Основные понятия технического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании». Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Файлы: 1 файл

метрол1.docx

— 43.61 Кб (Скачать)

К этим правовым нормам, в  первую очередь, относятся принятые в рамках деятельности Всемирной  торговой организации (ВТО) многосторонние торговые соглашения. Едва ли не главным  условием вхождения России во ВТО  считается соответствие основным принципам  технического регулирования, сформулированным в следующих документах: «Соглашение  по техническим барьерам в торговле», «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер» и «Кодекс  добросовестной практики».

Кроме технических регламентов, основными составляющими технического регулирования считаются и стандарты, и процедуры подтверждения соответствия, и аккредитация, а также надзорные  и контрольные функции. 1.07.2003 г. считается важной отправной точкой для начала процессов разработки новых технических регламентов, поскольку именно тогда вступили в силу положения Федерального закона «О техническом регулировании». Датой завершения данного процесса определен 2010 год.

Основой для будущей стройной системы технических регламентов, процедур оценки соответствия и национальных стандартов стали принципы взаимосвязанности, непротиворечивости и достаточности, а также принцип согласованности  с основными нормами вышеозначенных соглашений. Например, Соглашение по техническим  барьерам в торговле ВТО основной акцент делает на формировании неких  механизмов, способствующих преодолению  разнообразных препятствий в  процессе торговли, которые, как правило, проистекают из положений технических  регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Благодаря регламентированным данным соглашением приоритетом  Международных стандартов, руководств и рекомендаций, снимается ряд  вопросов возникновения непредвиденных технических барьеров в торговле, что соответствует реализации принципа гармонизации.

На решение тех же вопросов преодоления технических барьеров направлен Кодекс добросовестной практики, формулирующий процедуры оценки соответствия и стандартов Главное  внимание здесь должно обращаться на тот момент, чтобы данные процедуры  не становились слишком затратными и ограничительными, что необходимо для проведения оценки соответствия товаров требованиям и стандартам страны—импортера. В связи с этим Федеральное законодательство РФ о  техническом регламентировании  нацелено на создание двухуровневой  системы нормативных документов. А это, во—первых, технические регламенты, в которых обозначены обязательные для всех требования, и, во—вторых, добровольные стандарты.

4. Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации

Свод правил и положений, содержащих порядок проведения работ  по стандартизации РФ и касающихся фактически всех основных отраслей народного  хозяйства страны, независимо от уровня управления, именуется Государственной  системой стандартизации или ГСС. Основными  правовыми документами, регламентирующими  данную систему, является ряд Межгосударственных и Государственных уставов, как  раз и содержащих основные правила, регулирующие вопросы организации  и проведения работ по стандартизации. Для этой цели был организован  специализированный орган под названием  «Международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации», основные задачи которого определяются следующими положениями:

1) предоставление проектов межгосударственных стандартов на утверждение;

2) выборка перспективных направлений в сфере стандартизации;

3) рассмотрение и принятие основных направлений в сфере стандартизации и метрологии, расходов на их проведение.

Также к органам службы стандартизации относятся организации, учреждения, объединения и подразделения, основная составляющая деятельности которых  лежит в области проведения непосредственно  работ по стандартизации или в  области выполнения определенных функций  по стандартизации.

Государственная стандартизация призвана решать ряд следующих вопросов и задач:

1) вести разработку Государственных стандартов, содержащих основополагающие и общетехнические требования, а также требования по регулированию вопросов безопасности трудовой деятельности, защиты окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

2) способствовать выполнению воли заказчика;

3) рассматривать и утверждать Государственные стандарты и ряд других нормативных актов, в том числе: инструкции, методические указания и т. п.;

4) обеспечивать принципы единства и достоверности измерений в государстве, а также способствовать усилению и ускоренному развитию Государственной метрологической службы;

5) заниматься проведением организационных работ по непосредственному использованию Международных, региональных и национальных стандартов иных государств в качестве Государственных стандартов;

6) заниматься опубликованием и широким распространением Госстандартов в других нормативных документах;

7) заниматься подготовкой работ по международному сотрудничеству в сфере стандартизации, по качественному использованию их итогов.

