технологическим признакам для достижения высокого уровня технологичности конструкции изделия.
Используя качественный метод оценки технологичности конструкции изделия можно сделать вывод что:
Количественную оценку можно вычислить по коэффициенту унификации:
,где - количество конструктивных элементов детали с унифицированными размерами, - общее число конструктивных элементов детали (наружные и внутренние поверхности, торцы, уступы, фаски, галтели, зубья, шлицы, шпоночные пазы, резьбы и т.п.)
К унифицированным элементам конструкции детали можно отнести:
Общее число унифицированных элементов ( ) – 16 шт.
К неунифицированным элементам относятся:
Общее число неунифицированных элементов ( – 5 шт
Общее число элементов
Технологичной считается деталь, у которой числовое значение показателя больше 0,6, в нашем случае деталь можно считать технологичной.
2.Технологический раздел
2.1.Определение типа производства
На этапе
проектирования технологического процесса
тип производства можно определить
лишь ориентировочно. При этом можно
руководствоваться данными
Таблица 1
Количество изготавливаемых в год деталей одного наименования и типоразмера для различных производств, шт.
Тип производства |
Крупные изделия машиностроения (L>500 мм) |
Изделия средних размеров (100 ≤L≥ 500 мм) |
Мелкие изделия (L< 100 мм) |
Единичное Мелкосерийное Среднесерийное Крупносерийное Массовое |
<5 5…100 100…300 300…1000 >1000 |
<10 10…200 200…500 500…5000 >5000 |
<100 100…500 500…5000 5000…50000 >50000 |
L – наибольший размер детали.
В нашем случае
годовая программа выпуска 800 шт.,
а наибольший размер детали 742 мм, следовательно
ориентировочный тип
На долю серийного производства приходится до 80% всей выпускаемой машиностроительной продукции, и эта доля имеет тенденцию к дальнейшему росту. В зависимости от объёма партии и коэффициента закрепления операции Кз.о. различают крупносерийное(1≤Кз.о≤10), серийное(10≤Кз.о≤20) и среднесерийное, а также мелкосерийное(20≤Кз.о≤40) типы производства. Продукция и методы работы крупносерийного и массового типа производства близки между собой. Это прежде всего касается многономенклатурного автотракторного производства, выпуска боевых колесно-гусеничных машин, мелких и средних электродвигателей, бытовых изделий.
Основным направлением
повышения производительности труда
во всех видах серийного производства
является его автоматизация на базе
типизации и групповой
В крупносерийном производстве применяют АЛ с жёсткой связью, которые помимо обычных АС оснащены АС с ЧПУ с автоматической сменой многошпиндельных или одношпиндельных коробок. На таких линиях можно изготавливать по типовой технологии одновременно или последовательно несколько типоразмеров картеров двигателей автомобилей.
2.2.Выбор вида и метода получения заготовки
Большинство деталей типа валов изготавливаются из заготовок поставляемых в виде круглых, шестигранных и квадратных прутков.
Ступенчатые валы с малыми перепадами диаметров ступеней целесообразно изготавливать из проката, поэтому в качестве заготовки для дальнейшей обработки детали в базовом и в предлагаемом технологическом процессе используется прокат. Для получения заготовки для нашей детали можно также использовать и штамповку, но изготовление штампов – процесс весьма трудоемкий и в данном случае экономически необоснованный.
Выберем тип проката и диаметр прутка исходя из предполагаемой технологии изготовления детали:
Выбираем горячекатанный прокат из легированной конструкционной стали 40Х по ГОСТ 4543-71, параметр шероховатости поверхности заготовки Rz160, что приблизительно составляет Ra40, по данным чертежа шероховатость поверхности элемента детали с наибольшим диаметром составляет Ra20 следовательно, для получения заданной шероховатости поверхности необходимо будет выполнить один черновой проход. Из сортамента горячекатанного круглого проката по ГОСТ 2590-88 выбираем ближайший больший диаметр прутка при точности прокатки В - , поле допуска Td=1,1мм, что соответствует 15-му квалитету точности и полю допуска js. Выбор самой низкой точности прокатки и 3-й группы проката обусловлен необходимостью выполнять черновое точение, для снятия окалины, устранения дефектов транспортировки при этом параметр шероховатость уменьшится с Ra40 до Ra20, а квалитет точности также уменьшится до 14-го или 13-го.
