Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, контрольная работа
Нефтеперерабатывающая промышленность – замыкающее звено нефтяной отрасли. От ее состояния зависят показатели всей отрасли, экономика и обороноспособность страны.
Важнейшей проблемой, стоящей в настоящее время перед нефтеперерабатывающей промышленностью, является углубление переработки нефти с целью максимального получения наиболее ценных светлых нефтепродуктов – моторных топлив и нефтехимического сырья.
Введение
Нефтеперерабатывающая промышленность – замыкающее звено нефтяной отрасли. От ее состояния зависят показатели всей отрасли, экономика и обороноспособность страны.
Важнейшей проблемой, стоящей
в настоящее время перед
Актуальность углубления переработки нефти все более возрастает в связи со снижением прироста ее добычи, увеличением затрат на добычу и транспортировку. Ограниченность мировых запасов нефти ведет к необходимости вовлечения в переработку нетрадиционных видов сырья – тяжелых и битуминозных нефтей, запасы которых заметно превосходят запасы обычных нефтей. Современные мировые доказанные запасы тяжелых нефтей и природных битумов составляет до 100 млрд. м3. Ресурсы тяжелой нефти и нефтяных песков играют весьма существенную роль уже в настоящее время. Кроме того, многие нефтеперерабатывающие заводы стоят перед проблемой утилизации тяжелых остаточных фракций в связи с сокращением потребления котельных топлив, а также в связи с вводом норм ЕЭС, ограничивающих содержание в них серы (0.25 – 0.15%).
В девяностых годах отечественная
нефтепереработка пережила глубочайший
кризис, приведший к тому, что
по объему переработки нефти Россия
переместилась со второго места
после США на четвертое, пропустив
вперед Японию и Китай. Это, прежде всего,
связано со следующими обстоятельствами:
на большинстве
Эти два обстоятельства не
позволяют
Доля углубляющих процессов в России примерно 20% от объема переработки нефти, а в США более 73%. Существенно отстает и развитие процессов, обеспечивающих качество нефтепродуктов (алкилирование, изомеризация, производство оксигенатов). Сравнительный состав технологических процессов приведен в таблице.
Современный состав технологических процессов нефтепереботки
Основные вторичные процессы |
Зап. Европа |
США |
Россия |
Япония |
Китай |
Каталитический крекинг |
15.6 |
36.2 |
6.6 |
19.1 |
20.9 |
Гидрокрекинг |
6.6 |
9.6 |
0.5 |
3.8 |
2.9 |
Термокрекинг (висбрекинг) |
12.4 |
0.3 |
4.7 |
- |
- |
Коксование |
2.5 |
15.6 |
1.9 |
2.2 |
7.8 |
Риформинг |
12.6 |
18.6 |
11.3 |
13.5 |
3 |
Гидроочистка |
45.5 |
48.1 |
25.8 |
76.3 |
5.6 |
Алкилирование |
1.3 |
5.8 |
0.2 |
0.8 |
0.5 |
Изомеризация |
2.2 |
2.8 |
0.6 |
0.3 |
- |
Производство МТБЭ |
0.3 |
0.6 |
0.1 |
0.1 |
0.02 |
Производство ароматики |
1.6 |
2.4 |
0.8 |
3.6 |
- |
Производство масел |
1.0 |
1.0 |
1.5 |
0.9 |
1.1 |
Битум |
2.7 |
3.4 |
3.8 |
2.7 |
- |
Процессы углубляющие переработку |
42.9 |
73.3 |
20.3 |
32.6 |
33.4 |
Период формирования новой российской нефтепереработки совпал с существенным ужесточением мировых требований к качеству нефтепродуктов. Впервые было сформулировано понятие «экологически чистые моторные топлива».
За последние годы на большей
части нефтеперерабатывающих
Решение проблемы углубления переработки нефти в России (до уровня 75% к 2010 г. и 85% к 2020 г.) будет предопределятся наличием сырья для загрузки мощностей углубляющих процессов и освоения новых технологий для вовлечения в глубокую переработку нефтяных остатков, т.е. процессов каталитического крекинга, висбрекинга, коксования, гидрогенизационных процессов.
Основным процессом углубления, по имеющимся оценкам и прогнозам, будет каталитический крекинг. Для загрузки этого процесса потребуется вовлечение все более тяжелого сырья, вплоть до мазутов и гудронов после соответствующей подготовки их путем деасфальтизации различными растворителями, а также газойлей вторичного происхождения.