Для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации создаются специальные службы стандартизации. Существует также Государственный  комитет РФ по стандартизации и метрологии – Госстандарт России, на который возложена обязанность проведения межотраслевой координации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации. На федеральном уровне также был создан орган – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Его функции определяются руководящей ролью в деятельности Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свой ствах веществ и материалов. В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие научно—исследовательские организации: Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно—исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»), ОАО «Всероссийский научно—исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИН—МАШ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт метрологической службы» («ВНИИМС»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт оптико—физических измерений» («ВНИИОФИ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт метрологии им. Д. М. Менделеева» («ВНИИМ им. Д. М. Менделеева»), ОАО «Научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции» («НИИССагропродукт») и т. д.

Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные  органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории  госнадзора за стандартами и измерительной  техникой, службы стандартизации в  организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в  организациях и учреждениях, службы стандартизации уровня народного хозяйства  и предприятий.

5. Органы и комитеты по стандартизации

Закон Российской Федерации  «О техническом регулировании» (статья 14) формулирует основные направления  деятельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации:

1) утверждение национальных стандартов;

2) принятие программы разработки национальных стандартов;

3) организация экспертизы проектов национальных стандартов;

4) обеспечение согласованности национальной системы стандартизации потребностям национальной экономики, а также зависимость ее от уровня состояния материально—технической базы и научно—технического прогресса;

5) осуществление учета правил стандартизации, национальных стандартов, других рекомендаций и нормативной базы в этой сфере, а также организационная работа, направленная на доступность вышеперечисленных документов всем заинтересованным лицам;

6) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

7) организация опубликования и каналов распространения национальных стандартов;

8) активное участие в работе над созданием Международных стандартов в соответствии с положениями уставов различных Международных организаций для обеспечения максимальных выгод для Российской Федерации в случае их одобрения и использования;

9) утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;

10) представление России и ее интересов в различных международных организациях, работающих в сфере стандартизации.

Согласно положениям вышеозначенного  Закона в состав технических комитетов  по решению вопросов стандартизации могут входить как представители  научных организаций и Государственных  федеральных органов исполнительной власти, так и представители различных  общественных объединений и других общественных организаций, созданных  предпринимателями или конечными  потребителями товаров и услуг. Порядок создания и работы данных технических комитетов должен утверждаться Национальным органом по стандартизации. Государственное управление по вопросам стандартизации в РФ реализовывается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. За проведение мероприятий по вопросам стандартизации строительства отвечает Минстрой России. За выделенную ему часть работ по стандартизации отвечает соответственно НИИ Госстандарта.

ВНИИС отвечает за разработку «научно—технических, правовых и экономических  основ стандартизации управления качеством  продукции, госнадзора за внедрением и  соблюдением стандартов, международного сотрудничества в области стандартизации». В его же компетенции находятся  вопросы методического руководства  предприятиями. Разрабатывает ВНИИС  и вопросы организационно—методических, научно—технических и правовых проблем, существующих в сферах стандартизации и сертификации, а также проводит научно—техническую и правовую экспертизу стандартов, осуществляет работы в  рамках ISO и некоторых других Международных  организаций.

ВНИИМАШ, в свою очередь, ведает вопросами стандартизации в  машиностроительной отрасли и в  отрасли приборостроения, ВНИИКИ –  в области научно—технической терминологии, информации, метрологии и качества продукции, ГНИЦВОК – в сфере  стратегического развития и разработки единообразной системы кодирования  и классифицирования технико—экономической информации, кроме того – в сфере разработки и внедрения унифицированных систем документации в АСУ, ГНИЦВОК – в области принятия и использования общероссийских классификаций для информации технико—экономического направления, а также унифицированной документации.