Условное обозначение проката:
Круг
Расчет коэффициента использования материала (КИМ):
КИМ= Мдет./Мзаг.
Мзаг.=ρ×L×π×d2/4=7800×742×10-3
КИМ=9,48/15,28=0,61
2.3.Разработка маршрутной технологии изготовления детали
Анализ базового технологического процесса обработки детали
№ |
Наименование операции |
Модель оборудования |
Содержание операции |
005 |
Отрезная |
Отрезной круглопильный 8Б66 |
Установить деталь на столе станка, закрепить и снять после обработки. Отрезать заготовку в размер. Маркировать на поверхности А обозначение чертежа, порядковый номер изделия. |
010 |
Термическая |
Термообработать по технологии ОГмет. | |
015 |
Токарно- винторезная |
Токарно- винторезный станок 1К62 |
Установить заготовку в трёхкулачковом патроне, выверить, закрепить и снять после обработки. Подрезать торец 1. Центровать торец заготовки 1. Переустановить заготовку в трёхкулачковом патроне, выверить, закрепить и снять после обработки. Подрезать торец 2 в размер. Центровать торец заготовки 2. Маркировать на торце А обозначение чертежа, порядковый номер изделия. |
020 |
Токарно- винторезная |
Токарно- винторезный станок 1К62 |
Установить деталь 3-х кулачковом патроне торцем А (маркировкой), выверить, подождать задним центром, закрепить, снять после обработки. Точить поверхность 8. Точить поверхность 7. Точить поверхность 6. Точить поверхность 5. Точить поверхность 13. Точить поверхность 4. Переустановить заготовку в трёхкулачковом патроне, выверить, закрепить и снять после обработки. Точить поверхность 3. |
025 |
Токарно- винторезная |
Токарно- винторезный станок 1К62 |
Установить деталь в центрах, выверить, закрепить и снять после обработки. Точить поверхность 3. Точить поверхность 4. Точить поверхность 6 .Повернуть суппорт на угол 34"23". Точить поверхность 3. Переустановить деталь, выверить, закрепить и снять после обработки. Точить поверхность 8. Точить фаску 9. |
030 |
Токарно- винторезная |
Токарно- винторезный станок 1К62 |
Установить деталь 3-х кулачковом патроне, выверить, закрепить и снять после обработки. Сверлить отверстие 11. Сверлить отверстие 10. Рассверлить отверстие 10 с образованием фасок. Нарезать резьбу в отверстии 10. Точить канавку 12. |
035 |
Радиально - сверлильная |
Радиально - сверлильный 2Н55 |
Установить деталь в кондукторе, закрепить, снять после обработки. Сверлить отверстие 5 мм . |
040 |
Шлицефрезерная |
Шлицефрезерный станок 5350Б |
Установить деталь, выверить, закрепить и снять после обработки. Фрезеровать шлицы. |
045 |
Слесарная |
Опилить заусенцы после механической обработки, острые кромки притупить. | |
050 |
Термическая |
9 |
Термообработать по технологии ОГмет. |
055 |
Кругло- шлифовальная |
Кругло- шлифовальный станок ЗБ161 |
Установить
деталь в центрах, надеть хомут, выверить,
закрепить и снять после |
060 |
Кругло- шлифовальная |
Кругло- шлифовальный станок ЗБ161 |
Установить
деталь в центрах, надеть хомут, выверить,
закрепить и снять после |
065 |
Шлицешлифовальная |
Шлицешлифовальн ый станок 3451В |
Установить деталь в центрах, выверить, закрепить и снять после обработки. Шлифовать шлицы по боковым поверхностям и наружному диаметру. |
070 |
Контрольная |
Плита №7 1000x1500 |
Проверить внешним осмотром отсутствие острых кромок, заусенцев. Проверить внешним осмотром наличие фасок. Проверить шероховатость обработанных поверхностей. |
075 |
Маркирование |
Плита №7 1000x1500 |
Маркировать порядковый номер изделия и дату изготовления шрифтом ПО 4, 5 ГОСТ 26020-80. |
Информация о работе Разработать технологию изготовления детали "Вал"