Наряду с каталитическим
крекингом достаточно широкое использовние
в мировой нефтепереработке находит
гидрокрекинг, обеспечивающий более
высокие выходы моторных топлив, а
сочетание каталитического
Наращивание мощностей по
каталитическому крекингу, термическому
крекингу и коксованию приведет к
увеличению ресурсов низших олефинов,
которые будут вовлекаться в
химическую переработку с целью
получения изопарафиновых углеводородов
путем алкилирования и
Без увеличения производства изопарафиновых углеводородов и кислородсодержащих соединений обеспечить потребности общества в высокосортных и экологически чистых бензинах практически невозможно.
Большая часть бензинов, выпускаемых отечественными нефтеперерабатывающими заводами, не соответствуют европейским стандартам. Экспортируемый бензин используется как сырье для дальнейшей переработки, а не как топливо.
Основными базовыми компонентами
товарных автобензинов являются катализаты
риформинга и каталитического крекинга.
Распространение
Процессы алкилирования
изобутана бутиленами, изомеризации
пентан-гексановой фракции, олигомеризации
и полимеризации, производства оксигенатов
в последнее десятилетия
По имеющимся оценкам
для выхода России на уровень ведущих
стран мира по выпуску высокооктановых
бензинов необходимо мощности каталитического
крекинга довести до 15% к мощности
установок первичной
1. Характеристика исходного сырья
Исходным сырьём принимается Одоптинская нефть окобыкайской свиты о. Сахалин. Характеристика исходного сырья приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. – Характеристика исходного сырья
Наименование показателя |
Фактическое значение |
-плотность – с4Іє – молекулярная масса – кинематическая вязкость, сст, при 20 єС- при 50 єС – температура застывания, єС с обработкой без обработкой – температура вспышки в закрытом тигле, єС – содержание твердых парафинов, % масс – содержание серы, %масс – содержание азота, %масс – содержание смол, %масс сернокислотных силикагелевых – содержание асфальтенов, %масс – коксуемость, %масс – зольность % масс – выход фракций до 200єС, % масс – выход фракций до350 єС, % масс – выход базовых масел на нефть % масс – выход базовых масел на мазут % масс |
0,8571 206 4,55 2,26 минус 10 минус 6 минус 35 3,50 0,40 0,23 28 7,11 1,14 1,78 0,008 30,68 69,5 15,4 50,49 |
Пригодность нефти для производства битумов (ГОСТ11954–66) определяется по формулам:
А+С – 2,5*П≥8 – наиболее пригодна; /5, с. 245/ (1.1)
0≤А+С – 2,5*П≤8 – пригодна; /5, с. 245/ (1.2)
А+С – 2,5*П≤0 – непригодна; /5, с. 245/ (1.3)
где А – содержание асфальтенов, % масс;
С – содержание смол, % масс;
П – содержание твердых парафинов, % масс;
Поскольку выражение А+С – 2,5*П= -0,50, то Одоптинская нефть не пригодна для производства битумов.
2. Характеристика продукции
Готовой продукцией завода является: автомобильный бензин Аи-95, зимнее и летнее дизельное топливо, сера элементарная, сжиженные газы, жидкий парафин, кокс.