При необходимости в министерствах  РФ формируются специальные службы стандартизации, а также головные организации по стандартизации, помогающие решать ряд организационных и  координационных задач. Подобные службы могут возникать и непосредственно  на предприятии. Функциями их в данном случае становятся научно—исследовательские, опытно—конструкторские и ряд других работ по вопросам стандартизации, а также помощь в выполнении подобных работ другим подразделениям предприятия  и создание организационно—методической  и научно—технической базы для оптимальной  деятельности предприятия в сфере  стандартизации В основу работ служб стандартизации заложены рекомендации по службам стандартизации. Кроме того, службы стандартизации осуществляют тесное взаимодействие с всевозможными общественными организациями потребителей, основной задачей контакта с которыми считается наиболее оптимальное соответствие интересам потребителей.

В рамках этого сотрудничества представители вышеозначенных общественных организаций привлекаются к решению  вопросов, связанных с формированием  качества, номенклатуры и методов  оценки товаров, а также с формированием  пакетов предложений по разработке и обновлению стандартов.

6. Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов

Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых  к одному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его  изменения и дополнения. Кроме  того, стоит отметить и то, что  не любой документ, содержащий некоторые  обязательные требования, может считаться  техническим регламентом. Для принятия технического регламента существует определенная специально созданная процедура. А  также сам документ должен быть создан особым образом. Технический регламент  должен в обязательном порядке включать: во—первых, перечень тех товаров, процессов их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в связи с наличием и обработкой которых и формируются, собственно говоря, его требования. Во—вторых, технический регламент должен содержать те самые необходимые для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основной направленностью данных требований технического регламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:

1) единства измерений;

2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;

3) безопасности излучений;

4) взрывобезопасности;

5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.

Также в технический регламент  могут включаться некоторые другие требования, правила и формы. Например, к первым относятся требования:

1) обеспечивающие названные ранее виды безопасности;

2) способствующие поддержанию принципа единства измерений;

3) особые требования к терминологии, упаковке, этикеткам и маркировкам, а также к правилам их нанесения. Среди вторых следует, в первую очередь, назвать правила, идентифицирующие объект регулирования, а также формы и правила оценки соответствия. К этой же категории требований можно отнести формулирование «предельных сроков оценки соответствия каждого объекта регулирования».

Согласно Закону «О техническом  регламентировании» требования к товарам, процессам их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, не включенные в технический  регламент, не носят обязательный характер. Из положений вышеназванного Закона вытекают следующие основные цели принятия технических регламентов:

1) защита жизни или здоровья людей, а также имущества юридических и физических лиц или имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности;

2) охрана окружающей среды, здоровья и жизни животных и растений;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Каких—либо иных целей  принятия технических регламентов  существовать не должно.

А вот в части объяснения понятия и сущности технического регламента статья 8 Закона «О техническом  регулировании» дает определение двух видов технических регламентов  общие и специальные. Так, требования общего технического регламента применяются  в обязательном порядке к любому виду товаров и услуг, в том  числе в процессе из создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации. А, соответственно, требованиями специального технического регламента принимают во внимание технологические  особенности ряда групп товаров, а также, соответственно, процессы их создания, хранения, транспортировки, реализации, утилизации или использования. Кроме того, специальные технические  регламенты могут устанавливать  свои требования лишь к отдельным  видам товаров, а также процессам  их создания, хранения, перевозки, потребления, реализации или утилизации, в отношении которых не обеспечиваются требования общеобязательных технических регламентов. Нельзя не отметить и то, что в числе специальных технических регламентов нередко выделяют особую разновидность – макроотраслевые специальные технические регламенты, охватывающие, как правило, несколько групп однородных объектов. Так, к примеру, существует макро—отраслевый регламент, формулирующий основные требования к пищевым добавкам или же к красителям для пищевой продукции. Однако многие исследователи считают, что данный вид технического регламента нельзя назвать специальным регламентом. Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных категорий:

Информация о работе Основные понятия технического регулирования