Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:17, курсовая работа
Машиностроению принадлежит ведущая роль среди отраслей народного хозяйства, так как основные производственные процессы вычисляют машины, поэтому и технический уровень народного хозяйства в значительной мере определяются уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте.
В различных отраслях машиностроения применяются редукторы. Редуктор - это зубчатая или червячная передача, которая конструктивно оформлена закрытой, и предназначенная для понижения угловой скорости и повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом.
Введение
Выбор электродвигателя, кинематический расчёт
Расчёт зубчатых колёс редуктора
Предварительный расчёт валов редуктора
Конструктивные размеры шестерни и колеса редуктора
Конструктивные размеры корпуса редуктора
Проверка долговечности подшипников
Проверка прочности шпоночных соединений
Выбор сорта масла, объёма масляной ванны и смазывания подшипников
Сборка редуктора
Заключение
Список литературы
ГБОУ СПО
«Пермский авиационный техникум им.А.Д.
Швецова»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Пояснительная записка
дисциплина: Техническая механика
Проектирование и расчет привода с одноступенчатым
редуктором
АТКП. 160305.10.103.ПЗ
Преподаватель ______________________________
Студент, гр. АД-10-1 ______________________________
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Приложения:
П 1. Спецификация
Введение
Машиностроению принадлежит ведущая роль среди отраслей народного хозяйства, так как основные производственные процессы вычисляют машины, поэтому и технический уровень народного хозяйства в значительной мере определяются уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте.
В различных отраслях машиностроения применяются редукторы. Редуктор - это зубчатая или червячная передача, которая конструктивно оформлена закрытой, и предназначенная для понижения угловой скорости и повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом.
Редуктор из корпуса, в котором размещают элементы передачи (зубчатые колёса, валы, подшипники и т. д.). В отдельных случаях в корпусе располагаются устройства для охлаждения. Редукторы классифицируются по следующим признакам: по типу передачи (зубчатые, червячные, зубчато-червячные), по числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т. д.), по типу зубчатых колёс (цилиндрические, конические и т.д.), по относительному расположению валов в пространстве (горизонтальные, вертикальные), по особенностям кинематической схемы.
Наиболее распространены редукторы горизонтального типа. Могут иметь колёса прямые, косые или шевронные зубья. Корпуса чаще выполняют литыми чугунными, реже - сварными стальными. При серийном производстве целесообразней применять литые корпуса. Валы монтируют на подшипниках качения или скольжения. Но практически редукторы с передаточными числами, близкими к максимальным, применяют редко, ограничиваясь u=6 (u =12,5).
Выбор электродвигателя и кинематический расчет.
P2 = 7,5 кВт; ᶯпередачи = 0,98; n2 = 960(об/мин); u = 2.
Pдв.рас.= P2 / ᶯобщ. = 7,5 / 0,97 = 7,73 кВт;
ᶯмувп = 0,99;
ᶯобщ. = ᶯмувп * ᶯпередачи = 0,99*0,98 = 0,97.
Тип двигателя - 4А132М2У3; nдв.ас. = 2910 (об/мин); Pдв. = 11,0 кВт.
Наименование вала привода |
Мощность на валу, кВт |
Частота вращения вала, об/мин |
Вращающий момент, Н*м |
Вал двигателя |
P1 = Pдв. = 11,0 |
n1 = nдв.ас. = 2910 |
T1 = 9550*P1/n1=36,1 |
Входной вал редуктора |
P2 = 10,89 |
n2 = 2328 |
T2 = 44,67 |
Выходной вал редуктора |
P3 = 10,67 |
n3 = 1164 |
T3 = 87,54 |
u2 = 2; u1 = 1,25;
P2 = P1*ᶯмувп = 11*0,99 = 10,89; n2 = n1/u1 = 2910/1,25 = 2328; T2 = 9550*P2/n2 = 44,67;
P3 = P2*ᶯпередачи = 10,89*0,98 = 10,67; n3 = n2/u2 = 2328/2 = 1164; T3 = 9550*P3/n3 = 87,54;
Расчет зубчатых колес редуктора
Желая получить небольшие размеры редуктора, выбираем для изготовления зубчатых колес сталь 40ХН с термообработкой (учебник - Куклин Н. Г. “Детали машин”, таблица 12.1):
Для шестерни – улучшение поковки и закалка зуба ТВЧ до твердости на поверхности зубьев H1 = 48…53 HRC, при диаметре заготовки D ≤ 200 мм;
Для колеса – улучшение поковки H2 = 269…302 HB в предположении, что наибольшая толщина заготовки колеса S ≤ 125 мм.