2.1 Характеристика автомобильного бензина
На НПЗ вырабатывается бензин Аи-95. Требования к бензину Аи-95 представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Требования к бензину АИ-95 по ГОСТ 2084–77
№ |
Наименование показателя |
Норма для марки Аи-95 |
Метод испытания |
Неэтилированный (ОКП 02 5112 0300) | |||
1 |
Детонационная стойкость, октановое число не менее: по моторному методу по исследовательскому методу |
85 95 |
По ГОСТ 511–82 По ГОСТ 8226–82 |
2 |
Концентрация свинца, гр на 1 дм3 бензина, не более |
0,013 |
По ГОСТ2084–77 п. 4.5 |
3 4 5 6 |
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, 0С, не ниже: летнего зимнего 10% бензина перегоняется при температуре 0С, не выше: летнего зимнего 50% бензина перегоняется при температуре 0С, не выше: летнего зимнего 90% бензина перегоняется при температуре, 0С |
30 Не нормируется 75 55 120 105 |
По ГОСТ 2177–8 |
2.2 Характеристика дизельного топлива (ДТ)
Требования к дизельному топливу представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Характеристика ДТ в соответствии с ГОСТ 32675 – 01
№ |
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания | ||
Л |
З |
А | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
По ГОСТ 3122–76 |
2. |
Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре, 0С, не выше 96% перегоняется при температуре (конец перегонки), 0С, не выше |
280 360 |
280 340 |
255 330 |
По ГОСТ 2177–82 |
3. |
Кинематическая вязкость при 20 0С, мм2/с (сСт) |
3,0–6,0 |
1,8–5,0 |
1,5–4,0 |
По ГОСТ 33–2000 |
4. |
Температура застывания 0С, для климатической зоны, не выше: умеренной холодной |
-10 - |
-35 -45 |
- -55 |
По ГОСТ 20287–91 и п. 5.2 ГОСТ 305–82 |
5. |
Температура помутнения для климатической зоны, 0С, не выше: умеренной холодной |
-5 - |
-25 -35 |
- - |
По ГОСТ 5066–91 (второй метод) |
6 |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, 0С, не ниже: для тепловозных и судовых двигателей и газовых турбин для дизелей общего назначения |
62 40 |
40 35 |
35 30 |
По ГОСТ 6356–75 |
2.3 Характеристика сжиженного газа
Характеристика сжиженного газа СПБТЗ приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Характеристика сжиженного газа СПБТР по ГОСТ 20448–75
Показатели |
Нормы |
1 |
2 |
1. Компонентный состав газа, % масс 2. Сумма метана, этана, этилена, не более 3. Сумма пропана и пропилена, не более 4. Сумма бутана и бутилена, не боле 5. Жидкий остаток (С5 и выше), не более 6. Давление насыщенных паров избыточное, кгс/смІ(МПа), не более: при 45єС при «минус 20єС 7. Содержание сероводорода, г/100мі газа, не более 8. Содержание общей серы, % масс, не более 9. Запах должен ощущаться при содержании газа в воздухе, % об |
4 75 20 1 1,6 (0,16) 1,6 (0,16) 5 0,15 0,5 |
2.4 Характеристика нефтяного кокса
Характеристика нефтяного кокса К3–25 приведена в таблице 2.4
Таблица 2.4 – Основные характеристики нефтяных коксов
Марка кокса |
Выход летучих, % не более |
Содержание, % не более | |||
серы |
золы |
мелочи менее 25 мм |
мелочи менее 8 мм | ||
К3–25: 1-й сорт 2-й сорт К3–8 К3–0 |
7 9 9,5 10 |
1,3 1,5 1,5 1,5 |
0,5 0,6 0,7 0,8 |
10 10 - - |
- - 25 - |
3. Обоснование варианта переработки нефти
В курсовой работе разработан
вариант переработки
Одоптинская нефть является малосернистой, малопарафинистой. Потенциальное содержание фракций, выкипающих до 350С составляет 69,5% масс, а потенциальное содержание базовых масел 15,4% масс индексом вязкости 72. Содержание серы в Одоптинской нефти составляет 0.40% масс.
Одоптинская нефть имеет шифр: 1.1.2.4.2. согласно технологической классификации (ГОСТ 912–66).
Из Одоптинской нефти нельзя получить дорожные и строительные битумы, т.к. нефть имеет содержание твердых парафинов 3.50% масс и выражение А+С – 2,5*П = -0,50.
В связи с вышесказанным,
требуются установки для
Газы, растворенные в нефти, после атмосферной трубчатки поступают на газофракционирующую установку предельных углеводородов. Туда же поступают газы с установок каталитического риформинга.
Фракция НК-620С получается на блоке вторичной перегонки АТ и используется в качестве сырья на установке каталитической изомеризации. Назначение изомеризации – повышение октанового числа нефтяных фракций С5-С6 путём превращения парафинов нормального строения в их изомеры, имеющие более высокое октановое число. Изомеризация протекает по карбкатионному механизму на бифункциональных катализаторах в присутствие водородсодержащего газа.
Фракция 62–850С идет на установку Цеоформинг Процесс Цеоформинг позволяет получать высокооктановые неэтилированные автобензины. Катализаторы процесса не содержат благородных металлов. Стоимость одной загрузки катализатора составляет не более 2% стоимости наработанного на нем топлива. Срок службы катализатора 5000 – 7000 часов.