Находим: H1ср. = 0,5*(48+53) = 50,5 HRC; H2ср. = 0,5*(269+302) = 285,5 HB.
.
Окружная скорость зубчатого колеса:
3. Допустимые контактные напряжения.
а) По таблице 12.8:
б) Число циклов нагружения зубьев за всё время работы при n3 = 1:
Шестерни
Колеса
Эквивалентное число циклов нагружения зубьев, при µ = 0,125:
Шестерни
Колеса
в) Так как NHE1 > NHG1 и NHE2 > NHG2, принимаем коэффициенты долговечности: Zn1 = Zn2 = 1. В предположении параметра шероховатости сопряженных поверхностей зубьев.
Ra = 0,63…1,25 мкм принимаем ZR1 = ZR2 = 1. По таблице 12.9 принимаем значение коэффициента Zv = 1.
Коэффициент запаса прочности для шестерни [S]H1 = 1,2; для колеса [S]H2 = 1,1.
г) Определяем пределы контактной выносливости:
Для шестерни
Для колеса
д) Допускаемые контактные напряжения:
Для шестерни
Для колеса
Допускаемые контактные напряжения для расчет цилиндрической передачи с непрямыми зубьями:.
4.Допускаемые напряжения изгиба.
а) Базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости зубьев при изгибе, NDG = 4*106.
б) Эквивалентное число циклов нагружения зубьев при значениях коэффициента µF: для шестерни при qF = 9, µF1 = 0,016; для колеса при qF = 6, µF2 = 0,038.
Для шестерни:
Для колеса:
в) Так как NFE1 > NFG и NFE2 > NFG, то по условию принимаем коэффициенты долговечности YN1 = YN2 = 1. Полагая шероховатость переходной поверхности между зубьями при зубофрезеровании RZ < 40 мкм, принимаем YR1 = YR2 = 1. При нереверсивной работе YA = 1. Принимаем коэффициент запаса прочности [S]F = 1,7.
г) Определяем пределы выносливости зубьев при изгибе:
Для шестерни: предполагая, что m < 3мм,
Для колеса:
д) Допускаемые напряжения изгиба:
Для шестерни
Для колеса
5. Коэффициенты нагрузки.
а) Так как по таблице 11.2 назначаем 8 степень точности передачи, затем получаем коэффициенты KHv = 1,05; KFv = 1,09.
б) Принимаем коэффициент ширины венца лоя симметрично расположенного относительно опор колеса: Ψba = 0,315.
По таблице 12.3 выбираем значение коэффициента неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы Значение коэффициента Kw находим по таблице 12.4 для зубчатого колеса, при Тогда значение после приработки зубьев:
Значение коэффициента находим по формуле , при GF = 0,88:
в) Находим значения коэффициентов распределения нагрузки между зубьями для назначенной 8-й степени точности:
г) Находим значения коэффициентов нагрузки при Ka = 1:
6. Межосевое расстояние.
Принимаем aw = 80мм.
7. Ширина венца колеса и шестерни.
. Принимаем b2 = 26 мм.
b1 = b2 + 3 = 29мм.
8. Нормальный модуль зубьев.
По таблице 11.1 принимаем m = 2 мм.
9. Угол наклона зубьев и число зубьев колёс.
а) Минимальный угол наклона зубьев.
б) Суммарное число зубьев.
Принимаем 76.
в) Фактический угол наклона зубьев.
г) Число зубьев шестерни и колеса.
Z2 = ZΣ – Z1 = 50.
10. Фактическое передаточное число.
Погрешность 4% допускается, принимаем u = uф = 1,92.
11. Проверочный
расчет на контактную
12. Силы в зацеплении.
Окружная сила
Радиальная сила
Осевая сила
13. Проверочный
расчёт на прочность при
а) Эквивалентное число зубьев.
Шестерни
Колеса
б) По таблице 13.1 при x=0, коэффициенты формы зуба равны: YFS1 = 3,8; YFS2 = 3,6.
в) Коэффициент, учитывающий наклон зуба
г) Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yε = 0,65.
д) Расчётные напряжения изгиба в основании ножки зуба.
Шестерни
Колеса
14. Основные геометрические размеры передачи.
Шестерня:
Делительный диаметр Принимаем d1 = 55 мм.
Диаметр вершин da1 = 59 мм.
Диаметр впадин df1 = 50 мм.
Колесо:
Делительный диаметр Принимаем 105 мм.
Диаметр вершин da2 = 109 мм.
Диаметр впадин da2 = 100 мм.
Межосевое расстояние
15. Пригодность заготовок шестерни и колеса.
Шестерня Dзаг. = da1 + 6 мм = 65 мм < 200 мм.
Для конструкции колеса с выемками толщина сечения заготовки S = 0,4*b2 = 10,4 мм. Или Sзаг. = 8*m = 16 мм, что меньше [S] =125 мм.
Условия пригодности колёс выполнены.
Предварительный расчёт валов редуктора
Принимаем [τк] = 25 МПа.
Диаметр вала шестерни
Диаметр вала колеса
Принимаем: dв1 = 21 мм; dn1 = 29 мм; dв2 = 28 мм; dn2 = 33 мм; dk2 = 38 мм.
Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за одно целое с валом d1 = 55 мм; da1 = 59 мм; b1 = 31 мм.
Колесо кованое d2 = 105 мм; da2 = 109 мм; b2 =26 мм.
Диаметр ступицы dст = 1,6*dk2 = 60,8 мм.
Длина ступицы Lст = (1,2…1,5)*dk2 = 45,6…57 мм. Принимаем Lст = 48 мм.
Толщина диска C = 0,3*b2 = 7,8 мм. Принимаем C = 8 мм.
Толщина обода δ0 = (2,5…4)*mn = 5…8 мм. Принимаем δ0 = 8 мм.
Конструктивные размеры корпуса редуктора
δ = 0,025*aw + 1 = 3 мм. Принимаем 8 мм.
δ1 = 0,02*aw + 1 = 2,6 мм. Принимаем 8 мм.
b = 1,5* δ = 12 мм.
b1 = 1,5* δ1 = 12 мм.
p = 2,35* δ = 18,8 мм. Принимаем p = 20 мм.
d1 = (0,03…0,036)*aw + 12 = 14,4…14,88 мм. Принимаем болты с резьбой М16.
d2 = (0,7…0,75)*d1 = 11,2…12 мм. Принимаем болты с резьбой М12.
d3 = (0,5…0,6)*d1 = 8…9,6 мм. Принимаем болты с резьбой М10.
Проверка долговечности подшипника
Реакции опор:
В плоскости xz:
В плоскости yz:
Суммарные реакции:
Ведущий вал.
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре. Из приложения 3 учебника Чернавского С. А. “Курсовое проектирование деталей машин” намечаем радиальные шарикоподшипники 304.
d = 20 мм; D = 52 мм; B = 15; r = 2 мм; C = 15,9 кН; C0 = 7,8 кН.
Эквивалентная нагрузка
Отношение
Отношение
Расчётная долговечность, млн. об.
Расчётная долговечность, ч.
Ведомый вал.
Несёт такие же нагрузки, как и ведущий вал, подбираем подшипники по более нагруженной опоре. Намечаем радиальные шарикоподшипники 305.
d = 25 мм; D = 62 мм; B = 17; r = 2 мм; C = 22,2 кН; C0 = 11,4 кН.
Эквивалентная нагрузка
Отношение
Отношение
Расчётная долговечность, млн. об.
Расчётная долговечность, ч.
Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пащов и длины шпонок – по ГОСТ 2360 – 78 (Таблица 8.9. Учебник - Чернавский С. А. “Курсовое проектирование деталей машин”). Материал шпонок – сталь 25 нормализованная.
Напряжения смятия и условие прочности определяется по формуле:
Допускаемые напряжения смятие при стальной ступице [σсм] = 100…120 МПа.
Ведомый вал: d = 28 мм; b*h = 8*7; t1 = 4; t2 = 3,3; фаска S = 0,25x45º; lст = 48; lшп = 40; T = 87,54 кН.
σсм = 65,13 МПа < [σсм].
Ведущий вал: d = 21 мм; b*h = 6*6; t1 = 3,5; t2 = 2,8; фаска S = 0,25x45º; lст = 48; T = 44,67 кН.
σсм = 50 МПа < [σсм].